07 февраля 2025,  10:00

Когда нельзя молчать. В гостях у «Литературной гостиной» – поэт Евгений Харитонов

Стихотворения белгородца Харитонова опубликованы в двух сотнях печатных изданий России и зарубежья

Когда нельзя молчать. В гостях у «Литературной гостиной» – поэт Евгений ХаритоновЕвгений ХаритоновФото: из личного архива Евгения Харитонова
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

В последние пару лет наш гость собрал множество наград литературных конкурсов: Национальной литературной премии «Золотое перо Руси», Международного литературного музыкально-поэтического конкурса имени М. В. Исаковского «Связь поколений», Всероссийского патриотического конкурса поэзии имени А. Т. Твардовского, фестиваля поэзии и авторской песни «Покровский собор». В прошлом году Евгений Харитонов стал членом Союза писателей России. Это и стало информационным поводом пригласить его на разговор в «Литературную гостиную» «Белгородских известий». Поговорить успели о многом.

Открыться публике

— Евгений, по образованию вы юрист, работаете в газовой отрасли. Как в вашей жизни появилась поэзия и какое она находит в ней место?

— Наверное, каждый человек ищет какую‑то отдушину для себя. Я никогда не думал, что увлекусь литературой, но как‑то так сложилось: по чуть-чуть писал, писал. И хорошие, добрые и, пожалуй, умные люди посоветовали открыть своё творчество публике, что я и сделал.

— Что значит «открыть своё творчество публике»?

— Многие писатели, поэты пишут «в стол». Вот также писал и я до определённого момента. Открылся – значит, стал свои произведения отправлять в литературные журналы и газеты. Поначалу меня долгое время не печатали нигде, другой бы, наверное, на моём месте всё бы сжёг, но я человек упорный и всё‑таки был уверен, что рано или поздно попаду на их страницы. Немножко поработал над собой, и на сегодняшний день у меня более 200 публикаций в печатных изданиях не только в России, но и за рубежом. Значит, я двигаюсь в правильном направлении.

— У поэтов и прозаиков принято спрашивать, когда они начали писать…

— Первое стихотворение я написал ещё в школьные годы, это был такой романтический порыв. В этом возрасте на самом деле пишут, думаю, многие: серьёзно я к этому не отнёсся. Уже ближе к 30 годам вернулся к написанию стихо­творений. Мотивировала меня семейная история: в 2017 году в Калужской области нашли останки моего прадеда, участника Великой Отечественной. После этого внутри меня что‑то сжалось, перевернулось, и основной темой в творчестве стала патриотическая. А сегодня происходящие события требуют говорить и писать на эту тему.

— Поделитесь, пожалуйста, этой историей.

— Мне позвонили члены поискового отряда из Калужской области и рассказали, что на этой земле были обнаружены останки 20 красноармейцев. Опознать смогли всего двоих, в том числе и моего прадеда. Естественно, это значимое событие для каждой семьи в России, потому что многие из воевавших в Великую Отечественную до сих пор находятся в статусе пропавших без вести несмотря на то, что прошло уже более 80 лет. У нас спросили: мы будем забирать останки прадеда или даём согласие на их захоронение в братской могиле на мемориальном комплексе «Гнездиловская высота». Естественно, мы решили забрать прадеда, поехали за останками, приняли участие в процедуре перезахоронения остальных, а его привезли сюда, на Белгородскую землю, откуда он родом, откуда призывался на фронт, и похоронили рядышком с могилой его жены и дочери. Пускай так, но солдат всё равно вернулся с войны домой. И то, что мы знаем, где его могила, для нашей семьи очень дорого. У меня и деды воевали, но их судьбы мне были известны.

 

Когда нельзя молчать. В гостях у «Литературной гостиной» – поэт Евгений Харитонов - Изображение Фото: из личного архива Евгения Харитонова

Стихи для бойцов

— С началом специальной военной операции вы занялись волонтёрством.

— Я себя считаю не волонтёром, а просто человеком, у которого есть возможность, и желание, и стремление помогать в широком смысле этого слова. Да, я вожу гуманитарную помощь солдатам в белгородском приграничье, в госпитали. С большим удовольствием всегда выступаю перед ними. Аудитория эта необычная. Я помню первое своё выступление в госпитале перед солдатами, когда я ехал туда и задавался простым вопросом: «А нужны ли мы там со своими стихами, песнями, какими‑то рассказами людям, которые ещё вчера вырвались из рук смерти, попрощались со своими боевыми товарищами?» Когда мы приехали на территорию госпиталя, на площадке перед входом в корпус начали устанавливать скамеечки. Я обернулся, а нас ждало уже порядка 100 бойцов.

