Все грани чувственности. Какими эмоциями наполнены лица белгородской женской поэзии
О том, как не сломаться, сохранить и приумножить своё творческое начало, не понаслышке знают три сибирячки, которые ещё в детстве переехали в Белгородскую область, а позже покорили своей поэзией наших земляков
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
У творческого человека не бывает простой судьбы. Жизнь частенько подкидывает ему испытания, словно спрашивая: «Достоин ли ты того дара, что послан тебе свыше? Выдержишь ли?» Случаются непредвиденные судьбоносные эпизоды, но чаще всего – простые бытовые трудности, которые отбирают время и душат вдохновение.
Человек, спешащий жить
Надежда Королькова – настоящий самородок. Человек очень скромный, не любит рассказывать о себе. Ссылается на то, что в её жизни нет ничего выдающегося, того, чего бы не было у других. Возможно. Да только не каждому дано так тонко чувствовать окружающий мир. Все радости и невзгоды, свои и даже чужие воспоминания Надежда Константиновна превращает в поэзию и прозу. Она лауреат фестиваля поэзии и авторской песни «Оскольская лира», фестиваля женской поэзии «Бабье лето» и межрегионального музыкально-поэтического фестиваля «Русский дух неодолим», победитель областного конкурса-семинара «Новые имена Белгородчины – 2019» в номинации «Проза», а с 2023-го – член Союза писателей России.
Надежда Константиновна – автор двух прозаико-поэтических сборников «Рябиновые бусы» и «Бессмертник на ладони». Её стихи и рассказы опубликованы во многих литературных альманахах, коллективных сборниках, областных и районных газетах, а по её поэме «Патефон» в Тавровском народном театре «Окно» поставили спектакль-читку.
Всегда тянуло на Белгородчину
Родилась поэтесса в 1951 году в Кузбассе, но своей родиной считает Белгородчину. В силу обстоятельств мать Надежды вынуждена была уехать в Корочанский район, взяв с собой маленьких дочерей. Её муж остался в Сибири. Так маленькая Надя с сестрой Любой оказались в Ивице, где прошли их детство и школьные годы. Именно здесь, на фоне завораживающей природы, в окружении большой и дружной семьи, Надежда написала свои первые стихи.
«Писать я начала рано. Но так как жизненного опыта у меня не было, опиралась на народное творчество. В селе, где я выросла, разговаривали только на суржике. Обожала слушать очаровательные, глубокие украинские песни, в которых были и страдания, и любовь. В моей семье пели все женщины, а у меня нет слуха. Поэтому, когда родня собиралась вместе и заводила песню, я просто сидела и как зачарованная слушала. Впитывала в себя образы и чувства. Тогда, в 14 лет, написала первое серьёзное стихотворение о женском разочаровании. Конечно, на тот момент все страдания в строках были выдуманными и позаимствованными».
С отцом семья Надежды воссоединилась, когда ей было 15 лет. С мамой и сестрой они вновь вернулись в маленький таёжный посёлок в Кузбассе. Жизнь не раз заставляла Королькову сниматься с насиженного места. Суровую тайгу сменил Екатеринбург, затем была тёплая Днепропетровская область, но, где бы ни жила Надежда, её всегда тянуло на Белгородчину. Так она оказалась в Графовке Шебекинского района, где прожила 30 лет. И самое главное, о чём постоянно говорит Надежда, – её близкие всегда были рядом.
«Мы друг без друга жить не можем. Сначала я взяла и переехала, а потом и остальные подтянулись. И родственники, и друзья. Всего 11 семей перебрались вслед за мной».
Поэт, волонтёр и мать солдата
Сейчас Надежда Королькова живёт в Таврово Белгородского района. Она состоявшийся автор, счастливая мама и бабушка. Её девиз: «Ни дня без строчки». Стихи у поэтессы разные. Она одинаково чувственно пишет и о любви, и о природе. Есть в арсенале Надежды Константиновны произведения о Великой Отечественной войне, а сейчас к ним добавилась и современная реальность, ведь теперь Надежда Королькова – мать солдата. Её младший сын служит в зоне СВО.
Конечно, материнское сердце не камень. Бывает, и всплакнёт украдкой. Но не в характере Надежды сидеть и грустить. Летом она уезжает работать в Крым. Да и после возвращения дома её не застать – концерты, литературные встречи.
Надежда Константиновна – патриот. С сестрой Любовью Вист они занимаются волонтёрством. Организуют сбор гуманитарной помощи и через белгородское отделение Союза писателей России доставляют её нашим ребятам. Да и сами часто встречаются с бойцами.
«Мы готовим. Стараемся организовать для ребят вкусные обеды. На новогодние праздники покупаем мандарины, холодцы варим и едем, бывает, прямо к окопам. Без волонтёрства жить не могу. Собрала по соседям подушки, ковры, одеяла, матрасы – ребятам окопы утеплять надо. Всё в ход идёт. Помогаем мы постоянно, ведь поддержка нужна всегда».
