Какие книги не выдадут ребёнку в библиотеке
Как в белгородских библиотеках поделили книги на взрослые и детские
-
Статья
-
Статья
В августе вступил в силу приказ Министерства культуры, призванный защитить детей от информации, которая может нанести вред их здоровью и развитию. Он предписывает ужесточить контроль за движением «взрослых» книг в библиотеке: литературу и периодику с маркировкой 18+ убрать с общих полок на отдельные стеллажи, ограничив к ним доступ несовершеннолетних.
Программная запрещёнка
Ваня Смотров в этом году пошёл в 11-й класс. Летом под нажимом мамы он начал потихоньку читать программную классику. Дошёл до «Тихого Дона».
«Я тебе эту книгу не могу выдать. Она для взрослых!» – отрезала библиотекарь, ткнув пальцем в оранжевую наклейку 18+ на обложке.
А вот маме старшеклассника, которая на следующий день забежала в библиотеку, роман-эпопею о жизни донского казачества выдали без вопросов. Теперь Ваня может похвастаться друзьям, что читает запрещённую литературу.
Удивительно то, что этот шолоховский роман и некоторые другие «взрослые» произведения есть в школьной программе. И то, что порой возрастная маркировка забегает вперёд. Например, «Преступление и наказание» Достоевского детям до 16 лет читать тоже не рекомендуется, а проходят роман в 10-м классе, когда школьник может быть младше. А значит, некоторым старшеклассникам придётся искать лазейки: либо скачивать запрещённые книги в интернете, либо просить родителей брать их на себя в библиотеке.
В книжном магазине подобную взрослую литературу несовершеннолетнему, кстати, тоже не продадут. А в случае сомнений в возрасте юного покупателя (читателя) продавец или библиотекарь должны заглянуть в его паспорт.
Но давайте разберёмся, что означает эта маркировка.
Плюс-минус можно
Возрастные категории для информационной продукции (0+, 6+,12+, 16+ и 18+) были введены в 2010 году, когда Дмитрий Медведев (в ту пору президент РФ) подписал Закон № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Оценивают содержание книг и маркируют их в издательствах. Но, как оказалось, возрастная отметка имеет весьма опосредованное отношение к возрасту читателя. В большей степени она характеризует содержание книги.
0+ : в книгах для самых маленьких может быть ненатуристическое описание насилия (за исключением сексуального), но добро обязано победить зло (этому описанию, соответствуют многие русские народные сказки, например «Курочка Ряба»).
6+ : кроме ненатуристических сцен насилия, в произведении может быть описано заболевание человека, несчастный случай и даже ненасильственная смерть («Сказка о Рыбаке и Рыбке» Пушкина).
12+ : если и будет описание насилия, то без подробностей и с состраданием к жертве; могут упоминаться алкоголь и наркотики, но с явно отрицательным к ним отношением; про секс – только намёками и в общих чертах (например, «Герой нашего времени» Лермонтова).
16+ : допускается всё из предыдущих пунктов + брань (но не мат) («Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова).
18+ : в недетской литературе авторам можно писать абсолютно обо всём (большинство книг Эдуарда Лимонова).
Самое интересное, что у разных издательств возрастной ценз на одну и ту же книгу может не совпадать (особенно часто подобные разночтения встречаются у произведений с цензом 12+ и 16+). А на выпущенных до принятия закона книгах издательская возрастная маркировка часто отсутствует. Этот пробел раньше заполняли сотрудники отделов комплектования библиотек, которые прочитывали поступившую литературу и самостоятельно определяли возраст её читательской аудитории.
В областной научной библиотеке уточнили, что при обработке таких «непонятных» книг на их титульных листах проставлялся треугольный штамп библиотеки с возрастным цензом. Однако сейчас эта практика в прошлом, так как эти функции целиком и полностью возложены на издательства.
Не разрешат даже полистать
В белгородских библиотеках нововведение Минкульта особых неудобств не вызовет. В детских учреждениях книг с маркировкой 18+ либо нет вообще (как, например, в Центральной городской детской библиотеке им. Гайдара), либо они присутствуют в столь малом количестве, что отселить их на отдельный стеллаж не составит труда (Белгородская государственная детская библиотека Лиханова). В большей степени приказ коснётся учреждений со слитым фондом, в котором присутствует и детская, и взрослая литература.
Однако у большинства таких библиотек имеется взрослое и детское отделение, и книги распределены между ними по возрасту читателей.
«Промаркированной литературы 18+ у нас очень мало – буквально на один стеллаж. Он находится на виду у библиотекаря, и к школьнику в руки эти книги никак не смогут попасть. Ему библиотекарь их даже полистать не разрешит», – пояснила заведующая Скороднянской земской библиотекой Губкинского округа Юлия Голотовская.
В библиотеке-филиале № 3 Центральной библиотечной системы Белгорода во взрослый фонд путь детям и подросткам заказан: туда могут заходить лишь взрослые читатели и библиотекари, хотя стеллажи фондов располагаются в одном открытом пространстве библиотеки-студии. Но тоже под пристальным взглядом библиотекарей. Кроме того, часть «взрослых» книг находится в книгохранилище, доступ в которое имеют лишь сотрудники учреждения.
Библиотечный молодёжный центр областной научной библиотеки ориентирован на юношескую аудиторию. Но даже там литература с маркировкой 18+ составляет очень небольшую часть фонда – около 1 % книг.
«Единственное неудобство для нас, библиотекарей, будет заключаться в том, что книги одного и того же автора, но с разной возрастной маркировкой будут стоять на разных полках, – пояснила заведующая Инна Гритчина. – Однако приказ есть приказ – и в библиотеке его будут исполнять».
Тамара Акиньшина