«Милой Родины свет…». Какие детские воспоминания помогают Людмиле Неженцевой писать стихи
Об искренности белгродской поэтессы читателям рассказывают «Белгородские известия»

-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Искренность это то, что отличает истинного поэта от простого человека. Истинная любовь не к кому‑то конкретному, а ко всему, что существует в мире. Это настоящий дар — разглядеть свет там, где другие видят только тьму. Настоящее признание для поэта — это когда читатель восклицает: «Это же я! Это про меня написано! Именно так я всё и чувствую, но выразить так красиво не могу!»
Нужно учиться любви и мудрости у природы
Такие слова очень часто слышит белгородская поэтесса Людмила Неженцева в адрес своих произведений. И неудивительно. Её стихотворения настолько глубоко пронизаны любовью к Родине, природе, отчему дому, подвигам предков и современников, что, читая их, словно смотришь полнометражный фильм с собой в главной роли.
«Нам всем нужно учиться любви и мудрости у природы, – считает поэтесса. – Я всегда ценила в людях те качества, которые нам при жизни даны бесплатно: доброта, милосердие, сострадание, сопереживание… Разве не это самое ценное?»
Сама Людмила всегда жила по законам совести и чести. Ведь самое главное в жизни – это и есть сама жизнь. Поэтому по пути земному надо идти так, чтобы не было стыдно смотреть на небо, в глаза своей матери и своих детей.
«Мы же не просто на словах, а на своём личном примере показываем подрастающему поколению, как надо любить свою родную землю, беречь её и защищать. Чтобы каждый из них, задав себе вопрос: «Во имя чего и кого я живу на Земле?», смог найти в своём сердце ответ», – говорит Неженцева.
А какие были снега!
Родилась поэтесса 11 августа 1961 года в селе Богдановка Новооскольского района. Её родители Николай и Зинаида были простыми сельскими тружениками. Когда Людмиле было всего два месяца, отца забрали в армию. Отслужив положенные три года, он вернулся домой, и семья переехала в посёлок Полевой. А уже через несколько месяцев на свет появилась младшая сестра Людмилы – Тамара. Отец работал трактористом, мама – разнорабочей в совхозе – выращивала рассаду, трудилась в полях, да ещё и коров доила на ферме.
Сила в правде. В Белгороде представили поэтический сборник «Раненое сердце»
«Я с детства горжусь тем, что моя мама – победитель социалистического соревнования 1976 года. Она является ударником одиннадцатой пятилетки. Нам с сестрой было и есть с кого брать пример», – вспоминает поэтесса.
Самые яркие воспоминания детства Людмилы связаны с Новооскольским районом. С трепетом и восторгом поэтесса описывает, как ярко и буйно цвела в посёлке сирень. Её было столько, что маленький ребёнок вполне мог заблудиться. А какие были снега! Не просто высокие, а высоченные сугробы поднимались вровень с крышами небольших барачных домиков, где жили селяне. Детвора выбегала и смотрела, как родители расчищают этот снег, чтобы дневной свет хотя бы частично проникал в окошки.
Когда нельзя молчать. В гостях у «Литературной гостиной» – поэт Евгений Харитонов
«Я помню, как однажды мы ходили колядовать. Я так торопилась, что потеряла где‑то в сугробе валенок. Мы всей толпой его искали и нашли же! Хотя это казалось нереальным. А вот галоша так и осталась где‑то в толще снегов», – со смехом рассказывает Людмила.
В Полевом Людмила закончила школу-трёхлетку, о которой у неё также сохранились только добрые и весёлые воспоминания. Особенно ей запомнились два ярких случая.
«Однажды на урок без спроса зашла маленькая девочка – это была моя младшая сестра Тамара. Громким голосом она заявила: «Люда, пойдём домой! Мама вареников наварила». Моя учительница, мудрая женщина, не выгнала её, а посадила за парту, дала карандаш, бумагу, чтобы Тома тихонько посидела и подождала конца урока, – рассказывает Неженцева. – А в другой раз мы потеряли одноклассника. Никогда не опаздывал на уроки, а тут нет его и нет. И вот уже в середине урока заходит он и вываливает перед нами просто огромное количество лягушек. Он их насобирал по дороге в школу и принёс, чтобы нам всем показать. Конечно же, его отправили на улицу вместе со всем этим животным миром. Я не испугалась, но лягушек этих запомнила на всю жизнь».