Казалось бы, где в такой жизненной круговерти найти время для творчества? Но Надежда Константиновна всё успевает, и подтверждение тому – скорая премьера её романа «Макинтош». И речь в нём вовсе не о детали гардероба, а о яблоках и человеке, который, вернувшись с войны инвалидом, не сдался, а посвятил свою жизнь возрождению знаменитых яблоневых садов в Корочанском районе.
Надежда Королькова – человек, спешащий жить. Она словно навёрстывает упущенное, когда была погружена в бытовые трудности и работу, а для творчества времени не оставалось. Надежда Константиновна не помнит обид. О каждом человеке, кто оставил след в её судьбе, поэтесса отзывается с благодарностью. Видимо, поэтому её произведения такие чистые и искренние.
«Наука может ошибаться, поэзия – нет»
Долгие годы Екатерина Щетинина подавляла в себе творческую натуру. Прятала поэтессу в самых потаённых уголках души, но, сколько верёвочке ни виться, а писательский дар возьмёт своё. Родилась поэтесса в 1956 году на берегу могучей Ангары в районном центре Черемхово. Мама Екатерины – коренная сибирячка. По профессии – литератор-словесник, но мало преподавала в школе и в основном работала в библиотеке. Отец Щетининой – обычный шахтёр, который в 16 лет уехал из родного Корочанского района в Сибирь, где и встретил свою судьбу.
«Буду писателем»
Читать и писать Екатерина научилась рано благодаря своей бабушке. В доме было много книг, и маленькая Катя уже в три года знала, что станет писателем. Над ней все смеялись, а она выкладывала книги на стол и сидела над ними с ручкой или карандашом.
В школу Екатерина пошла уже в Белгороде. Все годы, прожитые в Сибири, её отец мечтал вернуться в родные края, чтобы помогать своей матери, которая рано овдовела. Для Кати и её мамы переезд стал настоящим испытанием. Им с мамой даже на год пришлось вернуться назад, потому что мама начала серьёзно болеть. И только когда она поправилась, переезд состоялся окончательно.
Мама Кати устроилась на работу в Центральную детскую библиотеку им. А. Гайдара, и девочка практически поселилась в книгохранилище. На тот момент книги заменили ей друзей. Школьница чувствовала острую потребность соединиться с этой атмосферой, с мыслями великих людей, хранящимися на страницах многотомных изданий.
«Мама служила великому русскому слову верой и правдой. Когда она проводила книжные дни, рассказывая о произведениях великих писателей и поэтов, голос её просто звенел. Наверное, отсюда и началась моя любовь к поэзии».
Всё твоё останется с тобой
Первые стихи Екатерина Щетинина написала в 19 лет, когда впервые влюбилась. Это были сразу три стихотворения, наполненные девичьими переживаниями и слезами. Написала и замолчала на долгие годы. Так уж было заведено в её семье, что слово отца – закон для всех. Он сказал, что Катя должна учиться на экономиста, и она послушалась. Окончила Белгородский технологический институт строительных материалов (ныне БГТУ им. В. Г. Шухова. – Прим. авт.) по специальности «инженер-экономист».
«Экономику я никогда особенно не любила, но папу ослушаться не могла. Строила карьеру, защищала диссертации. Дальше появились семья, дети. Закрутили бытовые дела, и до 2000 года я ничего творческого не выдавала. Потом случилось то, что объяснить невозможно. Это можно назвать мистикой, внутренним драматическим переворотом на пороге нового тысячелетия. Но я считаю, что это провидение так устроило. Это была странная и страшная ночь, когда я практически не спала. Над головой как будто горело что‑то. Услышала голос, который говорил мне: «Запоминай всё, что тебе будет показано, и пиши».
Первое стихотворение Екатерина записала в темноте, не глядя, просто чтобы не забыть. Только утром она осмысленно прочитала то, что там было написано: «Не бойся, всё твоё останется с тобой…» Именно с этих слов в 2000 м началось её второе рождение как поэта, и первая книга Екатерины Щетининой называется «Я родилась в 2000 году». С той странной ночи стихи полились потоком, который поэтесса больше не сдерживала.
Успеть как можно больше
На сегодняшний день Екатерина Щетинина заведует кафедрой маркетинга БГТУ имени В. Г. Шухова. Она считает, что поэзия помогает более точно сформулировать и донести мысль, зажечь какую‑то искорку, чтобы включить внимание студентов.
«Ни в одной сфере нельзя без поэзии работать. Это моё глубокое убеждение. Потому что поэзия точнее, чем наука, описывает жизнь и всё, что в ней происходит. Говорю это как учёный, как профессор: поэзия – это глубинная суть всего, что мы переживаем, наблюдаем. Наука может ошибаться, поэзия – нет».
Сейчас поэтесса – автор восьми сборников поэзии и прозы, один из которых написан для детей. Её стихи и рассказы печатали в журналах «Звонница», «Добродетель», «Гражданин», во многих литературных альманахах, коллективных сборниках, в областных и районных газетах. С 2022 года Екатерина Щетинина – член Союза писателей. Она любящая жена, мама и бабушка, а ещё помогает в сестричестве милосердия в Марфо-Мариинском монастыре. Жалуется поэтесса только на то, что в сутках слишком мало часов, ведь так хочется успеть сделать как можно больше. Не для себя – для других.
