13 февраля 2025,  16:00

Разглядеть талант в ребёнке. Почему учитель музыки из Борисовки никогда не ругал учеников

О своём жизненном пути, о радостях и печалях юбиляр рассказал «Белгородской правде»

Разглядеть талант в ребёнке. Почему учитель музыки из Борисовки никогда не ругал учениковНиколай СкробачФото: Алексей Дацковский
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

В январе Николаю Скробачу исполнилось 85 лет, большую часть из которых он посвятил обучению юных музыкантов. Сейчас в это сложно поверить, но заслуженный учитель игры на баяне начинал творческий путь как самоучка.

Буквально на пальцах

Борисовка – родной для Николая Ивановича посёлок. Здесь он родился, окончил школу и устроился на свою первую работу – сначала разнорабочим в совхозе «Борисовский», а потом водителем. 

Музыку любил с детства. Хотя «любовь» – это, наверное, не самое точное слово. Каждой клеточкой своего тела, всеми фибрами души он впитывал народные и патриотические песни, которые с удовольствием исполняет до сих пор. О серьёзном обучении музыке вопрос даже не стоял. Суровые послевоенные годы наложили свой отпечаток на жизнь каждого советского гражданина. Тогда в приоритете стояли возрождение колхозов и восстановление производства. Народ что есть сил поднимал страну из разрухи. Да и школы музыкальной в посёлке в то время ещё не было.

Но, как видно, у судьбы уже тогда на Николая Скробача были свои планы. И он всё‑таки взял в руки инструмент.

«Играть меня учил мой товарищ, которого в свою очередь обучал его отец, – вспоминает он. – Нотной грамоты мы не знали. Всё было буквально на пальцах. Покажет другу папка, что да как, тот бежит и показывает мне. Я быстро запоминал, а позже уже и сам подбирал мелодии к любимым песням».

Реальный шанс

В армию он уходил со своим инструментом. Три года Николай Иванович отслужил в артиллерийских войсках в Грузии. Армейская дисциплина закалила его характер и воспитала чувство ответственности. А потому, вернувшись домой, Скробач собрал вещи и уехал в Харьков, где поступил на филологический факультет Харьковского пединститута имени Г.С. Сковороды.

Учился прилежно, но со временем всё чаще и чаще ловил себя на мысли, что находится не на своём месте:

«Как‑то сижу на лекции, слушаю преподавателя, усердно стараюсь вникнуть в суть и вдруг отчётливо понимаю – нет, не моё это всё. В голове вместо слов профессора звучат то «Кадриль» Юрия Шахнова, то «Венгерские танцы» Иоганнеса Брамса – в общем, классическая музыка, которую любили слушать в то время».

В тот же день он забрал документы из института. Домой возвращаться не хотелось, ведь в Харькове был реальный шанс обучиться игре на баяне по всем правилам и продолжить жизненный путь уже в обнимку с музыкой

Чтобы получить комнату в общежитии и реализовать свои планы, Николай Скробач устроился разнорабочим на Харьковский моторостроительный завод «Серп и молот». Не теряя времени, записался в вечернюю музыкальную школу для взрослых, и это стало началом его профессионального пути.

«Попал я к хорошему преподавателю. Он – фронтовик и, так же как я, не мыслил свою жизнь без баяна. Проучился у него два года, освоил нотную грамоту, а потом он сказал мне, что надо поступать дальше в Белгородское музыкальное училище на факультет инструментального исполнительства. Я и поехал. Экзамены сдал с первого раза. Конкурс был большой, но мне повезло», – скромно улыбается Николай Иванович. 

Прочувствовать каждой клеточкой

Да разве в везении дело, если у человека настоящий дар? Николай Иванович проучился всего год, когда ему сказали, что надо ехать работать в область. Будущий педагог перевёлся на заочное отделение и вернулся в Борисовку, где только открылась музыкальная школа и катастрофически не хватало учителей. С 1966 года и по сей день Скробач терпеливо и трепетно обучает музыке юных борисовцев. 

