Не помышляли о наградах… И всё‑таки трактора стали повиноваться слабым девичьим рукам
В архиве новейшей истории нашей области хранится большое количество документов, фотографий и воспоминаний о трактористках, свекловичницах, доярках, удостоенных высоких наград Родины
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
В книге «Герои Социалистического Труда Белгородщины», изданной в 1974 году, сообщается, что в нашей области этого высокого звания удостоены 74 человека, в том числе 65 работников сельского хозяйства, среди них 34 женщины.
Заменили ушедших на фронт
В середине сентября 1941 года линия фронта приблизилась к границам нашего края. Из Белгорода начинается эвакуация заводского оборудования, из МТС, колхозов и совхозов – тракторов, комбайнов, хлеба, скота. Техника и лучшие колхозные лошади передавались воинским частям. Ушедших на фронт колхозников и механизаторов стали заменять женщины и подростки.
В первый же день войны с замечательной инициативой выступили девушки-комсомолки и молодёжь Шаталовского района. Они обязались «в кратчайший срок овладеть в совершенстве трактором, комбайном и другими сельскохозяйственными машинами».
А с фронта писали: «Призываем и вас, дорогие братья и сёстры, отцы и матери, ещё больше помогать фронту всем, чем можете, расширять посевные площади, повышать урожайность, увеличивать поголовье скота, организованно, без потерь провести уборку урожая, выполнить все поставки и обязательства перед государством. Всем этим вы приблизите нашу победу».
Чувства и мысли женщин, оставшихся работать в тылу, хорошо выразили в резолюции митинга работницы Белгородской промартели им. 8 Марта: «Нет сомнений – наглый враг будет разбит. Будьте спокойны, дорогие мужья, отцы и братья. Знайте, что ваши жёны, дочери и сёстры обеспечат крепкий тыл». Об этом писала газета «Колхозная правда» 13 августа 1941 года.
Борьба за возрождение
В августе 1943 года части Красной армии очистили всю территорию нынешней Белгородской области от немецко-фашистской оккупации.
Огромный ущерб был нанесён народному хозяйству области и более всего сельскому хозяйству – в то время ведущей отрасли экономики края. Героической была борьба за его восстановление. Колхозы, совхозы, МТС возрождались на пепелищах.
В книге «Белгородская область» (издана в 1979 году) читаем: «В 1943 году, после изгнания немецко-фашистских захватчиков, на Белгородчине осталось меньше десятка тракторов, около 7,5 % комбайнов и 6,6 % лошадей, около двух тысяч голов крупного рогатого скота, поля заросли сорняками. Но благодаря самоотверженному труду народа последствия войны были быстро ликвидированы. Уже в начале 1946 года на территории области действовала 81 машинно-тракторная станция, в сёлах развернулось строительство производственных, жилых, культурно-бытовых и административных помещений. Увеличились посевные площади, резко сократившиеся за время оккупации, возросло поголовье скота. Накануне образования нашей области её сельское хозяйство превысило довоенный уровень».
Падали в стог и засыпали
Самой известной женщиной-механизатором Белгородской области является, пожалуй, Александра Понедельченко из Новооскольского хутора Мосьпановка. Осенью 1943 года, в неполных шестнадцать лет, она села за руль трактора. В 1971 году Александре Егоровне было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Аня Левченко окончила механизаторские курсы в 1937 году. Работала трактористкой МТС им. Кагановича в колхозе Алексеевского района. Награждена орденом Ленина, медалями «За доблестный труд».
Она вспоминала: «В тесной мастерской клепали, паяли, ковали железо женские руки. Здесь же заводили трактора, дымили газогенераторы. Поэтому в мастерской стоял густой угарный дым, грохот… Иногда девушки не выдерживали и падали в обморок от такой обстановки, да и от недоедания и недосыпания. Их выносили на свежий воздух. И они, отдышавшись, вновь шли к машинам!»
