Нырнуть с головой в созданную кем‑то виртуальную реальность проще, чем самостоятельно нарисовать в голове книжного героя и его мир. Как привить любовь к чтению, советуют наши герои.
Родительский метод: делай как я
У белгородки Ксении Состиной трое детей: Александре – 17, Вячеславу – 15, Антону – 13. Все читающие. И потому у Ксении Евгеньевны постоянно спрашивают, как ей удалось их «приучить» и «заставить». В ответ она сочинила весёлую инструкцию.
1. Я умею читать. Не так. Я УМЕЮ читать. Это практически единственное в жизни, что я худо-бедно умею. И постоянно делаю. Если бы я с тем же энтузиазмом писала картины, мои дети сейчас малевали бы, как кузнец Вакула. Играла бы на фортепьяно – подрастающее поколение барабанило бы днями полонез Огинского и дралось за место у пианино. Но я умею читать. В некой теории родитель всегда приобщает детей к тому, что умеет, знает и делает с удовольствием. Причём процесс идёт сам собой и между делом.
2. Когда дети достигли возраста «надо срочно развивать», я начала учить их читать. Научила и… продолжила читать вслух. Потому что играть в куклы и машинки казалось мне мучительной пыткой. И только когда я брала в руки какого‑нибудь Маршака или Заходера, жизнь наполнялась смыслом. Читала я вслух часто, долго и с выражением. То есть с разными завываниями, нелогическими ударениями и прочей пародией на артистов с пластинок моего детства.
3. Когда дети перешли на автономный читательский режим, я расслабилась. Но ненадолго. Вскоре выяснилось, что с книгами – как с едой. Если Саша с энтузиазмом кидалась на незнакомое блюдо и подсунуть ей очередную новую книгу было легко и необременительно, то Антон априори презирал всё, что не макароны и не Гарри Поттер. А Слава, как всегда, лавировал где‑то между. Поняв, что старые любимые книги стремительно зачитываются в хлам, а свежие Антон и Слава бракуют на стадии обложки («спасибо, не хочу, она неинтересная»), я задумалась. И вспомнила, как папа разрушил мой стопятнадцатый тет-а-тет с Александром Дюма. Вошёл, уселся и начал читать какую‑то книгу. Вслух. Рассказ, другой, третий. На четвёртом я отобрала у папы зелёный томик и начала читать сама. Это был Аркадий Аверченко, которого я с тех пор нежно люблю. А положи мне папа книгу на стол? Отнесла бы обратно. Потому что тоже консерватор.
Папин способ пошёл на ура. Антон слушал вечером две-три главы, а утром хватался за новую книгу и залпом дочитывал остальное. Увы, некоторые авторы вылетали в отборочном туре, но я утешала себя тем, что их время ещё придёт.
4. На свете есть кинематограф! Который вполне способен служить делу народного просвещения. Простой пример. Посмотрел Антон «Хоббита». Заинтересовался. И прочёл. Прекрасно, я считаю. Или вот. Более сложная схема. Попал Слава в больницу. И, пребывая в тоске и скуке, запросил планшет со списком фильмов. В число всяких «Такси» и «Форсажей» мы внесли бонусом «Берегись автомобиля!» и «Место встречи изменить нельзя». Вячеслав ознакомился и горячо одобрил «Место встречи» в целом и Владимира Семёновича Высоцкого в частности. В процессе обсуждения предложила ему книгу Марины Влади «Владимир, или Прерванный полёт». Прочёл за вечер.
Или так. Смотрела я старый многосерийный фильм «Мёртвые души». Зашёл Славка, понаблюдал немного и вспомнил: «О! Давно хотел это прочитать!»
В общем, от фильма к книге, от книги к книге, от автора к автору. И мне интересно, и им. И поговорить всегда есть о чём.
«А вообще есть у меня подозрение, что сама по себе ситуация «ах, ребёнок не читает» не критична. И прежде чем паниковать на тему «как приучить», надо задать себе вопрос: для чего? Чтобы не позорил интеллигентную семью? Получал пятёрки по литературе? Хорошо учился? Потому что так надо и все читают? Или чтобы был умным? Эрудированным? Грамотным? Человечным? Мудрым? Понимающим? То есть сначала надо определиться с вопросом для чего и, исходя из ответа, решить, что читать, как читать и в каком объёме. И стоит ли вообще? Может, через пару лет само случится и за уши от книги не оттянешь. А то, если перестараться, может получиться, как у известного гоголевского персонажа, которому «нравилось не то, о чём читал он, но больше самоё чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения». Можно, конечно, и так. Только зачем?» – вопрошает Ксения Евгеньевна.
