Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13 апреля 2023,  19:43

Ты сегодня молодец! Почему Ирина Филимонова гордится своими учениками

Ты сегодня молодец! Почему Ирина Филимонова гордится своими ученикамиИрина Филимонова проводит занятиеФото: Валерия Шатько
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Ирина Филимонова по жизни философ. Она считает: когда рождается учитель (не связывать это с появлением на свет), в небе зажигается новая звезда. Потому что учитель, по сути, апостол: он учит, воспитывает доброту, отзывчивость и трудолюбие в детях. Коррекционный педагог – это ещё и поцелованный Богом, потому что он несёт в себе милосердие и терпение. Не каждому учителю под силу эта ноша.

Около 40 лет Ирина Евгеньевна работает с особенными учениками: незрячими, глухими и слабослышащими, а также с детьми, страдающими ДЦП и расстройствами аутистического спектра. Она учитель-дефектолог, сурдопедагог коррекционной общеобразовательной школы-интерната № 23 Белгорода.

Ни разу не сбился

К приходу корреспондентов «Белгородской правды» Ирина Филимонова подготовилась, выстроив занятия так, чтобы мы увидели, как дети, у которых нет слуха, общаются с учителем.

Мы находимся в кабинете слуховой работы. На каждой парте – усиливающая аппаратура, наушники, подставка под телефон, чтобы можно было записывать видео. На стене – зеркало, чтобы ребёнок видел правильную артикуляцию звуков и смог повторить. Рядом учебник, карточки и… деревянный календарь. Выставляя число и месяц, Ирина Евгеньевна специально делает ошибку: задача ученика – исправить её.

За партой сидит четвероклассник Никита Карабанов из Донецка. Его вывезли оттуда год назад. До этого мальчик молчал несколько лет. На правом ухе диагностирована средняя степень тугоухости, левое – абсолютно глухое. Ситуацию усугубил стресс из‑за проживания под обстрелами. В Белгороде он живёт с бабушкой Алёной Шелковой.

Никита старательно проговаривает названия овощей и фруктов. Учитель ободряет мальчика, и я понимаю: речь у школьника появилась и за год улучшилась, и это его маленькая победа. Сейчас он работает над ударением, дыханием, сочетанием согласных звуков, повторяет задание, подражая учителю. Свой урок Никита завершает выразительным чтением стихотворения «Ему всего‑то 10 лет», подготовленным для нас, и рассказывает про мальчика-героя Фёдора. Затем достаёт свис-тульку и показывает, как научился играть трель на нехитром инструменте. Больше всех радуется бабушка: внук, выступая перед гостями, ни разу не сбился.

«Никита занимается у Ирины Евгеньевны с прошлого года. Таких преподавателей долго нужно искать, нам повезло. Она вытянула его. После трёх лет под обстрелами в Донецке и из‑за отсутствия общения он молчал совсем. Она очень грамотная, располагает детей к себе. У меня ощущение, что Ирина Евгеньевна их воспринимает как родных. Помимо знаний, даёт любовь, внимание и доброту», – говорит Алёна Михайловна.

Трудное слово

Затем начинается онлайн-урок. Пятиклассник Толя Верховцев здоровается с монитора компьютера.

«У нас гости, говори красиво», – проговаривает с ним Ирина Филимонова. Они работают без слухового аппарата. Парню нужно повторить фразу: «У тебя есть мобильный телефон». Юноша штурмует непростое для него слово «телефон». Потом он проговаривает номер своего телефона. Постепенно получается.

После каждого ответа своих подопечных Ирина Евгеньевна спрашивает меня: «Услышали, что он сказал?» Она волнуется и переживает за каждого.

«Эти уроки первостепенные. В нашей школе необходимо, чтобы ребёнок говорил и воспринимал информацию. Ирина Евгеньевна к этому хорошо готовит», – вступает в разговор мама Елена Николаевна.

С удивлением спрашиваю, почему педагог не использует на уроке русский жестовый язык. Оказывается, он инструмент вспомогательный:

«Я могу прибегнуть к нему на истории, если нужно показать название города или фамилию. Это разрешается».

Каждую встречу с ребёнком Ирина Филимонова заканчивает чётко произнесёнными фразами: «Ты был сегодня молодец. Тебя гости поняли. Мне приятно, что ты так хорошо говорил».

