Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
02 августа 2024,  10:00

Первая строка решающая. Почему член Союза писателей считает, что без критики поэт погибает

Сегодня Владимир Ситенко – гость «Литературной гостиной» «Белгородских известий»

Первая строка решающая. Почему член Союза писателей считает, что без критики поэт погибаетФото: Елена Журавлёва
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Поэт по призванию, автор пяти собственных сборников – это белгородец Владимир Ситенко. Физик по образованию и лирик по духу. Писать стихи он начал в юношестве, как говорит сам, пришло время «выразиться в слове». Собратья по перу – поэты – считают, что его лирика наполнена глубинными рассуждениями. Сам автор всегда прислушивается к мнению творческих коллег и уверен, что справедливая оценка старших товарищей – путь к тому, чтобы стихотворения становились лучше.

Когда звучит свой голос

О себе он говорит так: поэзия сейчас – основное занятие. И тем интереснее, что к творчеству он пришёл не с робких попыток ученика младших классов рифмовать и читать стихи на школьных конкурсах. Владимир Ситенко вспоминает: его первые стихи случились в 15 лет.

«До этого меня как будто что‑то тяготило. На даче, на природе я садился на холм, смотрел на проплывающие облака, – рассказывает он. – А потом решил выразиться в слове».

Свои стихотворения начинающий поэт показывал лишь родным. Через несколько лет он пришёл в литературную студию «Слово» под руководством члена Союза писателей России Владимира Молчанова. Именно она, а ещё поддержка и порой заслуженная критика старших коллег сыграла большую роль в становлении Владимира как взрослого и думающего автора. Своими учителями он называет поэтов Владимира Молчанова, Василия Лиманского.

По сей день Владимир Ситенко занимается в творческой мастерской при белгородском отделении Союза писателей России и литературной студии «Пробел». Для него высказанное мнение коллег по перу, разбор новых произведений – возможность не останавливаться, как говорит он сам, на достигнутом и своего рода творческий стимул.

«У меня есть свой авторский голос, свой стиль – мои стихи уже узнают иногда из ряда других, – говорит поэт. – Пусть ты уже и человек состоявшийся, но показать кому‑то свои стихи, услышать подсказку со стороны – это то, что необходимо, чтобы писать всё лучше и лучше».

Среди поэтов-классиков непререкаемых авторитетов у Ситенко три: Осип Мандельштам, Иосиф Бродский и Борис Рыжий (многие литературоведы называли его «последним советским классиком», поэтому пусть кому‑то это утверждение не покажется спорным).

«Это мои основные авторы. Люблю перечитывать их каждый день, можно сказать. Конечно, не забываю ни Есенина, ни Рубцова, ни Твардовского. Я вообще много читаю и перечитываю – мне это кажется интересным», – рассказывает Владимир.

Первая строка решающая. Почему член Союза писателей считает, что без критики поэт погибает - Изображение Фото: из личного архива Владимира Ситенко

Избежать банальностей и штампов

Приоткрывая творческую кухню, Владимир Ситенко говорит: для него важны две темы, которые как магистраль проходят через его стихотворения. Это тема природы и, разумеется, любви. При этом часто звучат его стихи и, что называется, на злобу дня. Да и то, что происходит в жизни – кому‑то покажется: быт, рутина, – он выплёскивает на бумагу.

«Когда я сажусь писать стихотворение, первая строка определяет всё. Плохое для меня в лирике и, считаю, неправильное – это строки банальные или штампованные. Когда пишу стихотворение, я думаю лишь о том, чтобы оно не было ни банальным, ни штампованным, – рассказывает поэт. – Строки об осени ко мне приходят легко, с детства это моё любимое время года. Также и про любовь мне очень легко писать».

И всё же не лишена, а порой изобилует его лирика философским внутренним подтекстом. С этим соглашается сам автор: «Без размышлений – у меня нет стихотворений». Об этом говорит, а точнее пишет член Союза писателей России Галина Слёзкина:

«В этом по сути и состоит особенность стихов Владимира Ситенко. При всей своей лиричности и поэтической образности они непременно содержат в себе глубокое философское начало. Какую бы тему ни брал автор, там обязательно присутствуют глубинные рассуждения. Этим стихам свойственна особая трезвость суждений; трезвость, никак не граничащая с пессимизмом, в этом их притягательность и оригинальность».

«Самое важное – чтобы писались стихи»

Первый свой поэтический сборник – «Серебряный зонт» – Владимир Ситенко издал в 2007 году при поддержке белгородского отделения Союза писателей России.

— Самая первая моя книга, пусть очень наивная, детская, но зато самая искренняя, – говорит он.

— Что испытывает автор, когда держит в руках первый свой изданный сборник?

— Гордость. Не гордыню, а именно гордость за то, что ты что‑то сделал. Мой первый сборник был очень тонким, буквально 15–18 страничек, но мне этого хватило, чтобы понять, что я – в какой‑то степени поэт.

За прошедшие почти 20 лет свет увидели ещё четыре сборника стихо­творений Владимира Ситенко: «Мои голуби», «Берёзовая осень», «Посвящение», «Это молодость моя». Пятое издание вышло в 2022 году. Печатаются поэтические сборники Владимира небольшими тиражами: делает он это за собственные средства. И почти все экземпляры раздаривает: коллегам – поэтам и писателям – и слушателям.

— Дарю всегда охотно книги союзовцам, так же охотно дарю их случайным людям. Например, я где‑то выступаю и мне говорят: «Как же ваши стихи понравились!» Сразу презентую сборник, если он у меня с собой.

— Для вас важно, чтобы ваши стихотворения выходили на бумаге – в сборниках?

— Важно, чтобы пробиться к читателю.

— Насколько Интернет вам в этом помогает?

— Мне он не помогает ни в чём. Просто я публикую стихи, читаю отзывы. На моей собственной страничке в соцсети их читают друзья, союзовцы. Выкладывал одно время на специальных интернет-порталах, а потом забросил это дело. Мне хватает критики от своих студийцев. Критика важна, без неё поэт задыхается.

— Как же с обилием критики?

— Благодаря критике поэт не варится в своём соку, а понимает, что делает, и хорошо или плохо он это делает.

— Посоветуйте: что нужно делать поэту, чтобы его услышали?

— Прежде всего, нужно ходить по студиям. Потому что именно там его может кто‑то приметить, чем‑то поможет, что‑то подскажет. То есть поэт начнёт расти сам над собой.

— Поделитесь, пожалуйста, своими творческими задумками.

— Для меня самое важное – чтобы писались стихи. Вот это моё единственное поэтическое желание. Будут ли их печатать в сборниках – это неважно.

Оксана Придворева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×