Такие вот простые худенькие девчонки на своих хрупких плечах вынесли всю тяжесть тех суровых военных лет. Голодные, в замасленных телогрейках, падающие от усталости и недосыпания, они упорно день за днём заводили свои трактора и работали, работали до изнеможения.
«Трактора требовали не женского ухода, не женской силы, – вспоминали девчата. – Тяжело было крутить рукоятку: привяжут к ней верёвку и дёргают, промахнутся – она била в обратную сторону, могла переломить руку, разбить лицо. А коленчатый вал… Масло лилось в глаза, в рот и по лицу. Руки всегда по локоть в мазуте, разъедающем кожу. Их оттирали землёй, а умывались керосином. Работали от зари до зари, приходилось и ночевать в поле. Взрослые женщины шли домой к семьям, а молодые часто падали в стожки сена и тут же засыпали».
А Вера Плахотник после семилетней школы работала трактористкой Варваровской МТС Алексеевского района в военные и послевоенные годы. Она награждена орденом Ленина и двумя медалями «За доблестный труд».
«Самой трудной, – вспоминала Вера Павловна, – была первая уборка. Трактор ни за что не хотел повиноваться слабым девичьим рукам. Сломается – хоть караул кричи. А работать надо в любых условиях. По утрам холодный трактор не заводился. Вдвоём, а то и втроём при помощи ремней или верёвки крутили рукоятку. А если это не помогало, устанавливали раннее зажигание. Что это очень опасно – знали».
Но были и свои преимущества
По‑разному сложились судьбы этих женщин после Победы. Но до конца дней своих будут помнить девчата, как сквозь слёзы, боль и мозоли вынесли тяжесть военной жизни, добывая для фронта и Победы хлеб на полях Белгородчины за тяжёлыми рычагами, а то и убирая урожай вручную.
Личная жизнь у многих трактористок не сложилась. Их женихи-сверстники погибли на фронте. Большинство из них начали работать на тракторах 16–17–летними девчонками и от тяжёлого труда получали хронические болезни.
Другие же выполнили свой материнский долг: почти у каждой из них был по трое-четверо детей. Хотя дома они бывали редко, своих малышей не видели днями.
Одна из дочерей вспоминала: «Я мамку в детстве плохо помню, она нас с сестрой и не видела, с нами всё бабушка была. Мы её всегда очень ждали. Она с работы придёт, сахара кусочек принесёт».
Несмотря на трудности, работа трактористок имела свои преимущества. Если колхозники в военные и послевоенные годы работали сутками за трудодни, голодали и ели траву, то труд трактористок оплачивался хорошо. Они считались рабочими, поэтому получали пайки, где были сахар и мука, а часть заработка шла деньгами.
Великолепная пятёрка
За получение высоких урожаев пшеницы, ржи и сахарной свёклы звания Героя Социалистического Труда были удостоены пять звеньевых Дмитротарановского свеклосовхоза Микояновского района Курской области (ныне – Белгородский район). В истории Белгородчины такое никогда не повторялось. К сожалению, нет сведений по другим регионам, но возможно, что такой прецедент не имел аналогов и во всём Советском Союзе.
В 1947-м в неполные 20 лет стала Героем Соцтруда Раиса Плужникова. В 1948-м орден Ленина и золотая медаль «Серп и Молот» засияли на груди Ольги Бутыриной, Натальи Дудниковой, Александры Плужниковой и Екатерины Савченко.
Спустя годы Екатерина Ивановна вспоминала: «Мы ведь тогда разбитое хозяйство поднимали, без всякой техники, даже лошадей не было. Навоз, чтобы землю удобрять, сама возила на санках, лазила по тому полю день и ночь. Уходила из дому – темно, приходила – темно, ребёнка своего почти совсем не видела. А ели тогда с ним сырую свёклу».
Александра Константиновна в интервью районной газете «Знамя» в 1980 году сказала: «И ведь не помышляли даже, что положена нам какая‑то награда, кроме одной: сохранить до единого зёрнышка, до корешка драгоценный урожай первых послевоенных лет, досыта накормить детей…».
Татьяна Цыбенко