Мы стали знакомить их со своим творчеством, объяснили, зачем приехали, что нет у нас никакой цели, кроме как морально поддержать ребят. На протяжении всего выступления были овации, толпа только увеличивалась. А после ребята подходили, просили книги. Подошёл ко мне один немолодой мужчина из Белгородской области, скромненько попросил: «Можно вашу книгу?» – и подписать. Имён они не называют, только позывные. Я спросил: «Зачем?» Да вот поправлюсь, говорит, вернусь в окоп и буду в минуты затишья перечитывать. Холод бежит по телу, когда слышишь такие слова. Человек чувствует в себе уверенность и силы защищать свою землю. И вот ради таких моментов в том числе возвращаешься в госпитали несмотря на то, что – это факт – каждая поездка не такая уж и простая.

Многие из членов белгородского отделения Союза писателей России выступают в госпиталях, ездят в литературные десанты в Донбасс, помогают военным.

У нас – выступаю я много – не то что в каждой второй, практически в каждой первой библиотеке плетут сети, изготавливают перевязочные материалы, делают окопные свечи, и эта поддержка белгородцев ощутима. Когда разговаривал с бойцами, а каждый раз приезжаешь и спрашиваешь, что привезти, они говорили, и не раз: «По возможности – письма от детей». Я не думал, что детские письма, рисунки, открытки – это настолько ценно. Один мой знакомый вернулся с СВО. Он был не особо верующим человеком, но когда ему в руки попалось письмо, вложенное в пару носков, которые связала жительница нашей области, со словами: «Сыночек, пускай тебя эти носки согревают, я хочу тебе передать своё тепло», говорит, у него что‑то внутри ёкнуло. Он это письмо вложил в свой карман и думает, что оно сберегло его и помогло вернуться домой.

— Тема специальной военной операции занимает большое место в ваших произведениях. Разные авторы находят свои подходы к тому, чтобы передать сегодняшние события в своих произведениях. Какой выбрали вы?

— Читаешь сводки новостей: где‑то ребёнок пострадал, где‑то семья погибла от бестолковых, неразборчивых ударов – всё это переживаешь и просто выплёскиваешь на бумагу. У меня есть несколько стихотворений, которые я написал и частично посвятил своему однокласснику, который вот также ушёл на СВО, отбыл срок первого контракта, вернулся, спокойно не смог дома, подписал второй контракт, и с 28 ноября 2023 года числится пропавшим без вести. Когда он был дома, я с ним встречался, разговаривал, и он рассказывал всё, что видел. По итогам нашего разговора у меня написано несколько стихотворений: услышанное рисовало образы, которые ложились в строки.

Творческий человек, любящий страну, в которой живёт, не может не говорить о происходящем. То же самое делаю я, и я не уникален. Особенно ценю труды публицистов, прозаиков. Потому что поэзия – это духовное восприятие, а эти люди своими заметками, статьями, книгами на самом деле пишут летопись событий сегодняшних дней.

 

Когда нельзя молчать. В гостях у «Литературной гостиной» – поэт Евгений Харитонов - Изображение Фото: из личного архива Евгения Харитонова

Чтобы стихи нашли читателя

— Поэту нужна аудитория?

— Поэту надо видеть, что творчество его ненапрасно: кому‑то нужно, для кого‑то он пишет. Если интереса нет к твоим трудам, наверное, – это горько. Горько видеть свою не то что незначимость, а незаинтересованность в тебе. Если нет обратного отклика от читателя, нет интереса, нет желания встретиться с писателем – это тоже горько.

— Как вы выходите на свою аудиторию? Может быть, ведёте группы в социальных сетях, публикуетесь на интернет-площадках?

— У меня есть своя авторская страница «ВКонтакте». Выкладываю стихотворения, честно говоря, в первую очередь для себя там. Почему? Листая ленту, вижу свой прогресс и всегда с удовольствием возвращаюсь назад, вижу, какие у меня были тогда успехи, какой был интерес ко мне и какой он сейчас. Естественно, есть своя аудитория, которая читает не только из Белгорода, но и из разных уголков России. Каждому читателю, или тому, кто интересуется моим творчеством, я не могу отправить свою книгу: тираж ограничен и это довольно сложно. И как раз благодаря таким платформам людям удаётся познакомиться с творчеством того или иного автора.

