Педагог из Белгорода Юлия Симакова попала в телевизор и показала красоту математики
В январе 2023 года Юлия, которая работает в гимназии № 22, на несколько минут стала педагогом для всей страны на канале «Россия 1»
-
Статья
-
Статья
Из 6 тысяч учителей со всей России в финал шоу отобрали только семерых. В том числе и белгородскую учительницу, за которую болела, кажется, вся область. Юлия Симакова рассказала «БелПрессе» о своём педагогическом пути и участии в проекте «Классная тема!».
На её самом первом уроке в поселковой тогда ещё школе Строителя пятиклашки подбросили на стол молодой 22-летней учительнице живого ужа. Юлия Борисовна не оробела: взяла подарок в руки и искренне воскликнула «Какая прелесть!», повергнув своих первых учеников в настоящий шок и завоевав их полное доверие. А когда школьницы поняли, как их новый педагог увлечён своим предметом, стали писать в анкетах друзей, что в будущем будут только учительницами математики или на худой конец фотомоделями.
Когда синусы уйдут
«И кем я только ни хотела быть, когда училась в школе, – улыбается Юлия Симакова. – Следователем собиралась стать, потом врачом. И поскольку я училась на отлично, каждый преподаватель уговаривал меня выбрать именно его предмет. Педагог по русскому хвалила мои сочинения, историк считал, что я должна идти только на исторический, а учитель физкультуры пророчил меня в спортсменки из‑за моего заводного характера и азарта. Но к концу школы у меня осталось две мечты – учитель математики или инженер. В итоге я стала и тем, и другим».
После окончания Белгородского университета Юлия Симакова попала по распределению в ту самую школу Строителя. Ученики встречались разные. Но самое трудное было объяснить родителям этих учеников всю важность своего предмета. Ведь многие ругались и скандалили: «Зачем ему математика, он трактористом будет». Поэтому убеждать приходилось и тех, и других.
«Бытует мнение, что, кроме таблицы умножения, из школьного курса математики в жизни ничего не пригодится, – говорит педагог. – Но это совершенно не так. Математика приводит в порядок ум, как говорил Ломоносов, помогает вырабатывать в себе упорство. У меня в своё время книжки по всей квартире летали, когда что‑то не выходило. Ты учишься анализировать, прогнозировать, приучаешь себя к умственному труду, преодолению трудностей. Математика связана и с другими науками: везде требуются расчёты: в химии, биологии, географии. И я ученикам говорю всегда: синусы уйдут, а качества, которые вы отработали с ними, останутся для решения жизненных задач. А кроме того, математика – это очень красиво».
Можно и в президенты
Как раз для того чтобы показать эту самую красоту и нужность математики, Симакова и решила принять участие в проекте «Классная тема!». Хотя поначалу, признаётся педагог, энтузиазма почти не было.
«Объявление об этом конкурсе я увидела ещё в начале прошлого лета, – вспоминает она. – Заинтересовалась, но всё же решила, что участвовать не буду. Лучше уделю время семье. И тут подключились друзья, стали уговаривать. Это твоё, давай. Я посмотрела пару визиток участников и поняла, что смогу лучше. С этого всё и началось».
Участники проекта должны были представить визитку и пройти тест в формате ЕГЭ по своему предмету. Юлия Симакова справилась с этим заданием блестяще, не допустив ни единой ошибки, ещё и закончив тест раньше времени. Так и двигалась постепенно от одного этапа к другому, не переставая удивляться тому, что вокруг неё сплотилась дружная команда поддержки из коллег, бывших и нынешних учеников, друзей, родных и совершенно незнакомых людей.
«У меня сейчас пять классов, и все они меня очень поддерживали, – рассказывает Юлия Борисовна. – Иногда я так уставала, не было сил, но благодаря им выдержала все эти испытания. Они поставили меня перед фактом, что у нас теперь есть штаб, что они написали во все группы Белгорода, рассказали, какой я учитель, чтобы меня поддержали. Я очень благодарна за это. С такой командой не страшно и в президенты баллотироваться».
Когда стало известно о том, что Юлия Симакова из Белгорода прошла в финал проекта, все были потрясены. А вот старшеклассники вдруг осознали, что если их любимая учительница выиграет, возможно, оставит их и уедет в Москву заниматься авторским шоу.
