Отзывается строками. В жизни подполковника в отставке переплелись стихи и талантливые люди
«Белгородская правда» решила познакомиться с этим творческим человеком
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
С апреля нынешнего года и по сей день творческий коллектив «Благовест» каждое воскресенье проводит выступления во дворике военного госпиталя в Белгороде. Поэты, певцы, музыканты считают для себя честью подбадривать и вдохновлять наших защитников. Идея такой поддержки раненых военнослужащих принадлежит белгородцу Виктору Дроздову.
Босиком до ноября
В гости к Дроздовым мы приехали тёплым сентябрьским днём. На пороге нас встречает улыбчивая хозяйка – Маргарита Владимировна. Приглашает в дом и угощает холодным компотом. Такое радушие помогает чувствовать себя комфортно и непринуждённо. С витой лестницы, необычной, впрочем, как и весь дом (в голове мелькает мысль, что такой дом может быть только у творческого человека) спускается Виктор Иванович, следом – дочь Маша.
Первое, на что обращаю внимание при общении с ним, – яркая и образная речь. Беседа обещает быть увлекательной.
«Я сейчас начну вам рассказывать с того времени, как Бог создал землю», – шутит Виктор Иванович.
Родился и вырос он в селе Галина Лозоватка Днепропетровской области Украинской ССР. Мать – доярка, отец был военным, строил железную дорогу от Кривого Рога на Донбасс.
«Детство у меня сельское, нищее, босиком до ноября, с мая тоже босиком. Первые четыре класса обучался в родной деревне, а в старших классах – в селе Калиновка Криворожского района, от дома шесть километров. Когда на велосипеде, когда пешком. Вставать приходилось рано, за час-полтора до начала», – вспоминает собеседник.
Оканчивал он Крыловку – Харьковское высшее военное командно-инженерное училище им. Маршала СССР Н.И. Крылова. На выбор профессии, по его словам, повлияла учитель русского языка и литературы Клавдия Шульженко:
«В конце седьмого класса хотели меня оставить на второй год. Учиться я был не охотник – тройки да двойки. Да и практику не прошёл: дело для тех времён обычное – снимали весь класс и отправляли на полевые работы, а я в это время дома с больной пяткой. Клавдия Васильевна завела меня в класс и после недолгого разговора спрашивает: «Кем же ты хочешь быть?» «А я военным хочу быть», – ответил я тогда, сам не понимая почему. На меня очень сильно повлияла наша беседа, восьмой класс я уже оканчивал с пятёрками и тремя четвёрками. И по сей день благодарен учительнице. Она помогла мне не потеряться, найти ориентир. Может, потому я в военные и попал».
«Мы – сила»
Отдушиной для него стала семья: жена, дочь, сын и трое замечательных внуков.
«Мы – сила», – говорит Виктор Иванович о своих близких.
В 80-е годы судьба свела его с поэтической музой. Хотя сам он предпочитает называть жену личным литературным критиком. Ведь именно ей он первой зачитывает свои творческие труды.
«Будучи курсантом военного училища, на октябрьские каникулы я приехал в увольнение к двоюродному брату в гости. Дома, кроме меня, никого не было. Вдруг звонок в дверь. На пороге – девчушка лет 16. С бутылкой самогона в руках. Оказывается, родители послали её передать. Вот так и познакомились. Можно сказать, нас свёл самогон», – вспоминает он забавную историю знакомства.
В 17 лет Рита Свекольникова вышла замуж за 22-летнего выпускника военного училища. Сразу после свадьбы молодожёны уехали на Байконур – Маргарита Владимировна шутя называет это место тмутараканью. Действительно, поначалу приходилось тяжело – молодая семья с новорождённым ребёнком жила на квартире с подселением на три семьи.
«Был период, когда из‑за моей службы мы год жили на расстоянии. И я, и Рита тяжело переживали это время. Я без семьи не могу. Она мой тыл. И хозяйка, и медсестра, и парикмахер, и стилист. Оба с характером. Вместе нам тесно, а порознь – скучно», – подмечает Виктор Иванович.
На Байконуре он дослужил до командира воинской части. В 1995 году в звании подполковника уволился в запас. С тех пор с семьёй живёт и работает в Белгороде.
