Как дети в красненских Горках учатся старинным видам росписи
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Кружок рисования в небольшом красненском селе существует уже несколько лет. Однако новый педагог Татьяна Переверзева вдохнула в него новую жизнь, начав обучать ребятишек одному из интереснейших народных промыслов. Два раза в неделю детвора спешит в местный Дом культуры, где под руководством Татьяны Алексеевны учится рисовать узоры на пузатых боках глиняных кувшинов.
Цветы и ласточки
«Вот здесь мы и занимаемся», – улыбается молодой руководитель кружка «Весёлая акварель», приглашая в небольшую комнатку в ДК.
Длинный стол со стульями да этнографический уголок с предметами старины – вот и всё убранство кабинета. На почётном месте – первые работы участников кружка, к которым, конечно, приложила руку и сама Татьяна Алексеевна.
Разница – объясняет педагог – в цветовой композиции того или иного вида росписи. Хохлома – это жёлтый, золотой, красный и иногда зелёный цвета на чёрном фоне. А у гжели есть несколько видов. Самая известная – синяя. А ещё есть красная. Ну и городецкая роспись – здесь самый разнообразный набор цветов.
«Детям она больше всего нравится, так как самая яркая», – улыбается Татьяна Переверзева.
И набор узоров у городецкой росписи шире: не только цветы, но и птицы – ласточки, петухи. В остальных видах росписи они тоже могут присутствовать, но реже. Однако сначала педагог решила научить детей наносить на посуду растительный орнамент – он проще.
«Мы с ними учимся сначала изображать розаны городецкой росписи на бумаге. Но я решила немного обыграть тренировочный этап: вырезаю из картона формы кувшинов, чайников и чашек – и уже их дети расписывают. Так они учатся совмещать композицию и фигуру. И только потом отрабатываем полученный навык на посуде», – поясняет педагог.
Сверху расписанные изделия покрываются лаком, и после этого их смело можно использовать по назначению. Хотя сейчас трудно представить, что современные хозяйки станут хранить в них молоко. Но вот использовать расписной кувшинчик для украшения интерьера – почему бы и нет? Да и в качестве вазы для цветов он вполне подойдёт: посуда не боится воды ни внутри, ни снаружи – Татьяна Алексеевна её лично проверяет.
На аутентичных кувшинах
Конечно, практическому этапу предшествует теоретический: педагог рассказывает детям об истории промысла и значении каждого из используемых в той или иной росписи цветов и элементов.
Занятия кружка проходят дважды в неделю. Ходят на них около 10 местных ребятишек от 6 до 14 лет. За неполных три месяца мастер-классов детям удалось освоить хохлому и городецкую роспись. На очереди гжель. Сейчас Татьяна Переверзева как раз готовит под неё посуду. И этот подготовительный процесс тоже весьма увлекателен, так как речь идёт не о новоделе, а о старых аутентичных глиняных кувшинах, в которых местные хозяйки когда‑то хранили молоко. Достались они Татьяне Алексеевне от бабушки-
соседки.
«Сначала мы отмываем кувшины от различных загрязнений с помощью тёплой воды и губки. После того как они высохнут, наносим фоновый слой – их обычно требуется три, чтобы перекрыть лак, которым покрыта посуда», – рассказывает наставник.
И только после этого можно приступать непосредственно к росписи. Работают дети гуашью, несмотря на то, что, по словам Татьяны Алексеевны, это очень капризная краска – может растекаться. Поэтому некоторые мелкие детали приходится делать акрилом.
«Мне пришлось освежить знания по каждому виду росписи и очень плотно изучать технику, чтобы суметь объяснить её детям», – улыбается педагог.
Отдыхаю душой
Сама Татьяна Алексеевна рисованием увлеклась ещё в детстве. Интерес к этому занятию поддержала её учитель изо Елена Дешевых. В выпускном классе юная Татьяна даже подготовила выставку портретов педагогов, приурочив её ко Дню учителя. Однако своё будущее отличница и школьная активистка решила связать с юриспруденцией. Подала документы сразу в несколько вузов, в том числе столичных, и успешно прошла по конкурсу. Однако по нелепому стечению обстоятельств не успела предоставить в выбранное учебное заведение оригинал аттестата.
«Но я на самом деле не расстроилась. Обидно было бы, если бы мне баллов не хватило. А мне их хватило везде. Значит, поступлю на следующий год. А пока отдыхаю душой и занимаюсь любимым делом. Да и родители рады, что я рядышком», – улыбается девушка.
Первое время молодому руководителю кружка резало слух, что дети называют её на «Вы» и по имени-отчеству. Но бороться за авторитет у ребят Татьяне Алексеевне не пришлось.
«Просто они привыкли, что в школе я была старшей, можно сказать, руководила ими, когда возглавляла школьный волонтёрский отряд», – поясняет она.
Так что педагог и её воспитанники успешно взаимодействуют на основе общего увлечения и потихоньку готовятся к большой выставке.
«Она будет состоять из расписанной посуды, представляющей каждый промысел. Закончатся кувшины – поспрашиваю ещё у знакомых. А не найду – перейдём на игрушки: будем их лепить из глины и раскрашивать», – с улыбкой подытоживает Татьяна Алексеевна.