Под клавиш стук. Какой была эпоха пишущих машин для белгородцев
Корреспондент «Белгородских известий» побывала в нескольких музеях Белгорода и поговорила с теми, кто укрощал клавиши пишущих машинок
-
Статья
-
Статья
23 июня в мире отпраздновали день рождения пишущей машинки. Это устройство ведёт свою историю с начала XVIII века, когда британская королева Анна выдала патент Генри Миллю на пишущий агрегат. Однако он был дорогой и неудобный. И только спустя 100-летие, в 1808 году, появилась работающая пишущая машинка, создателем которой стал Пеллегрино Тури.
Музейные раритеты
С тех пор машинки постоянно менялись и совершенствовались, пока компьютер не положил конец их эпохе. Однако некоторые белгородцы дома до сих пор хранят такие устройства. Есть они и в городских музеях.
Производить печатные машинки в нашей стране стали после революции. Было несколько разновидностей. Канцелярские – громоздкие и тяжёлые – использовали в различных организациях. Портативную можно было положить в чемоданчик и спокойно перевозить. Такие машинки предпочитали люди творческих профессий: писатели и журналисты, учёные и дипломаты.
В фондах Белгородского историко-краеведческого музея хранятся портативная «Москва» и канцелярская «Листвица». Есть также две пишущие машинки «Башкирия», произведённые в Уфе. Одна – более старая – 20-х годов, а другая времён перестройки. Уфа стала третьим городом Советского Союза, где стали выпускать машинки. Ещё одна интересная модель, которая есть в музее, – переносная «Ромашка». Эта электронная пишущая машинка по своим функциям близка к компьютерным текстовым редакторам. Есть определённый объём электронной памяти, так что текст можно редактировать и распечатывать много раз. Также его можно форматировать.
Но самой интересной в фондах историко-краеведческого музея, пожалуй, можно назвать пишущую машинку по Брайлю. Она создана в XX веке и принадлежала известному писателю, педагогу, музыканту Василию Ерошенко. Это деревянный складывающийся планшет. Сверху на машинке расположена металлическая полуавтоматическая каретка с семью клавишами, слева – звонок.
Более 20 различных пишущих устройств хранятся в Белгородском литературном музее. Многие из них принадлежали белгородским писателям: Наталье Овчаровой, Михаилу Обухову, Леониду Малкину, Александру Дончаку. Есть и пишущая машинка известного изобретателя, авиатора и кинематографиста Николая Анощенко. Это немецкая Erika, датированная 30–40-ми годами XX века.
В фондах музея есть пишущие машинки не только советского, но и иностранного производства. Они изготовлены в Италии, ГДР, Сингапуре… Немецкая Olympia 20-х годов – настоящий раритет. Своим эффектным внешним видом отличаются немецкая Janalif и пишущая машинка Continental, принадлежавшая белгородскому журналисту Давиду Фунштейну. Её произвели в 20-х годах XX века на предприятии Wanderer Werke AG, которое находилось в немецком Хемнице.
Нюансы печати
У многих белгородцев остались приятные воспоминания об эпохе пишущих машинок.
Анжелика Алёхина в 1990-х годах работала секретарём областной молодёжной газеты «Смена». Печатала на механической машинке приказы до тех пор, пока в редакции не появились компьютеры:
«У нас в газете были не только механические, но и электрические пишущие машинки. Перед тем как мне выдали удостоверение машинистки, я несколько месяцев училась на курсах. Сначала нам рисовали клавиатуру, и мы сидели и учили, к какой букве какой палец подходит. За две недели освоились. Пропечатывали буквы, а потом уже стали печатать тексты. Учили нас, что пальцы должны лежать на клавишах и почти не отрываться. Все 10 пальцев включены в работу. А когда выучил расположение клавиш, то можно уже печатать слепым методом. Каждый палец знает, какую букву нажимать. Скорость, с какой мы печатали, тоже замеряли. Для машинисток второй категории она должна была быть 200 ударов в минуту, для первой категории – свыше 200».
Но главным, по словам Анжелики, было печатать правильно и без ошибок. А если ошибка всё‑таки случалась, затирали лезвием или замазывали штрихом либо перепечатывали весь текст.
«Машинка в редакции у меня была шумная. Стук клавиш раздавался на весь кабинет. С помощью копировальной бумаги можно было делать до пяти экземпляров документа. Но пятый обычно получался уже не очень».
Немного довелось Анжелике Алёхиной поработать и на электрической машинке. Клавиши нажимать на ней легче, чем на механической. Это требовало меньших усилий.
Лариса Дмитриева работала машинисткой в редакции газеты «Крестьянское дело»:
«Печатать я научилась сама, дома. Уже даже не помню, откуда у меня появилась механическая пишущая машинка. Вроде её кто‑то подарил. Сначала не собиралась на ней работать. А потом потихоньку начала осваивать. Через время стала работать в редакции газеты. Дома у меня стояла маленькая машина, а в редакции – большая и громоздкая. Я набирала статьи. Мне приносили рукописные тексты на жёлтой бумаге. Почерк разбирала без труда. Научилась понимать даже очень неразборчивый. Большая скорость печати была не нужна, поскольку объём работы был небольшой. Главное – печатать правильно и грамотно. Вскоре появились компьютеры, и я продолжила свою работу на них».
У белгородки Евгении Самойловой машинисткой работала мама:
«Профессия эта в советские годы была довольно популярной, и на курсы стремились попасть многие девушки. Моя мама была одной из них. В юности она жила в Самаре. Пять лет проработала там в машинописном бюро. Работать машинисткой было не так уж просто, ведь требовались умение концентрироваться, выносливость, грамотность и внимательность. А ещё для этого нужно иметь здоровые руки и спину, иначе долго трудиться не сможешь. Различным нюансам учили на курсах – у машинисток их немало. Печатала мама со скоростью больше 300 ударов в минуту».
После переезда в Белгород мама, вспоминает Евгения, работала машинисткой в двух организациях. Печатала и дома, когда к ней обращались с личными просьбами.
«После того как её не стало, мы сохранили две пишущие машинки, сейчас они стоят у нас в загородном доме как украшение интерьера».
Анна Черкашина