Как реагировать, если ребёнок разбивает и ломает всё, к чему прикасается
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Ваш ребёнок разбил телефон – кажется, уже 10 й по счёту. Пролил на себя суп за обедом – снова! Порвал штаны во время первой же прогулки в них (в который раз!). Вы опасаетесь доверять ему нож, ведь в прошлый раз он едва не отчикал себе палец, отрезая сыр для бутерброда. А сейчас задумал приготовить яичницу – и вы уже прикидываете, сколько яиц полетит мимо миски и каких трудов вам будет стоить привести кухню в порядок после его кулинарных подвигов…
Знакомая картина? Разобраться в причинах проблемы и взглянуть на неё глазами любви, а не досады помогает психолог Светлана Бутенко.
Крик о помощи
На самом деле причин того, почему ребёнок всё вокруг себя крушит и ломает, может быть много. И специалисты, в частности психолог Светлана Бутенко, советуют для начала присмотреться к эмоциям ребёнка и обстоятельствам, при которых это происходит.
«Если вы отмечаете поведение малыша как агрессию, осознанную порчу игрушек, одежды, мебели, или если ребёнок нервничает, демонстрирует протест, то такие проявления говорят в первую очередь об эмоциональной нестабильности вашего чада», – подсказывает Светлана Александровна.
Причины агрессивного поведения малышей:
- Низкий словарный запас ребёнка, который не позволяет ему выразить свои эмоции словами;
- Низкая саморегуляция (маленький ребёнок ещё не умеет правильно управлять своим психоэмоциональным состоянием);
- Взрывной темперамент (например, дети-холерики очень импульсивны и вспыльчивы);
- Привлечение внимания родителей посредством агрессии.
«Например, мама говорит по телефону, а ребёнок в это время пытается ей показать свой рисунок. Но она всячески игнорирует дитя или равнодушно кивает головой. Тогда ребёнок подходит к младшему брату и ломает построенный им домик или бьёт его. Мама слышит крик младшего и, наконец, уделяет время старшему. Качество внимания не то, на которое ребёнок изначально рассчитывал, но это всё‑таки внимание», – поясняет психолог.
Причины агрессивного поведения у детей постарше:
- Несправедливое отношение к ребёнку;
- Неумение ребёнка налаживать отношения со сверстниками;
- Низкий уровень эмоционального интеллекта;
- Желание обратить на себя внимание, занять лидерскую позицию;
- Желание подчеркнуть своё превосходство путём ущемления достоинства других детей.
«В любом случае всплески агрессии – это крик ребёнка о помощи. Дети нуждаются в бесконечном потоке любви без условий. Похвала, одобрение, поддерживающие жесты, объятия, поглаживания – это необходимо детям для того, чтобы они чувствовали себя любимыми», – подчёркивает Светлана Бутенко.
Однако обычно, сетует психолог, родители заняты своими проблемами, не замечают тревожных сигналов и не предполагают, что их ребёнок ощущает себя одиноким и никому не нужным. И тогда у него возникает единственное желание: обратить хоть как‑нибудь на себя внимание. Если нужно – даже с помощью силы, грубости, гнева, разрушений.
Он не нарочно
А бывает так, что ребёнок всё ломает случайно, в его действиях нет никакой агрессии. Например, сбивает и опрокидывает всё, что ему попадается на пути. Или во время еды превращает стол в поле битвы.
«Или ему, например, сложно доверить элементарный процесс вытирания пыли с полки – обязательно уронит и разобьёт что‑нибудь, стоящее на ней. Будет мазать хлеб маслом – уронит нож, а пока будет наклоняться за ним, испачкается в масло и так далее… В руках такого ребёнка не задерживается ни телефон, ни даже пульт от телевизора», – приводит примеры специалист.
Одной из причин подобной неуклюжести ребёнка может быть разность темпераментов с родителем. Например, мама реактивная, привыкла всё делать быстро и требует того же от ребёнка, а он медлительный; ему нужно время, чтобы осознать, что от него конкретно хотят, потом – чтобы понять, как это сделать, а ещё на то, чтобы этот навык развивался.