Источник вдохновения
Самые ранние стихи он написал жене на 33-летие. Писал с тех пор много, но, что называется, в стол.
«Первое время присутствовал юмор в стихах. Был у нас полковник, которому я и «посвятил» строчки, полные иронии, на бумаге обёрточной», – с улыбкой рассказывает собеседник.
На вопрос о вдохновении Виктор Иванович поясняет, что для него всё завязано на людях, на их духе и энергии:
«Я всю жизнь проработал с людьми, для меня они интересны. Люблю пообщаться с кассирами, продавцами. Бывает, зацеплюсь языком с кем‑нибудь в очереди, так и не отстану».
Признаётся, что любит творчество Владимира Высоцкого.
«До него мне, конечно, очень далеко – семь дней лесом, восемь – тундрой, и не дойти, – Виктор Иванович очень самокритичен. – Но равняюсь на Владимира Семёновича. Бывает, что одна его строчка может сподвигнуть меня написать стихотворение».
Много в творчестве Дроздова «рассуждалок», как он их сам называет. Происходящие в городе и стране события отзываются у Виктора Ивановича поэтическими строками. Разговоры о жизни, о злободневных проблемах могут привести к тому, что он просыпается среди ночи и начинает записывать. «Понесло» – так автор в шутку называет это состояние. И к шести утра рождается стихотворение.
На сегодняшний день у Виктора Дроздова восемь книг и публикации как минимум в 60 альманахах. Он член-корреспондент Международной академии наук и искусств, член Интернационального союза писателей. Также является лауреатом Международной премии мира в номинации «Поэзия».
Выделить какое‑то одно своё творение автор отказывается:
«Я к стихам отношусь как к детям. Вот обобщённо скажу: один ребёнок успешен, другой – не очень, у третьего – проблемы. Но любим‑то мы всех детей одинаково».
Без лезгинки не обходится
Он признаётся, что заинтересовать раненых бойцов стихами поначалу было тяжело. Первое время приходил выступать в госпитальный скверик один:
«Я понимал, что пришёл сюда для этих людей, которые на передовой нас спасают, и для них надо работать. Поначалу было даже неудобно, ломал голову, с какой стороны подойти, чтобы моя деятельность могла хоть как‑то скрасить будни солдат в госпитале», – рассказывает о своём начинании Виктор Иванович.
Если первые несколько выступлений он набивал шишки, то далее уже знал, что делать. Виктор Дроздов организовал коллектив «Благовест», который каждую творческую встречу пополняется новыми участниками. Также к выступлениям присоединяются музыканты, которые бывают в Белгороде проездом. На сегодняшний день перед ранеными выступили более 50 человек.
А название «Благовест» взято из стихотворения Леонида Корнилова «Русский русскому помоги».
«В нём есть такие слова: «Перешёл в набат благовест», – говорит Виктор Дроздов. – Благовест – это колокольный перезвон, сообщающий о начале богослужения в церкви».
В коллектив принимают всех, кто хочет высказаться, объясняет он:
«Выбор, с чем они будут выступать, я не контролирую. Единственное условие – что‑нибудь бодрое, весёлое, поднимающее дух. Через раз поём «Катюшу», «Смуглянку». Бывает, что и сами ребята какую‑нибудь композицию закажут. К примеру, ни одно воскресенье не обходится без лезгинки – для чеченцев, дагестанцев. А недавно у нас выступила донская казачка».
У «Благовеста» уже три десятка встреч с бойцами. Участники коллектива, как и врачи, выполняют очень важную миссию – лечат. Но лечат души с помощью искусства. Символично, что происходит это на территории госпиталя.
Очень любит Виктор Иванович после выступления поговорить с ребятами. Бывает, что бойцы к нему подходят с просьбами или за советом:
«Как‑то раз поинтересовался у бойцов: нравится ли концерт, хорошо ли поют, играют. Один из раненых ответил: «Я не знаю, хорошо или нет. Просто у нас иного не бывает. Поэтому это лучшее, что мы видели! А ещё благодаря вам мы чувствуем, что не брошены, что вам нужны».
Альбина Казимова