Метод библиотекаря: к чтению через игру
«Мы встречи с детьми всегда начинаем с экскурсии: рассказываем о нашей библиотеке, об интересных книгах, показываем эти издания и предлагаем взять их на дом. Около половины детей, пришедших на экскурсию, записываются в библиотеку», – рассказала методист центральной детской библиотеки им. А. Гайдара Юлия Моисеева.
А ещё в читальном зале постоянно работает игротека и есть маленький живой уголок, в котором живут крыса и несколько хомячков-джунгариков. Пообщавшись с ними, дети часто хотят узнать из книг о повадках этих и других зверюшек.
Ежегодно в библиотеке проходят литературные игры.
«Каждый год мы организуем акцию «Летние чтения». Это соревновательный момент для детей: кто больше прочтёт книг за три месяца. А ещё нужно записать двух друзей в библиотеку и сделать фотографию с любимой книгой», – пояснила Юлия Моисеева.
На старшем абонементе библиотекари устроили для юных читателей квест «Книжные жмурки».
«Мы подобрали книги, завернули их в яркую обёрточную бумагу и в произвольном порядке расставили на стеллажах. Смысл игры в том, что ребёнок берёт книгу наугад. Даже в формуляре дети расписываются под номером, который присвоен книге. Они приходят домой, снимают обёрточную бумагу, под которой их ждёт сюрприз, читают, а потом возвращаются в библиотеку и делятся впечатлениями о прочитанном», – рассказала методист.
А для тех, кто не знает, что бы им почитать, в библиотеке есть «Книжный джем» – горка розовых флаеров с написанными на них названиями книг: черпай, сколько хочешь, из стеклянной банки.
Метод продавца: от классиков к современникам
«Выбрать нужную книгу из огромного количества изданий, представленных в магазине, действительно непросто. Но мы всегда готовы рассказать покупателям о самых ярких новинках детской литературы и лучших переизданиях классики», – посулила заведующая магазином «Читай-город» Маргарита Виткевич.
Надо читать вместе с ребёнком, обсуждать героев, придумывать продолжение сказок. Дети с развитым воображением будут искать более сложные и занятные истории и испытывать потребность в чтении всё новых книг.
«Нет времени открыть книгу днём – читайте перед сном. Это прекрасная семейная традиция и привычка к чтению на всю жизнь», – заключила Маргарита Михайловна.
Подбирать книги для ребёнка нужно по возрасту: для малышей – короткие истории с рифмами и повторами – потешки, русские народные сказки. Затем наступит черёд «Буратино» и сказок Андерсена, а после – Драгунского и Булычёва. Подросткам же надо давать больше самостоятельности в выборе книг.
«Помните о классиках: Чуковском, Маршаке, Заходере, Линдгрен и Кэрролле, но старайтесь открыть с ребёнком современных авторов, – советует Виткевич. – Например, у сегодняшних малышей успехом пользуются стихи Андрея Усачёва и серия Холли Вебб «Добрые истории о зверятах». А детей постарше наверняка заинтересуют приключения большой семьи «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» Анне-Катарины Вестли или фантастические истории о Тане Гроттер и Мефодии Буслаеве писателя Дмитрия Емца».
Учительский метод: прочитал – напиши
«В старших классах чтение становится осмысленным навыком. Если ребёнок плохо, медленно читает, он не будет успешен ни в одном предмете», – отметила учитель русского языка и литературы школы № 1 Шебекино Елена Сукова.
По мнению Елены Николаевны, вначале ребёнка нужно приучить к аудиовосприятию книг – чтобы ему читали мама, папа или бабушка. А начать лучше с комиксов, благодаря которым ребёнок соотносит картинки в книге с текстом.
Затем малышу можно предложить кубики с буквами, поразгадывать с ним языковые ребусы. А когда ребёнок уже научился читать, но всё равно требует, чтобы ему читали родители, последним нужно находить себе «важные» и «срочные» дела, которые не позволяют продолжить чтение, и останавливаться на самом интересном месте. Любопытство подтолкнёт малыша к самостоятельному чтению.
«Ни в коем случае нельзя наказывать чтением: «Раз плохо себя ведёшь – на тебе книжку, садись и читай!» Чтение не должно быть наказанием. Если это возможно, оно, наоборот, должно стать наградой», – подчеркнула педагог.
На летние каникулы Елена Николаевна задаёт ученикам не только прочитать книги по программе, но и написать о них в читательском дневнике. Впоследствии это экономит их время при подготовке к уроку и помогает готовиться к экзаменам. А ещё учительница выбирает для диктантов отрывки из интересных литературных произведений, которые часто подталкивают учеников к чтению произведения целиком.
«Какие бы программы в школе ни вводили, основная роль принадлежит семье. Если родители читают, а дети часто видят их с книгой, то, конечно, и дети к ней потянутся. Как мы относимся к книгам, так и наши дети будут к ним относиться», – подытожила Сукова.