Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 мая 2023,  13:40

Кивнули: «Остаёмся!» Как белгородская молодая семья педагогов нашла себя в сельской школе

Об этом «Белгородским известиям» рассказала чета Комаровых, которая работает в Чернянском районе

Кивнули: «Остаёмся!» Как белгородская молодая семья педагогов нашла себя в сельской школеВалерия КомароваФото: Валерия Шатько
  • Статья
  • Статья

Учителя Евгения и Валерия Комаровы поведали о том, как жить около школы в прямом и переносном смысле, как переехать из города в село и во взрослом возрасте сменить профессию, как быть на одной волне с детьми и каково это – когда в классе только один ученик.

Она и Он

Учителем русского языка и литературы Валерия Комарова работает 6 лет. Её семья какое‑то время жила в Курской области. После 9 классов сельской школы девушка уехала в областной Курск и в 10-й класс уже пошла в лицее.

«У нас в социально-гуманитарном классе было много уроков русского языка, литературы, истории, а математики – мало. И мы с ребятами из физико-математического профиля друг другу помогали: они нам математику объясняли, я им – темы по русскому. И я поняла, что у меня получается! Подумала: учить – это моё», – рассказывает Валерия.

С будущим мужем она жила в одном селе.

 

Кивнули: «Остаёмся!» Как белгородская молодая семья педагогов нашла себя в сельской школе - Изображение Фото: Валерия Шатько

«Так получилось, что у нас даже был один классный руководитель, только с разницей в 5 лет», – вспоминает молодой педагог.

Встречаться Валерия и Евгений начали уже в Курске. Он окончил Курский железнодорожный техникум, и дипломированного помощника машиниста позвали на работу в Старый Оскол. В Старооскольский филиал БелГУ поступила и она.

«Я в Курске работы по специальности не нашёл, но не сомневался, что перевезу будущую супругу с собой, – рассказывает Евгений. – Мы уже понимали, что Валерия станет моей женой (отношения пара узаконила, когда Лера училась на первом курсе – прим. авт.). Её приняли на педагогический, а я о профессии педагога не только не задумывался, но и школы старался обходить подальше! Работал помощником машиниста, меня быстро повысили, и уже в 24 года я стал машинистом электровоза. Профессию менять не собирался».

А теперь Евгений 5 лет преподаёт в школе. Свою роль тут сыграли трагические обстоятельства.

«Ты всё про них знаешь»

В 2015 году Евгений получил инвалидность и перенёс множество операций. С работы пришлось уйти. Валерия, учась, проходила практику в городской и сельской школах.

«Я уже прекрасно понимала, что меня ждёт большая ответственность, потому что и ОГЭ, и ЕГЭ – каждый год. На четвёртом курсе подумывала, что не буду в школе работать. А на пятом после практики в селе поняла, что пойду, но в сельскую школу», – говорит она.

В это же время она прошла отбор областного конкурса «Я – будущий педагог» и с 1 сентября вышла на работу в Волковскую среднюю школу. Место трудоустройства тогда ещё выпускнице вуза предложил декан, а её здесь готовы были принять. Задачка оказалась почти со звёздочкой: в школе несколько лет не было постоянного педагога-русоведа, и Валерии одной предстояло вести уроки русского языка и литературы с 5-го по 11-й класс.

Казалось бы, нагрузка для молодого педагога огромная, но она признаётся:

«Ни разу не пожалела, потому что сельская школа – это другой мир. Ты знаешь в лицо каждого ребёнка не просто своего класса, а всей школы, каждого родителя. И эти дети воспринимаются совершенно иначе. На них смотришь не как на учеников, ты всё про них знаешь: кто с кем дружит, общается – и не можешь оставаться равнодушным».

Начинающей учительнице в Чернянском районе дали служебное жильё и подъёмные.

 Помните своё первое впечатление от Волково?

— Лил такой дождь! Едем, слева поле, справа поле – ничего не видно, – рассказывает Валерия. – Школа на меня произвела какое‑то ностальгическое впечатление: та, где мы учились, была на неё похожа – старое здание, деревянные полы. Показали нам дом буквально в 100 метрах от школы. И мы посмотрели друг на друга и кивнули: «Остаёмся!»

— Мы от города уставали немножко, – добавляет Евгений. – Переехали, я стал обустраивать дом. А спустя год директор школы Адам Приболовец предложил выйти на работу и мне. Понятное дело, пенсия на группе инвалидности очень скромная, так что не отказался.

В 26 лет он заочно поступил в институт на педагогический. Не рассчитывая, прошёл на бюджет.

«В таком осознанном возрасте понимаешь, что тебе нужно учиться. Это и необходимость получить профессию, и самообразование. К счастью, в сельских школах можно одновременно и работать, и учиться. Это большой плюс. Я преподаю биологию, в том году ученица сдавала ЕГЭ. Наверное, впервые в школе за всё время существования госэкзамена. И сейчас у нас ученики активно готовятся и к ОГЭ, и к ЕГЭ по биологии. Для меня это тоже своего рода обучение», – говорит Евгений Васильевич.

