За рулём «копейки». История первой модели, выпущенной Волжским автомобильным заводом
9 сентября 1970 года начался серийный выпуск самой массовой в истории советского автопрома легковой машины
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
В середине 60-х годов у советских людей появилась потребность в недорогом легковом автомобиле. Зарплаты были сравнительно хорошими, и многие мечтали купить машину. В рамках политики повышения благосостояния народа было принято решение построить завод для массового автопроизводства.
В честь 100-летия Ленина
Предложение о том, что стране необходим большой автомобильный завод, высказал председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин. Первым генеральным директором предприятия назначили Виктора Полякова, занимавшего тогда пост заместителя министра автомобильной промышленности. Он сумел убедить руководство страны в целесообразности сотрудничества с автопроизводителями Италии, которая лояльно относилась к коммунистам и имела мощное коммунистическое движение.
В результате в 1966 году ЦК КПСС и советское правительство приняли необходимое решение, а через год, в 1967 году, был подписан контракт с итальянскими бизнесменами о том, что концерн «Фиат» создаст в Тольятти автозавод с полным производственным циклом. Выбор остановили на модели «Фиат-124», которая после основательной модернизации – с учётом эксплуатации в условиях нашей страны – стала автомобилем ВАЗ-2101. В народе её называли «единичкой», а в конце 1980-х, когда модель перестала считаться престижной, к ней «приклеилось» прозвище «копейка».
Новый советский автомобиль получил имя «Жигули» – в честь гор в составе Приволжской возвышенности, но потом на внешнем торговом рынке его назвали «LADA».
Выпуск первых «Жигулей» до начала серийного производства был приурочен к столетию со дня рождения Владимира Ленина, которое страна отмечала 22 апреля 1970 года.
Из области фантастики
В 1974 году завод выпустил 660 000 машин. Каждые 22 секунды с конвейера сходил автомобиль «Жигули». А всего в период с 1970 по 1988 год было выпущено почти пять миллионов автомобилей.
Но желающих приобрести средство передвижения было в десятки раз больше. Купить новую машину было практически невозможно. Очередь на неё двигалась очень медленно, через несколько лет удавалось получить желанный талон и опять ждать…
Причём купить машину можно было только одну на семью. Если у мужа был автомобиль, то жена не имела права купить себе. А если кто‑нибудь хотел купить новый, то нужно было сначала избавиться от старого. Нетерпеливые «автохотелки» шли на любые уловки, чтобы получить желанный автомобиль.
Можно было купить и быстро. Но только подержанный. И то порой намного дороже нового. А ещё можно было выиграть в лотерею. Но это практически из области фантастики. «Накануне Нового года житель Белгородского района Шукшин И.Н. получил самый лучший подарок. На его лотерейный билет выпал выигрыш – автомобиль «Москвич». Это четвёртый «Москвич», который выиграли жители нашей области в минувшем году», – писала газета «Ленинская смена» 5 января 1961 года. Если учесть, что билет стоил 30 копеек, то везение очень большое.
Бывали и такие случаи. Мой коллега, преподаватель из Алексеевского колледжа, выиграл «Волгу». Просто забыл распространить лотерейные билеты ДОСААФ – было такое поручение ему. Чтобы не объясняться, отдал деньги за всю пачку. А в ней куча выигрышей, в том числе и вожделенная «Волга». Выигрывали, конечно позже, и «Жигули».
Обман и махинации
На селе был установлен порядок продажи легковых автомобилей через систему потребительской кооперации. Но при этом было много нарушений.
В Государственном архиве новейшей истории Белгородской области в протоколах заседания бюро обкома КПСС читаем:
«Проверкой, проведённой Комитетом партийного контроля при ЦК КПСС в июле 1972 года, были вскрыты факты грубого нарушения в системе потребительской кооперации области постановления Совета Министров СССР от 19 ноября 1970 года, регламентирующего порядок реализации легковых автомашин в сельской местности».
Оказывается, облпотребсоюзу в 1972 году было выделено 1200 автомобилей. Они все должны были пойти в сёла. Но более 300 штук продали лицам, проживающим и работающим в городах, не имеющих никакого отношения к сельскому хозяйству. Часть машин продали даже за пределы области.
«Некоторые руководящие работники колхозов и потребительской кооперации, пользуясь бесконтрольностью и попустительством райисполкомов, идут на обман и махинации, – читаем в документе, – выдают фиктивные справки, свидетельствующие, что граждане работают специалистами в этих хозяйствах. На самом деле они проживают в городе, даже в Харькове, ничего общего с колхозами не имеют. На основании таких «справок» им продали легковые автомобили из фондов района в личное пользование.
Такое нарушение реализации легковых автомашин вызывает обоснованное недовольство специалистов сельского хозяйства, стоящих на очереди для приобретения автомашин».
Утратили скромность
Обращаемся к документам бюро Белгородского обкома КПСС. Здесь отмечены многие «факты грубого нарушения порядка продажи легковых автомобилей частным лицам». Речь о ВАЗ-2101. Приведём примеры.
В Борисовском районе за 1972–1973 годы было продано 25 автомобилей лицам, не имеющим отношения к сельскому хозяйству.
В Прохоровском районе из 70 легковых автомашин специалистам сельского хозяйства продано только 10.
В Яковлевском районе незаконно реализовано 20 машин, хотя в очереди на приобретение автомашин стоят 105 работников сельского хозяйства.
«Некоторые руководящие и ответственные работники, пользуясь бесконтрольностью, потеряли чувство скромности и за короткий срок покупают и продают по нескольку машин, – констатируется в постановлении бюро. – Имеют место факты продажи легковых автомашин за пределы области и даже жителям Грузинской ССР».
Бюро обкома КПСС постановило: «Обязать управление внутренних дел усилить контроль за работой госавтоинспекции и не допускать регистрации легковых автомашин частных лиц, приобретённых незаконным путём».
Потом появились новые поколения «Жигулей» – «Лад», пришедших на смену первенцу ВАЗ-2101.
Я, например, купила свою «пятёрочку» прямо с завода в 1997 году. Ездила на ней 12 лет. Ухаживала как за ребёнком, и она меня ни разу не подвела. Лёгкая и удобная. Только приятные воспоминания о ней.
…Парк личных автомобилей рос с невиданной для страны скоростью. А вместе с ним и проблемы. В больших городах появился дефицит стоянок и гаражей. Но это уже другая история.
Татьяна Цыбенко