Баян стал верным спутником музыканта не только в профессии, но и по жизни. Это сейчас в Интернете можно найти любую песню или мелодию, а в середине прошлого века баянист был первым человеком и в селе, и в городе. Да разве сравнится бездушная запись с живой музыкой? Баяны звучали на свадьбах, днях рождения, проводах в армию… Да мало ли поводов собраться дружной компанией и затянуть песню? 

«Звали меня часто. Я никогда не пил на застольях, где играл. Старался до самого последнего гостя развлекать народ. И на танцах играл. Лет до шестидесяти меня приглашали, потом начал отказываться. Это раньше сил было хоть отбавляй, с возрастом тяжеловато стало», – признаётся собеседник.

Помимо музыкальной школы Николай Иванович работал аккомпаниатором в местном ДК. Преподавал он и в школе-интернате, где из своих воспитанников собрал ансамбль баянистов. А сколько побед в смотрах и конкурсах за плечами заслуженного педагога – невозможно сосчитать. 

Но все эти регалии для Скробача не важны. Самое ценное для него – это когда ученик не бросает музыку и она становится делом всей жизни. А таких у заслуженного педагога большинство. Многие выпускники Николая Ивановича продолжили своё образование и стали известными музыкантами, деятелями культуры и преподавателями. Среди них участник ансамбля русских народных инструментов «Отрада» Белгородской государственной филармонии Виталий Прокопенко, солист ансамбля «Белогорье» Сергей Стародумов, композитор и руководитель студии эстрадной песни «Радуга» Василий Починский, преподаватель Борисовской музыкальной школы Виктор Меркулов, концертмейстер Борисовского центра культурного развития Николай Коптенко и другие.

«Много у меня выпускников. Больше 150 человек точно. Всякое было. И занятия пропускали, и домашнее задание не делали. Я их не ругал. Дети ведь. Хотят и погулять, и в футбол погонять», – вспоминает Николай Скробач.

Он никогда не повышал голос на своих учеников. У Николая Ивановича – особый дар. Он легко заражал и заряжал ребят любовью к музыке, да так, чтобы прониклись до глубины души, чтобы сердцем, каждой клеточкой прочувствовали. К слову, нынешний директор Борисовской музыкальной школы Наталья Емельянова, тоже выпускница Николая Скробача, ни в какую не желает отпускать своего педагога на заслуженный отдых. 

Замена гаджетам

Огорчает Николая Ивановича только то, что со временем баян утратил свою популярность. В 80-е годы прошлого столетия его стали вытеснять гитары, в 90-е народу и вовсе стало не до музыки. Сейчас практически все музыкальные инструменты детям заменили смартфоны и компьютеры. 

«Раньше многие дети стремились научиться играть на баяне. У нас даже конкурс был, где выбирали лучшего баяниста. Поэтому многие и поступали дальше учиться в музыкальные училища или в институты культуры. А сейчас мало идёт ребят. У меня всего семь человек занимается. В перестроечные времена родители бросились зарабатывать деньги и перестали приводить детей в музыку. А позже, когда в нашу жизнь вошли гаджеты, дети и сами практически потеряли интерес к живой, настоящей музыке», – сетует педагог.

Конечно, не всё зависит от людей. Жизненные обстоятельства тоже вносят свои коррективы. Сначала страну накрыла пандемия, а в 2022 году началась СВО. Кто‑то в панике уехал и увёз детей подальше, а кто‑то просто боится отпускать их одних ходить по улице. 

«Раньше мы приходили в школы с концертами. Агитировали ребят учиться в музыкальной школе наглядно, показывая, что да как. И дети шли. Они с удовольствием занимались, участвовали в конкурсах и смотрах в нашей области и за её пределами. А сейчас проводить такие агитационные мероприятия обстановка не позволяет», – сокрушается Николай Скробач.

Педагог очень надеется, что как только закончатся боевые действия и в приграничье наладится мирная жизнь, желающих научиться играть на баяне станет больше. А сам Николай Иванович считает, что лучше баяна может быть только баян. 

Наталья Дарованная

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×