«Когда в финале я всё же не завоевала победу, они, кажется, даже немного обрадовались, что я точно останусь, и мы вместе закончим их 11-й класс, – смеётся Юлия Борисовна. Мне важнее всего, что своим участием я добилась самой главной своей цели: показать людям, что математика может быть интересной, яркой, захватывающей. А ещё благодаря постоянному общению с другими участниками, с которыми мы стали большой, дружной семьёй, я обогатилась профессионально, узнала много новых идей, находок, приёмов. Это бесценно. И до сих пор меня не покидает чувство, что мы побывали в какой‑то сказке».
Я гуманитарий
Теперь, когда участие в проекте позади, Юлия Симакова продолжает свои ежедневные занятия с учениками. И делится своими профессиональными секретами, замечая, что в разделение на физиков и лириков она не сильно верит. Открыть в себе математические способности под силу абсолютно любому. И тут важно, чтобы учитель был на стороне ученика.
«Часто ко мне приходят дети с математической тревожностью, – говорит учитель. – У них есть страх, что они чего‑то не знают, не понимают. И потому первая моя цель – чтобы ребёнок понял, тогда всё будет легко и просто. Тех, кто не знает, я всё равно вызываю к доске, но тут же беру их за руку и говорю: «Я с тобой, я тебе помогаю, я не буду ругаться, кричать или оскорблять тебя». Задаю наводящие вопросы, и вот когда ученик начинает думать, отвечать, перед ним открывается эта дорожка, по которой, набравшись уверенности, он может идти сам».
Как признаётся педагог, многие коллеги не одобряют подобных методов, считая, что подсказывать неправильно. Но у учителя математики на это есть свой ответ: это её знающие, думающие ученики с горящими глазами, которые не боятся приходить на её непростые уроки.
«Важно понимать, что сейчас мы живём во времена перемен, – замечает Симакова. – И те методы, которые работали десять лет назад для всех детей, сегодня устарели. Приходится очень много менять, подбирать, где‑то вместе с детьми, где‑то что‑то новое пробовать, может иногда ошибаться, но не использовать устаревшие модели. И отталкиваться от того, что сегодня детей не заставишь дисциплиной, криком – это будет отторжение. Главное для учителя – выстроить доверительные отношения с ребёнком и заинтересовать предметом».
Задачки под звёздочкой
Для Юлии Борисовны это не пустые слова. Ведь на её уроках, вопреки школьным правилам, всегда шумно и интересно. Ученики ставят спектакли в геометрическом театре, устраивают квесты, ползая с линейками по школьным коридорам, делая замеры и решая практические задачи. И даже те, кто предпочитает задние парты, на таких занятиях бегают с рулетками в первых рядах, ведь они понимают, для чего они это делают.
«Раньше у меня были математические классы, – замечает педагог. – Там были свои достижения в олимпиадах. Сейчас у меня самые обычные дети. Но когда я вижу, что они научились решать одну задачу двумя способами, я считаю, что это успех, несравнимый ни с какими олимпиадами».
Говоря о практическом значении занятий, Юлия Симакова замечает, что и сама в своё время захотела немного сменить вектор профессии. И несколько лет назад даже ушла из школы, чтобы осуществить мечту юности и стать инженером. Всё сложилось. Получив второе образование, несколько лет проработала в кадастровой палате, занимаясь внедрением информационных технологий. И даже там умудрялась развлекать коллег математическими задачками на смекалку. Но в конце концов заскучала по школе и вернулась к своим любимым ученикам.
«Видимо, надо родиться учителем, – замечает Юлия Борисовна. – Никуда от этого в жизни не денешься, так что и я вернулась к тому, с чего начинала. Ведь без математики я уже не могу. Я уже с трудом различаю, то ли это математика в жизни, то ли жизнь в математике. Ведь с самого детства у меня даже дни рождения проходили с математическими задачами. Я сама составляла квесты, и мои друзья были в восторге от этого. И даже теперь, когда я отдыхаю в отпуске, не расстаюсь с задачками под звёздочкой. Для меня математика – это не просто работа, это увлечение, развлечение, развитие и большая радость».
Анастасия Состина