За количеством подписчиков не слежу, для меня это не первоочередное. Простой пример: меня в этом году публиковали несколько раз в журнале Министерства обороны РФ «Воин России». Его тираж – 10 тыс. экземпляров, то есть я уже свою читательскую аудиторию как минимум на половину этого тиража расширил. То же самое со стихотворениями, которые озвучивают актёры театра и кино, они звучат на радиостанции «Гордость». Недавно мы работали с актрисой Ольгой Будиной, мои стихотворения должны войти в её киноленту о специальной военной операции. 

— Вы часто встречаетесь со школьниками. Чем вас привлекает такая аудитория, какие вопросы задают дети и подростки?

— Я бы сказал, что такие встречи – это обязанность писателя. Если ты занимаешься литературой, то будь готов к встрече с читателями. И это хорошо, когда тебя зовут. Стараюсь никогда не отказывать в ответ на такие предложения вне зависимости от формата мероприятий и возраста аудитории, с которой встречаюсь.

Касаемо вопросов, школьники спрашивают всё: когда начали писать, почему начали писать, о чём чаще пишется, какое любимое стихотворение. Мне кажется, у них даже возникает соперничество, кто больше задаст вопросов.

«Писатель без книги – не писатель»

— У вас уже три изданных сборника стихотворений. Почему и когда вы решили издаваться?

— Накопился материал, и писатель без книги – это не писатель. Я стараюсь по максимуму свои сборники распространить по библиотекам региона, чтобы здесь, на нашей земле, они были.

Одна книга стихотворений увидела свет через областной издательский Совет, ещё две книги я издал за свой счёт. Сейчас у меня готовится очередной сборник (раскрывать название пока не буду) о событиях специальной военной операции.

— Что испытывает автор, когда держит в руках собственную книгу? Помните первые свои ощущения?

— Конечно! Я бы сравнил это с тем, когда ты в роддоме в первый раз держишь на руках своего ребёнка. Изданный сборник – это действительно результат твоих многолетних трудов. Ты переживал, ты писал, и когда всё это срослось воедино, и в конечном итоге у тебя вышло вот такое бумажное детище, действительно, ты этому очень рад. Эмоции словами не передать, но вот это торжество быстро проходит. И эта книга тебе даёт толчок к новой, следующей. Вот так по цепочке ты на протяжении жизни бежишь от книги к книге. По крайней мере, у меня так.

— Не так давно увидела свет книга стихотворений для детей «Море в коридоре» вашего авторства. Что побудило вас взяться за детские стихи?

— У меня двое детей. Я просто замечал, о чём дочка говорит, какие истории рассказывает из детского сада, из школы, некоторые любопытные и смешные зарисовки из её жизни, где‑то делал для себя пометки, фиксировал, и вот по чуть-чуть у меня рождались стихотворения на детскую тему. Порой я специально возвращаюсь к творчеству для детей, потому что надо отдыхать от серьёзных стихотворений. Чтобы написать для детей, нужно самому быть ребёнком. И это факт! Я и так взрослый, знаю, как подать информацию другому такому же взрослому человеку. А как написать для ребёнка? Надо самому вернуться в то время. Судя по тому, что интерес к этой книге действительно есть: не раз я её презентовал, встречался и со школьниками, и с дошкольниками (особенно замечательно на эту книгу реагируют детские сады) – она получилась хорошо. Но в то же время я обратил внимание, что у нас мало сегодня стихотворений патриотической тематики для детских садов. На эту тему я начал работать серьёзно. У меня уже готова такая подборка стихотворений для дошкольников, потому что именно в детстве и формируется фундамент патриотизма.

 

Когда нельзя молчать. В гостях у «Литературной гостиной» – поэт Евгений Харитонов - Изображение Фото: из личного архива Евгения Харитонова

 

— В прошлом году вы стали членом Союза писателей России. Что это даёт автору?

— Когда человек занимается какой‑то деятельностью, ему нужен круг по интересам. Тебе, как автору, нужны люди, которые делают то, что делаешь ты, и так, как это делаешь ты.

У нас немало литературных объединений по стране, в том числе и союзов писателей. Но именно Союз писателей России – продолжатель той писательской организации, которая существовала в Советском Союзе. Поэтому я, если и рассматривал предложения вступить в ряды писательской организации, то только этой.

— А ваши коллеги знают, что вы поэт?

— Знают, читают, интерес есть к моему творчеству. Просят книги с автографом.

Оксана Придворева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×