К слову, по условиям конкурса «Я – будущий педагог» Валерия получила выплату – 260 тыс. рублей. На эти деньги молодая семья купила «Ниву».

«У нас была старенькая «семёрка», – рассказывает муж. – В первую же зиму в селе мы на ней не смогли выехать из дома: замело ворота! «Нива» нам очень помогла, потом мы решили отдать её моему папе, а себе купили «Ладу-Весту». Родился ребёнок, а «Нива» не семейная машина».

 

Евгений Комаров Евгений Комаров / Фото: Валерия Шатько

Одна Маша

Учеников в Волково немного, чуть меньше 60 человек. Но, по словам Комаровых, маленькая сельская школа – большая семья.

«Нельзя объяснить, каково это: такое можно только самому пережить, – говорит Евгений. – Я классный руководитель в выпускном классе, где всего одна ученица. Она приезжает каждый день из соседнего Губкинского округа. Выбрала, к счастью, нашу школу. Сначала в этом классе учеников было трое, после 9-го двое ушли. А Маша осталась».

А Валерия добавляет, что его влияниеоказалось так велико, что Маша собирается стать учителем биологии и химии. 

«Если вернётся в нашу школу, уступлю ей биологию! – рассказывает Евгений. – Один ребёнок в классе – это колоссальное внимание к нему. Мы с супругой хорошо общаемся с её родителями. Маша ощущает ответственность перед нами, потому что мы, наверное, больше, чем учителя. Но нельзя сказать, что есть какое‑то панибратство и можно уроки не выучить!»

А самое интересное, что ей не скучно одной, и девочка в шутку говорит, что останется в 12-м классе.

«В школе есть своя отдушина – команда КВН «СВолково». Я этим занимаюсь, жена помогает во всём. И команда стала отдельной частью школьной жизни: старшеклассники все там, в том числе и Маша. Они дружат, друг друга поддерживают», – говорит Евгений.

Не смотря на разницу в возрасте, педагоги находятся на одной волне с детьми.

Кивнули: «Остаёмся!» Как белгородская молодая семья педагогов нашла себя в сельской школе - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий (архив)

 

На вопрос, как шутить об одном и том же, учитель отвечает:

«Честными быть в первую очередь, – считает Комаров. – Перед собой и перед ними. Нельзя быть ненастоящим и требовать от ребёнка какой‑то отдачи. Ребёнок всё чувствует, и, если ты один раз ему сказал неправду, пусть это даже будет ложь во благо, он это заметит. А если о шутках для КВН, то нам хватает трёх-пяти минут вместе на переменах. Столько материала накапливается, что тяжело всё вместить в одно выступление! Для детей неформальное общение важно, потому что нагрузка у них очень высокая. Если ты открыт с детьми, то и они тебя научат тому, что актуально сейчас, и прислушаются к тебе».

Валерия добавляет, что муж через КВН привил детям свои музыкальные вкусы!

«Я такой прожжённый рокер, и детям музыка тоже понравилась. Свои вкусы им не навязываю, мы не тащим на сцену тяжёлую музыку ни в коем случае. Ребята продолжают слушать и своё, но и на старый добрый «Наутилус Помпилиус» переключились. На последнем музыкальном фестивале мы как раз переделывали песни, у нас есть поющие дети. А если мы коснулись музыки в целом, то буду буквально гласом от народа. Очень хочется, чтобы в программу родной литературы включили поэта и музыканта Игоря Растеряева. Его произведения – это огромная база для русоведа и литературоведа: смыслы там заложены, метафоры и эпитеты потрясающие!»

«Здравствуйте, Валерия Александровна!»

Жить в селе – практически всегда быть на виду. Особенно если ты учитель и тебя все знают. Валерия улыбается: на себе Комаровы пристального внимания не ощущают. А супруг добавляет: они уже привыкли жить в ритме «везде и всюду». Школу он успевает совмещать с ДК соседнего Огибного, где Евгений работает звукооператором.

Валерия часто слышит на улице: «Здравствуйте, Валерия Александровна!» И от этого совсем не устаёт:

«Мы даже в Чернянку и Губкин приезжаем, а там: «Здравствуйте, Валерия Александровна!» В Губкине недавно бывшую ученицу встретили. Было приятно поговорить, узнать, как дела».

Бывшая ученица замещала Валерию Александровну на уроках, когда та уходила в декрет.

«Когда я только пришла, девушка училась в 11-м классе. После школы она пошла к тем же педагогам, что и я, и какое‑то время уже успела поработать у нас в школе. Сейчас пишет диплом, надеюсь, всё сложится удачно. Я провела в декрете год и снова вышла на работу. Сейчас у меня 28 часов в неделю, а начинала я с двух ставок. Это 38 уроков в неделю», – говорит Валерия.

Ровно столько сейчас у Евгения. Кроме биологии он преподаёт технологию, литературу. На нём и «внеурочка»: КВН, алгоритмика, программа «Домашний мастер». Последняя у школьников популярна, выпиливать из дерева училась даже Маша.

