В гостях у «Литературной гостиной» – член Союза писателей России Юлия Володарская
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
«…Вы нашли интересную собеседницу, вы расположились к приятному разговору… Ан нет. Растекайтесь мысью по древу её стиха сколько угодно. Но в одиночку. Она на сегодня уже высказалась. А на посиделки у неё времени нет. Она в пути», – пишет в послесловии к сборнику стихотворений Юлии Володарской «Маленькими шагами» член Союза писателей России Наталья Дроздова.
Володарская – действительно интересная собеседница. Строки её стихотворений – откровенно-личные, метафоричные и одновременно наполненные конкретным смыслом. «Поэт выписывает боль», следует из одного из них. Автор из Ровеньков (намеренно избегаем определения «поэт» или «поэтесса», а почему – объясним позднее) рассказала «Белгородским известиям» о своём творческом пути, как привыкнуть к вниманию читателей, есть ли место прозе в её творческом багаже и каково это – совмещать стихосложение с многодетным материнством.
Переступить порог
Она родилась в Ровеньках, и родные места покидала только на четыре года учёбы в Белгороде. Свои первые стихотворные опыты Юлия Володарская называет «игрушками»: сочиняла частушки для стенгазеты, подражала баснописцу Крылову по заданию на уроке литературы. Получалось неплохо, но о том, чтобы писать свои стихи, конечно, не задумывалась. До поры до времени.
«А дальше случилось интересное, – вспоминает автор. – Я просыпалась по утрам, и как будто бы мне кто‑то говорил: «Тебе скоро 15 лет, ты ещё ничего не сделала». И вот это очень странно: а что я должна сделать? В тот период стали у меня появляться стихи не по заданию, не для стенгазеты. Я выписывала на бумагу то, что меня волновало, беспокоило. В таком возрасте это чаще всего темы любви, жизни и смерти, смысла жизни – вот эти три темы стали моими. Прошло много времени, и я задумалась: почему это случилось накануне 15-летия? Ответа у меня долго не было, а тут вспомнила: когда ребёнку исполняется 14 лет, за него в храме подают записочку не как за отрока, а как за взрослого. Я так понимаю, это было порогом для меня: отрочество закончилось, и нужно начинать работать».
Юлия писала стихи – искренне, истово. Поступив в музыкальное училище, она приехала в Белгород. Тут Юлия рассказывает: на самом деле её мечтой был филфак. Подавала документы, не прошла. Она видит в этом иронию судьбы: не поступить на словесника, но оставаться на всю жизнь влюблённой в литературу.
В Белгороде Володарская познакомилась с членами литературной студии «Слово», которой руководил известный поэт и председатель Белгородского регионального отделения Союза писателей России Владимир Молчанов. Это была возможность вариться в одном котле с уже признанными авторами, слушать и слышать их, задавать вопросы, получать советы. Порог между нетворчеством и творчеством был перейдён окончательно и бесповоротно. Она публиковалась в «Ровеньской ниве», в «Нашем Белгороде» и приложении к областной газете «Смена».
«Стихи должны служить»
Первый авторский сборник Володарской «Клубника в дождь» увидел свет в 1993 году. Случилось это благодаря поэту и прозаику, члену Союза писателей России и земляку Юлии Юрию Макарову.
«Мама отнесла мою тетрадь со стихами в редакцию нашей газеты – Татьяне Викторовне Макаровой. А уж она привела меня к себе домой – к Юрию Ивановичу. Он, посмотрев стихи, позвал меня в литературную студию «Мозаика». Он вспоминал, что, когда я начала биться за каждую свою строчку, понял: это пришёл поэт», – рассказывает Юлия.
То есть отнёсся как к равноценной творческой единице. Только это вовсе не означало, что стоило ждать похвалы и почивать на лаврах проснувшегося таланта. Раз ты поэт, то и давай вести серьёзный разговор о творчестве.
«Если из 20 твоих четверостиший толковых два, остальные нужно убрать, – ты возражаешь: «Как же так? Это же так болело…», – говорит Володарская. – Оставляешь два, перечитываешь раз, два, десять и понимаешь: вот это – суть. А остальное – вода. Юрий Иванович учил меня как раз и убирать эту воду: вычёркивать всё, что слабо, что не имеет отношения к сути».
Свой первый сборник она называет подарком. Эта книга научила Володарскую чувствовать ответственность за своё – теперь уже опубликованное – слово.
«Одно дело – писать для стенгазеты, другое – выплёскивать все свои чувства. Ты понимаешь, что будешь отвечать за каждое слово, когда выписываешь свои боль, страсти. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся», – это же не только о хорошем. И ты становишься осторожнее. Ощущение у меня было двоякое, когда издали первый мой сборник. Стихи должны выходить, они должны служить. Но когда ты понимаешь, что это служение, ответственнее становишься», – размышляет Юлия.
Путь души
Её стихи выходили и служили. В 1999 году был опубликован сборник «Золотые ресницы», в 2007 м – «Выдох». В 2015 году увидела свет книга стихов «Маленькими шагами». Тогда же Юлию Володарскую приняли в Союз писателей России.
