Четыре стихии. Руководитель гончарной мастерской из Ровенёк считает, что лепка лечит душу
«Белгородская правда» пообщалась с руководителем мастерской Русланом Удодовым
-
Статья
-
Статья
Всё началось с отпечатка ноги, который человек оставил на земле после дождя: грунт подсох, а след сохранился. И человек заметил, какой земля становится податливой, если её намочить, помять в руках. Так началась долгая, длиною в тысячи лет, история маленького кусочка глины, который стал родоначальником наикрасивейшего искусства – гончарного дела.
Возрождение ремесла
«Мы на месте не стоим: начали пробовать одну глину, затем заказали другую. Не каждая именно тебе подойдёт. Свою глину можно искать долго и найти только в конце жизни. Много экспериментируем с акрилом, с различными глазурями и подглазурными красками. То есть каждая наша работа – это эксперимент», – говорит руководитель клубного формирования Дома ремёсел Ровеньского ЦКР Руслан Удодов.
В начале 2021 года ЦКР подал заявку, а затем выиграл грант Президентского фонда культурных инициатив на создание студии гончарного дела «4 стихии» на базе Дома ремёсел. Задачей проекта являлось возрождение ремесла в посёлке Ровеньки. На выделенные средства закупили необходимое оборудование: гончарный круг, муфельную печь, столы для работы, сушильные столы, а также необходимые инструменты и материалы.
«Уже в конце 2021 года студия распахнула свои двери, и её основатель Владимир Комисаренко, который приехал в Ровеньки из Луганска, набрал первых учеников, – рассказывает мастер. – В процессе изготовления керамики участвуют четыре стихии: земля, то есть глина, вода, чтобы её размягчить, воздух, чтобы высушить изделие, и огонь, чтобы его обжечь. Отсюда и пошло название студии».
Когда Луганск стал территорией РФ, Комисаренко решил вернуться на малую родину и передал мастерскую Руслану Удодову.
Руслан в гончарном деле уже около полутора лет, сегодня у него уже свои ученики. Доминика Калинникова начинала ходить в студию ещё к Владимиру Комисаренко.
«У неё очень хорошо получается, она молодец. Некоторые свои работы уже отправляла на конкурсы», – делится мастер.
Доминика в Доме ремёсел уже старожил. Спрашиваю, почему она не рисует или, к примеру, не танцует:
«Рисую я неплохо, но не люблю, а вот с глиной нравится возиться. Меня привлекает всё, что можно руками делать».
Одно из направлений Удодова – глиняные вазы, из которых он совместно с местными художниками-любителями планирует собрать коллекцию. На вазах вместе с надписью «Ровеньки» красивый узор из белых ромашек художницы Алёны Чередниковой, а крошечные птички в ветвях деревьев – работа Виктории Мирошниченко.
Никель для цвета
В процессе прогорания кислорода (обжига) глина из красной превращается в чёрную, а чёрная становится белой. Цвет зависит от содержания примесей. Белая глина, в отличие от красной, содержит менее 1% оксида железа и в сыром состоянии имеет сероватый цвет, однако после обжига он меняется на белый.
«Это называется процессом редукции. А на этой вазочке – рисунок, выполненный ангобами», – показывает мастер очередное изделие.
Ангоб – это цветная жидкая глина, её наносят на поверхность керамического изделия до его обжига для получения более гладкой поверхности, корректировки цвета или создания узора.
Глину также можно окрашивать оксидами металлов. Медь, например, делает глину зелёной, кобальт придаёт голубой оттенок. При добавлении оксида железа расцветка становится похожей на цвет земли, с оксидом хрома получается нежный оливковый цвет, магний, в зависимости от температуры обжига, делает изделия коричневыми или пурпурными, а никель окрашивает глину в серовато-зелёный цвет.
Мастер покрывает обожжённые горшки глазурью и наносит на поверхность рисунок в виде орнамента. Он расписывает свои изделия вручную:
«На каждом изделии рисунок, который я сам придумал».
