«Гарри Поттер» напрокат. Почему школьный библиотекарь носит детям книги из дома
О книжных фондах, сроках жизни учебников и любви детей к чтению «БелПрессе» рассказала библиотекарь школы № 47 Белгорода
-
Статья
-
Статья
Сегодня, 26 октября, отмечают Международный день школьных библиотек. Накануне этой даты «БелПресса» пообщалась с Ириной Демченко. По образованию она учитель начальных классов, но уже 16 лет работает библиотекарем. До 2014 года обслуживала абонемент юношеской библиотеки, а затем перешла в школьную.
О разнице между обычной и школьной библиотекой
«В массовой библиотеке каждый библиотекарь отвечает за свой участок работы. Там есть отдел комплектования, библиографы и библиотекари, которые работают на выдаче книг в своих отделах. А в школьной за всё это отвечает один библиотекарь. Мне приходится самой и комплектовать фонд, и работать с читателями, и проводить библиотечные мероприятия.
Как школьный библиотекарь, я должна следить за федеральным перечнем учебников, который постоянно меняется, и заказывать на всю школу те, которые будут актуальны в новом учебном году. Прайсы издательств ежегодно предоставляет управление образования. Моя задача – выбрать из них нужные в соответствии с федеральным перечнем и учебной программой.
В школьной библиотеке есть картотека учебников, и я должна отслеживать, сколько комплектов понадобится на следующий год всем классам. Если их меньше, придётся дозаказывать. Если больше, то школьные библиотеки могут выручать друг друга: передавать учебники по межбиблиотечному обмену. В августе все библиотеки в школах получают учебную литературу и начинают выдавать её ученикам».
О программной классике и нехватке детских книг
«В фонде нашей библиотеки около 20 тыс. книг: учебников и художественной литературы примерно пополам. Но школьная библиотека заточена в основном на учебники. Художественная литература в неё, увы, централизованно не поступает. Этот фонд пополняется только благодаря акциям «Подари книгу библиотеке». Передать книги из своей домашней библиотеки в школьную, как и в любую массовую, может каждый. И к счастью, наши ученики, а точнее их родители, постоянно это делают. А иначе библиотека потеряла бы своих юных читателей: ведь если нет новинок, зачем тогда сюда приходить?
Конечно, в школьной библиотеке должны быть детские книги современных авторов. Издательства их выпускают, и в книжных магазинах красивой и красочной детской литературы полно, но стоит она дорого, а нам денег на её закупку не выделяют.
Мы стараемся сами всячески привлечь детей. Например, в нашей библиотеке не было популярной серии книг о Гарри Поттере, но она была у меня дома. По просьбе детей я её принесла и выдавала для чтения. Кроме того, мы выписываем несколько детских журналов: «Большую переменку», «Тридевятое царство», «Шишкин лес» – там комиксы и много другой интересной для детей информации. Почитать их приходят ученики начальной школы. А старшеклассники ходят в библиотеку в основном за программными произведениями. Хотя многие из них сейчас пользуются бесплатными электронными библиотеками, что тоже неплохо».
Сколько живут учебники и как они умирают
«С каждым годом качество учебников становится всё хуже, да и дети чаще всего относятся к ним небрежно. Основная масса этих книг выдерживает в среднем 5–7 лет. Чаще всего начинает отрываться корешок, но если книгу своевременно полечить, она ещё послужит. У меня на столе, как видите, целый арсенал лекарств: несколько разных видов клея и скотч. После сдачи учебников стараюсь все их пролистать и подклеить.
Если какой‑то сильно повреждён, смотрю, кто из детей последний им пользовался и стараюсь решить проблему по горячим следам. Когда я пришла в библиотеку, то ввела вклейку «Сведения о пользовании учебником». Туда вписываем фамилию ученика, класс, учебный год. С ничейным учебником дети обращаются небрежнее, а когда он подписан, книга становится уже их имуществом, за которое они отвечают.
Наши учителя начальных классов все молодцы – требуют от детей, чтобы все учебники были обёрнуты в обложки. Это тоже способствует их сохранности. В идеале в конце года перед сдачей учебников ученики должны просмотреть их и стереть карандашные пометки, если они есть, подклеить надорванные страницы. Если ребёнок потерял учебник, он должен купить взамен такой же и сдать его в библиотеку. Некоторые издания, кстати, стоят весьма недёшево. Самые дорогие учебники – по английскому для любого класса. В розницу они стоят около 1 тыс. рублей.
Когда учебник уже невозможно спасти – он стал ветхим, устарел физически или морально, – библиотекарь должен списать его в макулатуру. То же самое происходит с учебниками, которые выбыли из федерального перечня. Их школа тоже должна сдать на переработку. Но чтобы это сделать, библиотекарь составляет специальный акт, в котором указывает причину списания».
О битве «цифры» с книгой
«Я не могу сказать, что дети совсем перестали читать. Конечно, мир меняется, цифровая среда наступает, и в итоге дети всё дальше уходят от книги как источника знаний. К большому сожалению, из‑за этого у них ухудшается память, рассеивается внимание. Многие школьники не могут пересказать прочитанное из‑за бедного словарного запаса.
На библиотечных уроках, когда я спрашиваю у младшеклассников про сказки, которые они читали, в классе обычно стоит гробовая тишина. Но читающие дети ещё остались, и их сразу видно: они выделяются своим спокойствием и собранностью. Дети должны читать, и прививать им любовь к чтению нужно прежде всего в семье».
О чтении не из‑под палки
«Чтобы ребёнок начал читать, он должен читать то, что ему нравится. Сейчас в книжных магазинах продаётся масса детской литературы. Особенно хороши серии книг: прочитав первую и заинтересовавшись, ребёнок обязательно захочет узнать, что будет дальше, и прочтёт остальные. Задача родителей – вместе с ребёнком найти книги на такую тему, которая ему будет интересна. Не надо заставлять читать то, что не нравится, – это лишь вызовет отторжение.
Ещё хорошо иногда просить ребёнка почитать вам что‑то, пока вы занимаетесь домашними делами, например готовите ужин. Важно, чтобы родители интересовались, какие произведения дети проходят на уроке литературы, просить пересказать их.
Учите с ребёнком понравившиеся ему стихи – это поможет развитию его памяти.
Начинать чтение с классики не совсем правильно. К ней ребёнок должен прийти постепенно: от журнала – к обычной книге, а уже потом – к высокой литературе».
Записала Тамара Акиньшина