Колокольчики с душой. Глиняная игрушка стала брендом алексеевского села
22 года назад она увлеклась глиняным ремеслом, а вслед за ней лепкой заинтересовался и весь район. Как это произошло, узнала «Белгородская правда»
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
«Работать с глиной очень приятно. Это успокаивает. Когда берёшь её в руки, забываешь обо всём вокруг. Начинаешь увлекаться процессом и порой не знаешь, к чему он приведёт. Вот думаешь: «Сейчас получится барышня», а выходит что‑то совершенно другое. Например, домик», – рассказывает мастерица Татьяна Сердюк из Варваровки.
От рисования к лепке
Папа Татьяны был художником. Азы творчества она переняла от него, занималась живописью и графикой. В 1997 году окончила Алексеевский педагогический колледж и начала преподавать черчение и изо в одной из школ района.
«Многие дети сейчас увлечены лепкой, а я в детстве и юности не особо любила это занятие. Когда училась в колледже, преподаватель по скульптуре даже говорил: «Таня, ты почему так плохо лепишь?» Не тянула я на пятёрку. А позже мы стали работать вместе, выезжать на мероприятия, и он неожиданно: «Какие у тебя работы хорошие!» Я занимаюсь лепкой из глины уже 22 года и до сих пор развиваюсь, до сих пор учусь», – замечает Татьяна.
Она вспоминает, как первый раз взяла этот материал в руки. Тогда всё казалось тяжёлым и непонятным. Это сейчас выпускают много специализированной литературы, а в Интернете можно найти мастер-классы по любой теме. В те годы в Алексеевке нельзя было достать даже необходимую книгу про творчество. И секреты лепки открылись Татьяне только после мастер-класса, на котором она побывала в Белгороде.
С 2003 года мастерица стала руководить студией декоративно-прикладного творчества «Теремок», ездить на фестивали и проводить увлекательные мастер-классы. В Варваровской администрации выделили помещение для занятий. А глиняная игрушка стала брендом села.
«В студию я принимаю всех. В основном занимаются школьники. Есть, конечно, несколько человек постарше, у которых мало времени для творчества, но лепка приносит им большое удовольствие. Программу я разработала сама. Но порой мы с ребятами от неё отклоняемся. Если им, например, хочется порисовать, почему бы не предоставить такую возможность? Берём и рисуем. Занимаемся и на гончарном круге. А порой я сижу и не понимаю, что хотела бы создать, и тут прибегают ребята с кучей идей. Очень меня вдохновляют».
И народная, и современная
Когда на занятия к Татьяне приходят дети из старшей группы детского сада, она присматривается к малышам, чтобы понять, на что каждый из них способен. Обучение мастерица начинает с азов. Рассказывает, как правильно подготовить материал для лепки. «Если не прогреете глину в руках и не начнёте её чувствовать, то ничего не получится», – объясняет она воспитанникам. Самая первая игрушка, которую создают дети, это Колобок. Потом начинается постепенное изучение народных традиций.
«Показываю ребятам и дымковскую, и филимоновскую, и борисовскую игрушку. Сама больше люблю делать забавных зверюшек и домики-подсвечники. Деткам тоже это нравится. Я не ограничиваю полёт их фантазии. Порой лепим и современных мультяшных персонажей. А ещё они сейчас увлечены изготовлением посуды в виде животных. Какие‑то изделия школьники оставляют для выставок, другие уносят с собой, дарят родным и близким. Уже выросшие ученики рассказывают, что до сих пор бережно хранят то, что когда‑то сделали своими руками», – замечает Татьяна.
Мастерица показывает приспособления, которые используются при работе с глиной. Сейчас в магазинах можно найти множество деревянных и металлических стеков. Но ещё один любимый инструмент Татьяны – это скрепки, с помощью которых можно отрезать и убрать всё лишнее. А вообще для творчества ребята и педагог используют всё, что есть под рукой: карандаши, фломастеры, пуговицы… Интересную фактуру помогают создать различные ткани.
Мастерскую удалось хорошо оборудовать для занятий. Помогли в этом и грантовые средства. Теперь здесь есть муфельная печь, большой и малый гончарные круги.
Ёжики и котики
За годы работы у Татьяны Сердюк появилась своя авторская игрушка.
«Мне кажется, что у неё нет особых черт. Но знающие люди подходят на фестивалях, отмечают: «Ваша игрушка отличается от других». Да, она больше похожа на скульптуру. Сейчас встречается много штампованной работы, а я всё делаю своими руками. И даже глину не покупаю – добываю и заготавливаю сама», – рассказывает мастерица.
За годы творчества она уже успела изучить места, где можно найти материал, пригодный для работы. Ведь глина по своим свойствам тоже попадается разная. Татьяна привозит её домой, сушит, потом замачивает до раскисания и сбивает большим миксером. Полученное «тесто» руками процеживает через сито. Процесс этот трудоёмкий. Но, наверное, именно такой подход позволяет создавать игрушки, которые кажутся живыми.
На полочках примостились ёжики, котики, змеи, петушки и другие забавные зверюшки. Статные барышни соседствуют с куклами в народных костюмах. В каждом персонаже чувствуется свой характер, своё настроение.
«Детям я всегда говорю: «Не ждите быстрого результата. С первого раза может и не получиться». Ломаем, сворачиваем и заново лепим. Здесь нужен труд. А я настолько люблю свою работу, что не представляю без неё жизни. Порой воспитанники говорят: «Татьяна Алексеевна, давайте с ночёвкой останемся, не успели доделать». С ними, конечно, так поздно не остаюсь, а сама могу прийти ночью и заниматься чем‑то – настолько мне здесь хорошо, легко и уютно», – рассказывает руководитель студии.
Она показывает результаты погружения в новую технику – молочение. Благодаря ей изделия приобретают красивые и необычные оттенки:
«После того как игрушку слепили, обжигаем её при температуре 1000 градусов. А потом купаем в молоке. Когда она подсыхает, заново обжигаем уже при 400 градусах. Мне очень нравится эта техника, потому что после молока получается неожиданный результат», – делится тонкостями своего дела Татьяна.
Она имеет звание народного мастера и множество наград различного уровня. Попадала мастерица и на районную Доску почёта. Её заветная мечта – воспитать преемника, который бы продолжил обучать людей глиняному ремеслу.
Готовые изделия Татьяна расписывает акриловыми красками. Вот и сейчас садится за стол, чтобы внести последние штрихи в образ созданной барышни.
«Я вообще люблю рисовать глаза, – замечает она. – И рисую их всегда последними. Потому что после того как они появляются, мне кажется, что игрушка на меня смотрит. Она становится живой. Как‑то давно была я на казачьем фестивале. Подошли ко мне казаки за колокольчиками. Говорю им: «Вот можете ещё и у других посмотреть, выбрать. Какие там красивые стоят!». А они в ответ: «Так те бездушные, а ваши совсем другие – с душой».
Анна Черкашина