На вопрос, не возникало ли желания преехать в другое место, Валерия признаётся:

«Через два года мне стало тяжело, нагрузка была большой. И тут я участвую в конкурсе «Учитель года», побеждаю в номинации «Дебют» на районном этапе, прохожу в областной. И как раз началась пандемия коронавируса, мы все ушли на дистанционку. Я в тот момент была беременна, и для меня эта история перетекла в длинный декретный отпуск. Сын родился в сентябре, и тогда же пришли старшеклассники с огромным тортом и поздравлениями. Я поняла, что не могу взять и просто оставить этих ребят. Выйдешь с ребёнком погулять – они прибегут, расспросят, как дела. Либо я приду на школьную площадку, дети и с сыном поиграют, и со мной пообщаются. Понимала, что хочу им помочь, после уроков приходила консультировать старшеклассников перед «пробниками» и экзаменами. Тут муж помогал, оставался с ребёнком: бабушки и дедушки у нас далеко. Когда вышла на работу, мы попросили их приезжать. Работаю только благодаря бабушкам, а вот в следующем учебном году Костя пойдёт в детский сад в селе».

Кивнули: «Остаёмся!» Как белгородская молодая семья педагогов нашла себя в сельской школе - Изображение Фото: Валерия Шатько

В этом году в районном этапе конкурса «Учитель года» первое место занял уже Евгений.

«Для меня, человека когда‑то далёкого от педагогики, это стало неожиданностью, – рассказывает он. – У меня оставалась большая ответственность перед учениками, которые в этом году сдают ОГЭ и ЕГЭ по моим предметам. Дети даже для КВН шутку придумали: «Педагог участвовал в конкурсе «Учитель года – 2023» и жил в школе два месяца. А как у вас проходит Год педагога и наставника?» Лера меня очень поддерживала, мы ночами не спали и готовились. Спасибо и руководству школы за помощь, потому что это точно не конкурс одного человека: работа тут командная. И в это же время на меня по‑другому посмотрели дети. Они участвуют во всех проектных конкурсах, смотрах самодеятельности – и их учителя тоже».

 Как молодому педагогу не выгореть на работе?

— Хороший вопрос, – задумывается Валерия. – Наверное, меньше придавать значения рабоче-официальному, а больше обращать внимание на взаимоотношения с детьми. Но надо смотреть по своему состоянию: если ты понимаешь, что не выдерживаешь нагрузки, может, стоит и сменить сферу деятельности. Сказать «терпи и работай» не всегда правильно. У меня иногда такое бывает: «Устала, не могу». А потом что‑то хорошее произошло на работе, например, дети чем‑то поделились, и думаешь: «Да всё же здорово!»

— Сейчас среди того, что свалилось на плечи учителей, самое главное – не потерять суть предназначения. Если ты понимаешь, зачем идёшь к детям, тогда среди всего этого ты найдёшь, за что зацепиться, чтобы не уйти. А если тебя рутина задавила и ты стал бумажным червячком, который работает только на отчёты, а за дверью твоего класса мало что связано с педагогикой, тогда стоит уходить из школы, – добавляет Евгений. – Это не зависит от возраста и может случиться с тобой в 30, 40, 50 лет. Если есть, за что зацепиться, то никакая рутина тебя от школы не отторгает. За большой зарплатой в школу не ходят, как бы прискорбно это ни звучало, но есть здесь что‑то другое.

 Как вы отдыхаете?

— В учебном году и не получается, – признаётся Валерия Александровна. – Мы вот все каникулы провели с кавээнщиками на репетициях.

— На каникулах больше работы! Школьный лагерь никто не отменял, – говорит её муж. – Дети ходят туда с огромным удовольствием! Бывает, что и до девяти часов вечера с нами не расстаются. Это, как правило, во время репетиций случается. Обычно циклично: осень, весна. И дети просто вместе с нами живут в ДК, где мы репетируем, потому что там есть большая сцена. Спасибо, что сотрудники домов культуры и в Волково, и в Огибном нам в этом деле помогают. А так я с грузовиком ковыряюсь – это долгострой у меня такой. Прошлой весной с гуманитарной помощью ездил в сторону границы, а машина наша много в себя не вмещала. Продавался грузовик, и я понял, что это – знак свыше: восстановлю и продолжу заниматься гуманитарным грузом. Даже не обсуждали с Лерой, купили, но машина была в плачевном состоянии. Надеюсь, что скоро восстановлю полностью. Но плотно этим займусь, уже когда Маша выпустится из школы. Что‑то перебираю, весь в солярке и мазуте, но для меня это отдых. Всё‑таки как к железякам тянуло, так и тянет!

— Мне с ребёнком отдых только снится! – улыбается Валерия. – Но я успеваю отдохнуть, когда мы вместе ездим в Дом культуры. Муж – на работу, а я, иногда и с сыном, – за компанию: пообщаться, попеть. Был у нас огород, небольшое хозяйство, но не хватает на всё сил. Май, июнь – жаркая пора в огороде, а нас дома как раз нет.

— Я понял, что живность, тех же курочек, обрекаю на бесхозяйственность, поэтому такую ответственность с себя снял. Но хозяйство всё‑таки хочется завести, только времени нет, – признаётся Евгений. – Кто бы мог 
подумать, что время станет самым ценным ресурсом в нашей жизни?

Оксана Придворева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×