Литературная мама
Узнав историю Ольги Филипповой (Стригуновской), невольно начинаешь верить в судьбу, которая, пускай и окольными путями, но ведёт человека к его предназначению. Познакомившись с самой Ольгой, невольно удивляешься, как в этой статной, красивой женщине уживаются крепкий, сибирский характер и тонкая, романтичная душа поэта.
Обходной манёвр
Мама Ольги родом из Саратовской области. В Кемерово она приехала к старшей сестре и там познакомилась со своим будущим мужем. В 1961 году у пары родилась дочь Ольга – активный и любознательный ребёнок. Малышка рано научилась читать. Когда отец просматривал газеты, девочка спрашивала: «Какая это буква?» Отец отвечал, даже не задумываясь о том, что ребёнок видит буквы перевёрнутыми. В первом классе Оля написала своё первое четверостишие.
«До третьего класса было затишье, а потом почти год я писала поэму про приключения бегемотика Отика. К сожалению, для истории она утеряна. Но настоящее вдохновение стало захлёстывать меня с 12 лет, когда я в первый раз влюбилась в мальчика со смешной фамилией».
В Старый Оскол семья переехала в 1975 году. В те годы там шла активная стройка ОЭМК и новых городских кварталов. Отец Ольги – инженер-строитель, часто ездил туда в командировки, и, когда ему предложили переезд с предоставлением квартиры, он не раздумывая забрал семью и перебрался в уже полюбившийся город.
Сколько Ольга себя помнит, она всегда мечтала работать с детьми. Видимо, сказался пример мамы, которая трудилась сначала воспитателем, а потом – заведующей детским садом. После окончания школы Ольга предприняла попытку поступить в институт, чтобы впоследствии учить детей английскому языку. Но тут вмешалась судьба – жизнь будущей поэтессы сделала обходной манёвр. Ольга не добрала всего 0,5 балла и, чтобы не терять год, поступила в техническое училище № 2 города Шебекино на машиниста холодильных, компрессорных и насосных установок.
«Самое главное, что случилось со мной в годы учёбы в училище (считаю, что именно за этим судьба занесла меня в Шебекино), – я попала в молодёжную литературную студию под руководством молодого поэта Сергея Анохина. Там я узнала, как работать над стихами, что такое настоящая поэзия, к чему нужно стремиться в своём творчестве. И именно тогда зародилась мысль о том, что когда‑нибудь у меня будет собственная литературная студия».
После окончания учёбы Ольга попала на Саратовский химзавод, но не выдержала разлуки с родными местами. Вернулась домой и устроилась воспитателем в детский сад, параллельно поступив в Старооскольское педучилище на заочное отделение, а потом и в Белгородский государственный педагогический институт.
Мечты сбываются
С того момента и до нынешнего дня жизнь Ольги Филипповой связана с детьми и молодёжью. Сбылась и ещё одна мечта поэтессы. На базе Старооскольского ЦМИ она организовала молодёжную литературную студию «Творческий фонарь» и фестиваль «ЛитАртФест»
«На тот момент костяк студии уже был сформирован: двое моих пишущих сыновей и несколько их друзей. В городе нас не сразу заметили, пока мы на ноги вставали, но вскоре начали приглашать на выступления в краеведческий и художественный музеи, на городские мероприятия. Мы и сами проводили торжества, приуроченные к дням рождения поэтов. Как итоговое годовое событие организовали «ЛитАртФест», на котором нам сначала помогали ребята из ЦМИ, а затем – управление культуры и директор Пушкинской библиотеки. Благодаря «ЛитАртФесту» в студию пришло много талантливых ребят».
Ольгу Константиновну можно по праву назвать одним из лучших руководителей литературных студий области. Мало кто может похвастаться тем, что из‑под его крыла вылетали литературные птенцы, которые по праву становились членами Союза писателей России. Не забывает поэтесса и о своём творчестве.
Она является автором трёх поэтических сборников и повести «И небо – обитель богов», изданной в Белгороде и Москве. Лауреат литературной премии «Золотая строфа», фестивалей поэзии и авторской песни «Оскольская лира» и «Нежегольская тропа», фестиваля женской поэзии «Бабье лето», член Союза писателей России. Её произведения публиковали в журнале «Роман-журнал XXI век», во многих коллективных сборниках и литературных альманахах.
В своей рекомендации в Союз писателей России московский прозаик Александр Владимиров писал, что Ольга Филиппова – поэтесса с яркими образами, со словом, напоминающим слова мастеров серебряного века. Её поэзия наполнена чувственностью, силой страсти, хорошими сюжетными поворотами. И это правда. Поэзия Ольги Константиновны погружает в себя настолько, что начинаешь видеть окружающий мир её глазами – глазами окрылённой поэтессы и творческой мамы молодых литераторов.
Наталья Дарованная