Из комочка в горшочек
Проходим в мастерскую, где творится волшебство. Детей в студию набирают с десяти лет:
«У нас тут и подвижный гончарный круг, и муфельная печь рядом. А с этого возраста можно работать по правилам безопасности».
Но на мастер-классы по лепке в Дом ремёсел приходят не только дети, но и взрослые.
«Конечно, не у всех с первого раза получается. Скорее даже так: у всех с первого раза не получается. Но я ещё ни одного человека не видел, который, попробовав, ушёл бы отсюда без впечатлений», – говорит гончар.
Он надевает передник и включает гончарный круг. Затем кладёт комок глины перед своей ученицей Доминикой:
«Сначала мы её разминаем, чтобы внутри не осталось ни одного пузырька воздуха. Если останется, то при вытягивании стенок изделия он будет их утолщать, и в этом месте может образоваться отверстие. Все движения должны быть максимально плавными».
Доминика накрывает ладошками глину и придаёт ей форму круга с выемкой по центру, потом не спеша вытягивает стенки будущей мисочки. Буквально через несколько минут комочек превратится в горшочек.
Воспользоваться им по назначению можно будет только через неделю. Именно столько времени потребуется, чтобы высушить, обжечь и глазуровать изделие.
Руслан подсказывает, что изделие уже пора снимать. Специальной проволокой он срезает горшочек с круга и, аккуратно взяв в руки, будто бы он сделан из хрусталя, относит в соседнее помещение. Ему предстоит сохнуть сначала при комнатной температуре, а затем в печи.
«Фарфоровая глина – самая капризная, но она и ценится больше. Это глина осадочного происхождения. Обжигается первый раз при температуре 980 градусов, второй – уже при температуре 1 200 градусов: тогда она плавится, как металл, и приобретает текучесть, – рассказывает мастер. – Обжиг длится до десяти часов, так как глина должна нагреваться постепенно».
Избавиться от страха
В работе мастер никогда не использует перчатки:
«Руки должны почувствовать глину. Ей нужно показать, что ты ею управляешь, иначе она начнёт управлять тобой. Если рука не будет твёрдой, то и изделие не получится. Это же настоящая терапия: когда лепишь, начинаешь думать, устанавливать контакт с самим собой, слушать и чувствовать себя. Глина по своей природе очень мягкая и податливая, из неё можно вылепить всё что угодно. Плюс она полностью натуральная, ты словно становишься ближе к природе».
Мастер считает, что глина поглощает негативные мысли, помогает избавиться от обиды, вины и печали:
«Ко мне приходят разные дети, каждый со своими детскими страхами или горестями. Работая с глиной, ребёнок запросто может «вылепить» свои проблемы. К примеру, одна из моих учениц слепила гроб. Я сначала задумался, а потом спросил, чем был обусловлен её выбор. Она ответила, что это то, чего она больше всего боится в жизни».
Кроме свистулек, изразцов и горшков, дети лепят даже своего учителя. Руслан с улыбкой демонстрирует очередной «портрет».
«Я никогда не говорю своим маленьким гончарам, что нужно лепить. У них своё видение, свои фантазии, им нельзя что‑то запрещать или поправлять. Я учу мастерству лепки, а остальное уже идёт изнутри. К нам приходят дети с особенностями, и мы все здесь на равных. Ведь для работы с глиной особых навыков не требуется, но необходимо сосредоточиться на действии. Лепка позволяет не только справиться с сильными чувствами, но и помогает посмотреть на проблему с разных сторон и даже найти решение для выхода из трудной ситуации», – делится мастер.
Работа Руслана Удодова – звонница и один из танков скульптурной композиции «Танковый таран» – победила в международном конкурсе-фестивале детского, юношеского и взрослого творчества «Таланты России».
Мастер говорит, что в каждое своё изделие нужно вкладывать фантазию и физический труд:
«Это дорогого стоит, когда простой кусок глины в твоих руках превращается во что‑то прекрасное. Можно сделать тысячи тарелок, но только одна будет действительно достойна того, чтобы человек на неё посмотрел и сказал: да, такого я ещё не видел».
Елена Ржевская