Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 октября 2024,  15:41

Четыре стихии. Руководитель гончарной мастерской из Ровенёк считает, что лепка лечит душу

«Белгородская правда» пообщалась с руководителем мастерской Русланом Удодовым

Четыре стихии. Руководитель гончарной мастерской из Ровенёк считает, что лепка лечит душуРуслан УдодовФото: Алексей Дацковский
  • Статья
  • Статья

Всё началось с отпечатка ноги, который человек оставил на земле после дождя: грунт подсох, а след сохранился. И человек заметил, какой земля становится податливой, если её намочить, помять в руках. Так началась долгая, длиною в тысячи лет, история маленького кусочка глины, который стал родоначальником наикрасивейшего искусства – гончарного дела.

Возрождение ремесла

«Мы на месте не стоим: начали пробовать одну глину, затем заказали другую. Не каждая именно тебе подойдёт. Свою глину можно искать долго и найти только в конце жизни. Много экспериментируем с акрилом, с различными глазурями и подглазурными красками. То есть каждая наша работа – это эксперимент», – говорит руководитель клубного формирования Дома ремёсел Ровеньского ЦКР Руслан Удодов.

В начале 2021 года ЦКР подал заявку, а затем выиграл грант Президентского фонда культурных инициатив на создание студии гончарного дела «4 стихии» на базе Дома ремёсел. Задачей проекта являлось возрождение ремесла в посёлке Ровеньки. На выделенные средства закупили необходимое оборудование: гончарный круг, муфельную печь, столы для работы, сушильные столы, а также необходимые инструменты и материалы.

 

Четыре стихии. Руководитель гончарной мастерской из Ровенёк считает, что лепка лечит душу - Изображение Фото: Алексей Дацковский

«Уже в конце 2021 года студия распахнула свои двери, и её основатель Владимир Комисаренко, который приехал в Ровеньки из Луганска, набрал первых учеников, – рассказывает мастер. – В процессе изготовления керамики участвуют четыре стихии: земля, то есть глина, вода, чтобы её размягчить, воздух, чтобы высушить изделие, и огонь, чтобы его обжечь. Отсюда и пошло название студии».

Когда Луганск стал территорией РФ, Комисаренко решил вернуться на малую родину и передал мастерскую Руслану Удодову.

Руслан в гончарном деле уже около полутора лет, сегодня у него уже свои ученики. Доминика Калинникова начинала ходить в студию ещё к Владимиру Комисаренко.

«У неё очень хорошо получается, она молодец. Некоторые свои работы уже отправляла на конкурсы», – делится мастер.

Доминика в Доме ремёсел уже старожил. Спрашиваю, почему она не рисует или, к примеру, не танцует:

«Рисую я неплохо, но не люблю, а вот с глиной нравится возиться. Меня привлекает всё, что можно руками делать».

Четыре стихии. Руководитель гончарной мастерской из Ровенёк считает, что лепка лечит душу - Изображение Фото: Алексей Дацковский

 

Одно из направлений Удодова – глиняные вазы, из которых он совмест­но с местными художниками-любителями планирует собрать коллекцию. На вазах вместе с надписью «Ровеньки» красивый узор из белых ромашек художницы Алёны Чередниковой, а крошечные птички в ветвях деревьев – работа Виктории Мирошниченко.

Никель для цвета

В процессе прогорания кислорода (обжига) глина из красной превращается в чёрную, а чёрная становится белой. Цвет зависит от содержания примесей. Белая глина, в отличие от красной, содержит менее 1% оксида железа и в сыром состоянии имеет сероватый цвет, однако после обжига он меняется на белый.

«Это называется процессом редукции. А на этой вазочке – рисунок, выполненный ангобами», – показывает мастер очередное изделие.

Четыре стихии. Руководитель гончарной мастерской из Ровенёк считает, что лепка лечит душу - Изображение Фото: Алексей Дацковский

 

Ангоб – это цветная жидкая глина, её наносят на поверхность керамического изделия до его обжига для получения более гладкой поверхности, корректировки цвета или соз­дания узора.

Глину также можно окрашивать оксидами металлов. Медь, например, делает глину зелёной, кобальт придаёт голубой оттенок. При добавлении оксида железа расцветка становится похожей на цвет земли, с оксидом хрома получается нежный оливковый цвет, магний, в зависимости от температуры обжига, делает изделия коричневыми или пурпурными, а никель окрашивает глину в серовато-зелёный цвет.

Мастер покрывает обожжённые горшки глазурью и наносит на поверхность рисунок в виде орнамента. Он расписывает свои изделия вручную:

«На каждом изделии рисунок, который я сам придумал».