Чтение по вечерам
После того как Людмила закончила третий класс, семья вновь переехала. На этот раз в село Беловское Белгородского района, где поэтесса живёт по сей день. Родители также работали на земле, девочки учились в школе, а вот на каникулы их отвозили к бабушке и дедушке в хутор Бессараб Шебекинского района.
Больше всего в этих поездках Люда любила саму дорогу. Особенно ей нравилось съезжать на мотоцикле с меловой горы. Отец глушил мотоцикл, сбавлял скорость, и они плавно катились, катились… Девочке всегда казалось, что этой горе не будет конца. Но через время перед ними появлялся прекрасный, весь утопающий в зелени Бессараб.
Чтобы люди проснулись. Спецоперация дала новый импульс творчеству белгородского поэта
«По утрам мой дядя Семён выгонял табун. Какие же это были красивые лошади! А тётя Галя работала на ферме и поила нас самым вкусным на свете парным молоком. А ещё, когда мы ехали к бабушке и дедушке не на каникулы, а на Пасху, родители по дороге просили нас петь песни! И вот он – встречный, лёгкий, тёплый ветерок, и мы с песнями проезжаем сёла, а люди, слыша наши голоса, машут нам рукой… Папе это очень нравилось, и я до сих пор не устаю говорить родителям спасибо за то, что в моей жизни всё это было», – делится эмоциями Людмила.
Любовь к чтению родители прививали дочерям с детства. Несмотря на то, что взрослые много и тяжело работали, в семье была традиция: вечерами мама и папа по очереди читали вслух жизненные, поучительные и очень интересные рассказы из газеты «Сельская жизнь». Сёстры внимательно слушали, а потом отвечали на вопросы родителей и пересказывали то, что услышали и усвоили. Когда девочки подросли, газету стали читать уже все вместе по очереди, обсуждали прочитанное, делились впечатлениями и мнениями.
Я шёл по битому стеклу… Белгородский поэт Николай Грищенко отметил 75-летие
О своём детстве Людмила может рассказывать долго, потому что оно было действительно прекрасным. Возле каждого дома – море цветов, а в соседнем магазине было столько ярких тканей, что рябило в глазах. А ещё девочка очень любила пасти гусей. В этом, казалось бы, скучном занятии она находила философскую мудрость. Ей всегда было интересно наблюдать и видеть, что каждый гусь знает своё стадо. Пасутся в сторонке, все разойдутся, разбредутся, а к вечеру идут домой, и каждый гусёнок на своём месте. Вот что значит дети природы.
«Весь сад раскраснелся от шпанки…»
Именно благодаря таким ярким и радостным детским впечатлениям у поэтессы рождаются чувственные и открытые стихи. Воспоминания красной нитью проходят через всё её творчество, наполняют душу светом, ведь каждая травинка в этом мире для Людмилы имеет сакральный смысл.
Свои первые стихотворные строки Неженцева написала в третьем классе: «Весь сад раскраснелся от шпанки. Ему для нас ягод не жаль. Любую, какую захочешь, но только скорее срывай. Ведь сторож уже спозаранку ребят поджидает в саду. Какая вкуснятина шпанка! Сорвёшь, так и тает во рту!»
«Ну как можно простыми словами это описать? Конечно же, стихами. Я как сейчас помню, как мы взбираемся по горочке, чтобы добраться до этого сада. Уставшие. Нам казалось, что сад так высоко! Но эти ягодки, они все светятся от солнышка, как наши детские глаза светились от радости и счастья, когда мы смотрели на них. Это же просто чудо, понимаете?» – с восторгом вспоминает Людмила.
С тех пор поэзия стала неотъемлемой частью жизни Неженцевой. Как считает сама поэтесса, стихи она не пишет, они просто рождаются и живут в ней. Настоящая поэзия продиктована свыше, она дана Богом. Приходит муза, вдохновение, озарение. Ты не можешь не писать, ты не имеешь на это права. Ты служишь слову.
