Коробейники, обереги, стряпухи. Мастерица из Новой Безгинки продолжает народные традиции
На Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ в Москве одной из ярких достопримечательностей белгородской площадки стали куклы
-
Статья
-
Статья
Размером чуть больше ладони взрослого человека тряпичные человечки были наряжены в русские традиционные народные костюмы и держали в руках кто самовар, кто деревянную ложку, кто лоток или балалайку. И хотя игрушки были без лиц, в каждой из них виделась душа. Сотворила этих затейливых кукол Ольга Величко.
У бабушки под столом
Ольга Николаевна работает в доме культуры. Тут и встречают нас сотрудники ДК в буквальном смысле слова с хлебом-солью. Новая Безгинка – село уникальное, хлебосольное, уютное и очень самобытное, теперь ещё и благодаря куклам. Кстати, они в Новобезгинском доме культуры повсюду: от ростовых до совсем крошечных куколок-талисманов, которых можно носить на шее или на одежде. И все они изготовлены Ольгой Величко.
Мастерица признаётся, что страсть к изготовлению кукол появилась ещё в детстве, в семье:
«Моя бабушка была знатной портнихой. Родители на целый день уходили на работу, а нас, детей, с ней оставляли. В доме был большой стол, сбитый из досок. Чтобы мы под присмотром были, пока она шьёт, бабушка стелила под стол большое лоскутное одеяло, и мы на нём сидели. А чтобы не разбойничали, она делала кукол из лоскутов, и мы играли. Ещё у бабушки были интересные самодельные пуговицы в виде шишечек, орехов, цветочков, которые она нам тоже давала. Их бабушка выстёгивала сама. Когда мы подросли, она сказала: «Ну садитесь, покажу, как кукол делать». И мы с сестрой учились, крутили, шили, делали. А потом уже с ними как с родными обходились – кормили, укладывали, берегли, – ведь своими руками сделаны!»
Барон и баронесса
В концертном зале Новобезгинского дома культуры сидит за прялкой ростовая кукла-крестьянка. Впрочем, временами она преображается, меняет одежду и становится баронессой. Под стать барину – ещё одной ростовой кукле, которую Ольга Николаевна сделала своими руками. Мастерица признаётся, что на таких кукол уходит много времени.
«Муж у меня мастер на все руки. И вот я его как‑то атаковала: «Сделай мне каркас на ростовую куклу!» Нарисовала шаблон, а он говорит: «Нет столько материала». Нашли, сделал мне каркас, и я начала его «оживлять»: обмотала ветошью, сверху – синтепоном, потом пошла ручная работа по утяжке лица. Для неё в ход идут капроновые колготки, после лицо делается, волосы, одежда», – говорит она.
В клуб Величко устроилась работать в 2008 году, стала вести кружки для детей «Одарёнок» и «Островок идей». Занималась декоративно-прикладным творчеством, лоскутной техникой, потом и кукол начала делать. Вначале изготавливала то, чему бабушка учила, а после узнавала новое, развивала мастерство. Шила традиционных кукол и современных, ездила на выставки, фестивали. Каждое изделие – эксклюзив, потому что делается вручную. Куклы Ольги Николаевны стали настоящим брендом региона, они разъехались не только по всей России, но и за границу.
В прошлом году коллекция мастерицы попала на выставку-форум «Россия», которая проходит на ВДНХ, также куклы выставлялись на Кремлёвской ёлке в Москве.
Вековые традиции
Ольга Николаевна – народный мастер Белгородской области. О народных куклах она знает, наверное, всё. Часами может рассказывать о куклах-травницах и хороводных, о том, чем отличаются куклы-обереги от кукол из сена:
«Есть крутящаяся кукла на палочке, которую называют «русский спинер». А вообще кукольной традиции в нашей стране много веков, потому что детям всегда хочется играть, особенно девочкам. Не знаю, насколько стара традиция безликих кукол, но точно находили изготовленных в XVII веке. Делали такие игрушки из старых родительских рубах, одежды, которая была дорога детям как память о предках. Изделия несли сакральный смысл и являлись оберегами. Таких обережных кукол мы тоже учимся делать с детьми».
— Девочки любят играть в кукол, а вы, получается, всю жизнь любовь к куклам с собой несёте?
— Получается, что так, – улыбается народный мастер. – И муж с этим смирился, и дети, и внуки.
Детей у Ольги и Сергея Величко трое: Виталий, Анна и Катерина, а внуков – шестеро. И все домочадцы рукодельные. Глава семьи Сергей – радиолюбитель, постоянно паяет, лудит, мастерит что‑то. Сын что угодно из дерева может сделать. Возьмёт брусок, поколдует над ним, пряжи кусочек прикрепит – и вот уже игрушечная собачка. Дочки обе шьют на машинке, младшая ещё и вяжет.
Воспитанники Ольги Николаевны – а это более 20 детей – для неё как семья. Величко их учит шить, куколок делать, броши.
«Ольга Николаевна у нас мастер на все руки, – рассказывает директор Новобезгинского дома культуры Наталья Шкиленко. – И костюмы шьёт, и с детьми открытки делает, и цветочки разные. Ребятам всегда с ней очень интересно, потому что мастер наш всегда умеет увлечь детей».
Знаменитая коллекция
Мастерица показывает коллекцию, которая побывала в Москве на ВДНХ и Кремлёвской ёлке – безликие куклы в народных костюмах.
«Я их задумывала как изделия с реальными предметами в руках. У одной самовар, другая держит балалайку, третья – деток, четвёртая – лоток, потому что это коробейник. То есть они олицетворяют людей с исконно русскими увлечениями, ремёслами. С граблями есть или стряпуха. Если идея дать балалайку одному парню пришла быстро, то с другим застопорилось. Вначале хотела дать ему топор, но передумала – решила сделать коробейником. Мигом смастерила ему лоток из картона и палочек из мороженого, и стала игрушка хоть куда», – рассказывает она.
Техник изготовления кукол очень много, и народный мастер знает если не все, то большинство. Тут и игрушка-ёлочка, и яичница, выполненная максимально реалистично: даже пенка есть.
— Какая из кукол самая любимая? – спрашиваю Ольгу Николаевну.
— Да они все любимые, – улыбается народный мастер. – Это же как дети. Рождается замысел, а потом и сама кукла. Причём я даже эскизы не рисую – всё в голове. Сформировался внешний вид – и готово.
— Целое село можно уже вашими куклами заселить?
— И не одно, – Ольга Николаевна показывает рукой на выставку в доме культуры. – Только тут смотрите их сколько. А на самом деле у меня их в разы больше.
По преданию, село Новая Безгинка получило название от слов «без гину», то есть без края, без границы. Новое безграничное – если перевести на современный русский язык. И возможностей для детей, спешащих к народному мастеру, хоть отбавляй. А пока ученики работают над очередной поделкой, Ольга Величко рассказывает им об исконно русских традициях, истории, красоте и сакральной значимости игрушки. С помощью золотых рук мастерицы, создающих куклы-обереги и травниц, пеленашек и танцовщиц, продолжается русская культура, растекающаяся из Новобезгинского дома культуры по всему миру.
Алексей Стопичев