«Я как‑то выпала на время из белгородской писательской жизни – вышла замуж, родились дети. Общалась только с Макаровым. И Юрий Иванович пригласил меня на фестиваль «Удеревский листопад» в Алексеевском округе. Там я встретилась с белгородскими литераторами, мы читали стихи. И Владимир Молчанов спросил меня, почему я не пишу заявление на вступление в Союз, – рассказывает она. – Я растерялась, потому что не знала тонкостей этой процедуры. Мне казалось очень дерзким прийти и сказать: «Примите меня». Но задумалась: если пригласили, значит, надо что‑то делать. То есть не писать заявление на вступление сразу, а попытаться собрать воедино те стихотворения, что накопились у меня. Собрала, отвезла в отделение Союза писателей в Белгород. Через время получила рекомендацию: дополнить сборник. Все мои предыдущие состояли из малого количества стихотворений, почти карманные. Дополнила так, что их стало больше сотни. На это ушло несколько лет, и процесс увлёк меня. Я выплеснула всё, что было на душе, даже немножко поостыла. Так интересно получилось, что предисловие к сборнику написал отец Игорь Кобелев, а послесловие – Наталья Дроздова. Когда встал вопрос на собрании членов Союза: нужны ли ещё рекомендации, – Владимир Ефимович сказал: «А зачем? Эти послесловие и предисловие и есть рекомендация»».
«Стихотворения ярко, образно и ритмично, можно сказать, музыкально отражают постепенный, «маленькими шагами», путь души через боль, испытания, искушения – к искреннему покаянию и преображению»», – отмечал отец Игорь Кобелев в том самом предисловии к сборнику «Маленькими шагами».
Поймать свою волну
Однажды – по рекомендации того же Юрия Макарова – она познакомилась с Натальей Дроздовой и Игорем Кобелевым. К тому времени Юлия Николаевна воцерковилась и свой четвёртый сборник поэтому называет новой ступенью в своём творчестве.
Наталья Дроздова, член редколлегии журнала о милосердии «Добродетель», издаваемого в Белгороде, как‑то предложила Юлии попробовать себя в прозе. Она признаётся: не дерзнула сказать нет и написала на тему номера журнала.
««Добродетель» выходит несколько раз в год, мне предлагали написать на какую‑то тему. Я не умею выдумывать – описывала какие‑то случаи из жизни. В конце концов собрались мои такие очерки семейной хроники, и я получила первый опыт говорить прозой, а не стихами», – рассказывает автор.
Юлия Володарская активно публикуется на одном из российских литературных интернет-порталов. Получается, что весомая часть её читателей «живёт» в Сети. И это тот самый случай, когда приходится держать ответ за каждое написанное слово. Спрашиваем: легко ли это – открываться перед зачастую анонимным человеком? Автор делится удивительной метафорой, которую однажды подарила ей читательница из реальной жизни: на стихи нужно настроиться, как на радиоволну.
«Поэт не может писать иначе, как бы мы ему это ни советовали. Когда мы настраиваемся на своего поэта, на свою волну, тогда нам всё становится ясно», – говорит Юлия Николаевна.
Стихи на накладных
Кроме творчества, как водится, есть жизнь с её радостями и печалями, заботами, хлопотами. Свою поэтическую работу Юлия Володарская совмещает с работой супруги и мамы. У неё трое детей. Примечательно, что каждому из них она посвятила стихотворение к рождению.
За много лет магистральные темы в её творчестве остались прежними.
«На «Стихи.ру» нужно выбирать рубрику для стихотворения. Я оставляю их всегда без рубрики. Как волновали меня в самом начале пути любовь, жизнь и смерть и смысл жизни, так и сейчас ничего не изменилось», – говорит она.
Разумеется, спрашиваем, как в жизненной круговерти найти время на творчество.
«Я, наверное, не совсем тот поэт, который живёт по принципу «Ни дня без строчки». Я пишу только тогда, когда уже не могу не писать. Тогда появляются строчки на салфетке, на накладной, на руке, в телефоне, – рассказывает Юлия Николаевна. – Нет какого‑то точного времени для творчества у меня. Более того, бывает так, что тебе даётся несколько строк, как дар в руки, и ты записываешь их. А последние две строчки или слово могут не даваться несколько лет. Ты ловишь-ловишь его, подставляешь – а оно искусственное. Поэтому это тоже некое мученичество – довести стихотворение до того состояния, чтобы оно было цельным».
«Как ваша семья относится к тому, что мама, супруга пишет?»
«Думаю, что это наказание какое‑то для семьи. (смеётся.) Это человек, который какое‑то время забирает у семьи, прячется по углам, что‑то пишет, злится. Но дети повзрослели, и старшая дочь уже собрала мои очерки семейной хроники и очень хочет, чтобы вышла такая книжка».
Творчество она совмещает и с работой. Здесь у Юлии Николаевны свой подход:
«Если литература – это служение тому, что Господь в тебя положил зёрнышками, то работа – это служение семье. Поэтому стихи иногда пишутся на накладных».
На вопрос: какое обращение предпочитает – поэт или поэтесса? – она задумывается:
«Мне ближе поэт. И очень нравится слово, которое видела: поэтка. Поэтка меня не раздражает».
Оксана Придворева