Я несу людям и то, что остаётся в сердце
С детства Людмила хотела стать художником. Она хорошо рисовала портреты и природу, но после школы поступила в педагогическое училище, а после окончила Белгородский педагогический институт по специальности «педагогика и психология». Когда получила диплом, пришла работать в Беловскую школу, где трудилась более 10 лет. Она всегда мечтала работать в театре и создала свой школьный подростковый психологический театр.
«Моя поэзия тесно переплетается с моей работой, и наоборот. Потому что стихи, которые я пишу о Родине, о доме, о маме, – это то, за что я переживаю, то, что я несу людям, и то, что остаётся в сердце», – утверждает Неженцева.
Все сценарии, которые Людмила писала для постановок, были в стихах. В спектаклях школьники обыгрывали сценки общения с учителями и родителями, превращая курьёзные случаи из жизни в шуточные сценки. Родители гордились своими детьми, помогали с декорациями, шили костюмы. Они видели, как благотворно сцена влияет на ребят. У них улучшалась успеваемость, выравнивалось поведение, ведь кипучая подростковая энергия направлена в нужное русло.
Также Людмила с удовольствием занималась в литературной студии «Современник» под руководством Игоря Чернухина, а позже, когда пришла работать в Белгородский строительный колледж, организовала свой литературный клуб.
Татьяна, русская душою… В чём находила вдохновение яковлевская поэтесса
«Я назвала его тоже «Современник». Потому что пообещала Игорю Андреевичу сделать это. Все ребята, которые участвовали в литературном клубе, ходили с выступлениями по библиотекам. Читали стихи наших поэтов и свои собственные. Их всегда называли орлами и бойцам, ведь одно дело, когда девушка читает стихи, а другое – когда читает парень «Жди меня»», – говорит Неженцева.
«Я воюю стихом…»
Всю жизнь Людмила живёт с открытой душой. Наверное, поэтому её стихи проникают в самое сердце читателя. Одинаково красиво она пишет и о природе, и о людях, и о любви. Отдельной линией в творчестве поэтессы выделяются стихи о Великой Отечественной войне, ведь она внучка двух бойцов-красноармейцев, которые сражались за мир на нашей земле.
«Мой дедушка Александр Бурлаченко погиб под Сталинградом, и мой папа вырос без отца. Он был младшим в семье, и бабушка одна поднимала на ноги троих сыновей и дочь. Другой мой дедушка – Иван Кушнаренко вернулся с войны инвалидом. Они вместе с моей бабушкой воспитали шестерых дочерей», – с гордостью рассказывает Людмила.
В её семье до сих пор трепетно хранят пожелтевшие от времени треугольники фронтовых писем. Уважение к предкам, гордость за свои родовые корни наполняют произведения Неженцевой священным трепетом и памятью, которая есть в каждом из нас. Памятью о тех страшных годах, о лишениях, которые люди переживали, и о справедливости, восстановленной нашими славными воинами.
Патриотизм – это то, что важно в наши дни. И Людмила – самый настоящий патриот своего Отечества. Близость Беловского к линии боевого соприкосновения, непосредственное общение с бойцами СВО не могли не отразиться на творчестве Неженцевой. В своих стихотворениях она рассказывает о жизни приграничья, о наших солдатах и о том, что потомки достойны своих великих предков. А значит, Победа будет за нами.
Людмила часто выступает в госпиталях. Она участвует в концертах и творческих встречах, а ещё на её слова написано много песен.
«Мы все – труженики тыла. Ведь те, кто был маленьким и видел Великую Отечественную войну, они тоже ковали победу. И мы поэтическим словом сейчас тоже куём победу. Три года СВО. Стихи рождаются с болью в сердце, со слезами на глазах. Приходит озарение свыше, и ты не принадлежишь себе. Ты пишешь правду, и каждая твоя строчка идёт в бой. Поэтому я говорю, что воюю стихом», – говорит Людмила.
Творческая моральная поддержка необходима нашим бойцам не меньше гуманитарной помощи. В стихотворениях Людмилы ребята находят слова поддержки, чувствуют нашу веру в них и в то, что правда на нашей стороне.
Наталья Дарованная