«А у мамы часто нет столько времени и терпения. И ей легче сделать всё самой, чем потом переделывать. Ребёнок в таких случаях испытывает чувство вины за то, что расстроил маму. Он чувствует себя недостойным её любви или нелюбимым. И в следующий раз при выполнении какой‑то маминой просьбы он может испытывать сильную тревогу или страх опять расстроить её. И внимание ребёнка сконцентрировано уже на этом страхе, а не на процессе вытирания пыли, что может привести к случайно задетой вазе, – предостерегает Светлана Александровна. И подсказывает: такие дети могут отличаться импульсивностью, ранимостью, проявлять сильную привязанность к родителям. А их тревожность может распространяться и на другие сферы жизни, например учёбу».
В таких случаях специалист рекомендует не ругать ребёнка. И советует самой маме научиться замедляться, подстраиваясь под него, а также расставлять приоритеты между скоростью уборки и психологическим благополучием своего чада, между тёплыми и доверительными отношениями с ребёнком и стоимостью сломанной вещи.
«Важно уверить малыша, что он обязательно научится тому, что сейчас у него не получается. Напомнить ему, что он уже умеет делать много вещей, которые раньше казались ему недоступными. Иногда достаточно терпеливо повторить раз за разом какое‑либо действие, чтобы преодолеть возникшие трудности. Главное, что нужно ребёнку в таких случаях – время и поддержка близких людей», – подчёркивает психолог.
Автономные полушария
Неуклюжесть чада, по словам специалиста, может быть связана с тем, что полушария мозга у него функционируют автономно. Из‑за этого возникают сложности со всеми видами пространственных представлений, и уже как следствие могут возникнуть проблемы с мышечным тонусом и координацией движений.
«В этом случае ребёнку сложно оценить силу, с которой он нажимает на кнопку пульта телевизора, перепрыгнуть через небольшую лужу. Эти движения кажутся очень простыми, но, чтобы их совершить, малышу необходимо заранее оценить свой вес, мышечную силу, длину необходимого разбега, масштаб и границы препятствия. А ещё для этого нужно, чтобы ребёнок хорошо понимал, как различные телодвижения связаны между собой», – поясняет Светлана Бутенко.
Чтобы понять, что проблема кроется именно в этом, психолог советует понаблюдать за ребёнком. Есть ли у него чувство равновесия? Дети, которым трудно удержать баланс, стоя на одной ноге, неловко чувствуют себя и на велосипеде, и на самокате. Как же это выяснить? Попросите ребёнка встать на одну ногу, а потом закрыть глаза и постоять. Далее скажите ему встать на обе ноги, закрыть глаза, вытянуть руки вперёд и поочерёдно одной, а потом другой дотронуться до носа, правого глаза, левого уха, пупка, плеча противоположной руки. Затем оцените, как он держит равновесие, ориентируется в пространстве и всегда ли точно показывает ту часть тела, которую вы называли.
Ещё, по словам психолога, нужно обратить внимание на рисунки ребёнка и на то, как он их срисовывает.
«Тут для нас важны пропорции и штучные элементы. Например, если это домик с забором и дерево – обратите внимание на расположение дерева и забора относительно дома. Совпадает ли количество элементов забора с изначальным рисунком? Такое ли количество окошек в доме? Бывает так, что дом «летает» на рисунке или даже не помещается на лист. Всё это говорит о том, что у ребёнка слабо развиты саморегуляция и пространственное мышление», – поясняет специалист.
Однако сложности с координацией движений и пространственным мышлением, по словам психолога, не являются патологией. Просто нужно выполнять специальные упражнения, которые помогут наладить взаимодействие между полушариями головного мозга ребёнка.
«Для более детальной диагностики и коррекции лучше обратиться к психологу. Обычно достаточно нескольких встреч, чтобы научить ребёнка сосредотачиваться на том, что он делает и добиваться определённой точности в выполнении заданий. И чем раньше вы обратите внимание на эти трудности – тем лучше ваш малыш научится с ними справляться», – подытоживает Светлана Александровна.