Живое общение

«По жизни я пионервожатая, не умею сидеть на месте, – с улыбкой говорит Ирина Евгеньевна, когда занятия закончены. – Мне нужна с ребятами разная активность, куда‑то идти или ехать. Независимо от того, слепой ребёнок или глухой, он должен двигаться. Поэтому я хожу с ними в походы, музеи. Я практик, не теоретик, не люблю писанину, моим воспитанникам ничем не заменишь живое общение, тактильный контакт».

Она из семьи военных: папа – офицер, мама – доктор. Училась в Саратовском педуниверситете на истфаке, но стала коррекционщиком. Оканчивала вуз заочно, потому что родители переехали в Белгород. В 1983 году начала работать в Белгородской школе № 26 для глухих и слабослышащих. Перешла в педколледж секретарём комсомольской организации. Потом родила дочь, из декрета пришла работать уже в школу № 23.

«Здесь с детьми возникла искра. Глухие – это моё призвание, моя душа. Я делаю всё для них, они – для меня», – признаётся Ирина Евгеньевна.

В 1993 году она попала на долгосрочные курсы повышения квалификации как дефектолог. Привезла оттуда аттестат с одними пятёрками. Училась жестовому языку у профессора Ирины Цукерман, а та в свою очередь прошла школу зачинателя советской школы сурдопедагогики Фёдора Рау.

Её коллега учитель начальных классов Наталья Черепанова делится мнением:

«Ирина Евгеньевна – человек гибкого ума, взвешенных решений, быстрых действий. Позитивная, с тонким чувством юмора и открытой душой. Сердцем чувствует детей, они от неё такие хорошие выходят, потому что она вкладывает в них частичку любви. За что бы она ни бралась, всё всегда получается».

В 2017 году Филимонову за заслуги в сфере образования и многолетний добросовестный труд наградили Почётной грамотой Минобразования и науки РФ, а в 2022-м вручили знак «Отличник просвещения». Свои достижения она посвящает своим учителям-кумирам в профессии: директору школы Валерию Куликову и педагогу Ларисе Долгановой.

Ещё не так умеем

«Самое главное в человеке – это сострадание. Оно должно быть автоматическим – по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья, – убеждена Ирина Филимонова. – Не каждый возьмёт ребёнка с ДЦП за руку. Не каждый предложит помощь слепому, переходящему дорогу. А коррекционщик сразу бросится помочь. Ведь мы мостик между этими людьми и обществом. Мы должны их социализировать, адаптировать».

Она очень гордится своими выпускниками, со многими общается до сих пор и рассказывает о них взахлёб. Об айтишнике Володе Бузине, массажисте Владике Суту и программисте Марине Подзолковой, о тех, кто служил в армии или трудится сейчас таксистом. Они смогли, научились во многом благодаря ей, живут в полную силу. А сейчас у педагога новые подопечные, которых она ласково называет «пупсиками», их она взяла в пятом классе и хочет довести до выпуска. Признаётся, как ей и ученикам надоела дистанционка. Недавно они сходили в диораму в Белгороде, а сейчас педагог мечтает съездить с детьми в Калугу и пройтись по музеям. Только из совместных поездок можно привезти незабываемые истории, одну из которых мы услышали, прощаясь:

«В 2003 году в Московском фонде Альберта Лиханова детям вручали слуховые аппараты. У меня был оркестр «Спляшем, Ванька». Тогда я работала учителем музыкальных занятий – учила говорить с помощью музыки и движения. Мы выступали в Колонном зале Дома союзов. В концерте участвовали Олег Газманов, Ирина Отиева, Иосиф Кобзон и другие известные артисты. И всё бы хорошо, но для глухих детей очень важно, чтобы во время выступления перед сценой стоял сурдопедагог и показывал, что нужно делать. Телевизионщики меня попросили уйти. Я понимала, что мои дети не совсем к этому готовы. Мы пошли репетировать в коридор. Я стою перед детьми, отбиваю ритм по паркету, они танцуют. В это время выходит Иосиф Кобзон, смотрит на нас и говорит: «Никогда не поверю, что передо мной слабослышащие дети». И тогда они снимают аппараты и отдают мне в руки. А я говорю: «Мы ещё не так умеем!» Делаем из поясов повязки на глаза, я отбиваю ритм, а дети танцуют синхронно. Без музыки! У меня мурашки, у Кобзона выступают слёзы».

Этот трогательный случай вошёл в историю школы. 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×