Из комочка в горшочек

Проходим в мастерскую, где творится волшебство. Детей в студию набирают с десяти лет:

«У нас тут и подвижный гончарный круг, и муфельная печь рядом. А с этого возраста можно работать по правилам безопасности».

Но на мастер-классы по лепке в Дом ремёсел приходят не только дети, но и взрослые.

 

Четыре стихии. Руководитель гончарной мастерской из Ровенёк считает, что лепка лечит душу - Изображение Фото: Алексей Дацковский

«Конечно, не у всех с первого раза получается. Скорее даже так: у всех с первого раза не получается. Но я ещё ни одного человека не видел, который, попробовав, ушёл бы отсюда без впечатлений», – говорит гончар.

Он надевает передник и включает гончарный круг. Затем кладёт комок глины перед своей ученицей Доминикой:

«Сначала мы её разминаем, чтобы внутри не осталось ни одного пузырька воздуха. Если останется, то при вытягивании стенок изделия он будет их утолщать, и в этом месте может образоваться отверстие. Все движения должны быть максимально плавными».

Руслан Удодов Руслан Удодов / Фото: Алексей Дацковский

 

Доминика накрывает ладошками глину и придаёт ей форму круга с выемкой по центру, потом не спеша вытягивает стенки будущей мисочки. Буквально через несколько минут комочек превратится в горшочек.

Воспользоваться им по назначению можно будет только через неделю. Именно столько времени потребуется, чтобы высушить, обжечь и глазуровать изделие.

Руслан подсказывает, что изделие уже пора снимать. Специальной проволокой он срезает горшочек с круга и, аккуратно взяв в руки, будто бы он сделан из хрусталя, относит в соседнее помещение. Ему предстоит сохнуть сначала при комнатной температуре, а затем в печи.

«Фарфоровая глина – самая капризная, но она и ценится больше. Это глина осадочного происхождения. Обжигается первый раз при температуре 980 градусов, второй – уже при температуре 1 200 градусов: тогда она плавится, как металл, и приобретает текучесть, – рассказывает мастер. – Обжиг длится до десяти часов, так как глина должна нагреваться постепенно».

Избавиться от страха

В работе мастер никогда не использует перчатки:

«Руки должны почувствовать глину. Ей нужно показать, что ты ею управляешь, иначе она начнёт управлять тобой. Если рука не будет твёрдой, то и изделие не получится. Это же настоящая терапия: когда лепишь, начинаешь думать, устанавливать контакт с самим собой, слушать и чувствовать себя. Глина по своей природе очень мягкая и податливая, из неё можно вылепить всё что угодно. Плюс она полностью натуральная, ты словно становишься ближе к природе».

Доминика Калинникова в Доме ремёсел уже «старожил»_+.jpg Доминика Калинникова в Доме ремёсел уже «старожил»_+.jpg / Фото: Алексей Дацковский

 

Мастер считает, что глина поглощает негативные мысли, помогает избавиться от обиды, вины и печали:

«Ко мне приходят разные дети, каждый со своими детскими страхами или горестями. Работая с глиной, ребёнок запросто может «вылепить» свои проблемы. К примеру, одна из моих учениц слепила гроб. Я сначала задумался, а потом спросил, чем был обусловлен её выбор. Она ответила, что это то, чего она больше всего боится в жизни».

Кроме свистулек, изразцов и горшков, дети лепят даже своего учителя. Руслан с улыбкой демонстрирует очередной «портрет».

 

Четыре стихии. Руководитель гончарной мастерской из Ровенёк считает, что лепка лечит душу - Изображение Фото: Алексей Дацковский

«Я никогда не говорю своим маленьким гончарам, что нужно лепить. У них своё видение, свои фантазии, им нельзя что‑то запрещать или поправлять. Я учу мастерству лепки, а остальное уже идёт изнутри. К нам приходят дети с особенностями, и мы все здесь на равных. Ведь для работы с глиной особых навыков не требуется, но необходимо сосредоточиться на действии. Лепка позволяет не только справиться с сильными чувствами, но и помогает посмотреть на проблему с разных сторон и даже найти решение для выхода из трудной ситуации», – делится мастер.

Работа Руслана Удодова – звонница и один из танков скульптурной композиции «Танковый таран» – победила в международном конкурсе-фестивале детского, юношеского и взрослого творчества «Таланты России».

 

Четыре стихии. Руководитель гончарной мастерской из Ровенёк считает, что лепка лечит душу - Изображение Фото: Алексей Дацковский

 

Мастер говорит, что в каждое своё изделие нужно вкладывать фантазию и физический труд:

«Это дорогого стоит, когда простой кусок глины в твоих руках превращается во что‑то прекрасное. Можно сделать тысячи тарелок, но только одна будет действительно достойна того, чтобы человек на неё посмотрел и сказал: да, такого я ещё не видел».

Елена Ржевская

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×