Волшебный ларец. Белгородка Ольга Шапошник делает ватные игрушки по фото
С куклами и зверушками грайворонской мастерицы познакомилась «Белгородская правда»
-
Статья
-
Статья
За несколько недель до главного праздника года в каждом доме начинается новогодняя лихорадка. Неважно, какой будет ваша зелёная красавица: искусственной или живой, хочется украсить её красиво, ярко, чтобы она радовала взгляд не только малышей, но и взрослых. Ватные игрушки ручной работы Ольги Шапошник особенные: их рассматриваешь подолгу, и невозможно описать тёплые чувства, возникающие, когда берёшь в руки курносую Вареньку или румяного лыжника с палками.
Голова умная да руки умелые
Ольга Шапошник называет себя одарённой:
«Я всегда про себя говорила: кому Бог дал фигуру, кому лицо, а у меня ничего этого нет. Но мои родные и друзья в один голос говорят, что мне дали голову умную да руки умелые. И правда: за что ни возьмусь – всё получается».
Дедушка Ольги Владимировны по маминой линии был краснодеревщиком:
«Так что есть в кого быть рукодельницей. Со школы выжигаю, пилю, клею, рисую. В четвёртом классе уже гранит шлифовала. Ходила на все кружки, даже на картинг».
В 1994 году она окончила Яковлевское педагогическое училище. Семь лет работает воспитателем в дошкольной группе Головчинской средней школы. Начинала свою трудовую карьеру с детского сада при сахарном заводе «Большевик», затем перешла на завод, где проработала почти 20 лет и вернулась в образовательное учреждение.
«Я умею вязать на спицах, но крючок мне никак не давался. Научилась лишь недавно, когда в одном из московских магазинов пряжи и ниток познакомилась с девушкой-продавцом, которая доходчиво мне всё объяснила», – говорит мастерица.
И ватные игрушки она тоже стала создавать совершенно случайно:
«Всю одежду делала по фотографиям и по памяти: моя мама когда‑то связала свитер, рукавички, шапочку, купила сапожки, и эти все вещи помнятся до сих пор. Дети вырастают, а память остаётся».
Ольга Владимировна показывает свои авторские игрушки: девочку-малышку в пушистой белой шапочке и мальчика в шапке с цветными полосками и заснеженных ботинках:
«Лица я не повторяю: это невозможно сделать, поэтому для них беру готовые молды (силиконовые формы для формирования кукольных лиц и мелких деталей – прим. авт.). Разрисовываю их, и куклы получаются разными: нет ни одного одинакового личика».
Она показывает готовые игрушки с различными эмоциями на лице.
Мишка с мокрым носом
Папа Ольги Шапошник с самого детства запрещал на Святки шить и вязать:
«Думала, что сойду с ума за эти дни. У меня руки чесались, так мне хотелось всё время творить».
Однажды коллега показала ей симпатичный грибок из ваты.
«Я решила попробовать: взяла фольгу и начала лепить из неё фигурку. Сделала гриб, положила его сушить. Первый мне не понравился – переделала, и всё получилось», – вспоминает рукодельница.
С того дня она и занялась ватными игрушками:
«Потом был гусик, затем снеговик. Изучив несколько мастер-классов, сделала пингвина… и успокоилась. Желание создавать ватных девочек и мальчиков осталось, но я очень переживала за их лица. Зрение у меня с самого детства не очень, а черты лица у игрушек мелкие, поэтому я долго собиралась с духом».
Первым экспериментом стал белый мишка с задумчивым взглядом:
«Я в него просто влюбилась, несмотря на то что это был для меня очень тяжёлый процесс, ведь пришлось тщательно прорисовывать все мелкие детали на его мордочке. Особенно хорошо получился мокрый нос».
После мишки решилась нарисовать первое лицо – это была кукла Варенька с большими глазами.
Тонировку Шапошник придумывает сама, стала разбираться и в вате для авторских игрушек: есть аптечная, натуральная хлопковая и льняная, обработанная и необработанная:
«Вот возьмите игрушку из хлопка – она же дышит. Для фигурок беру хлопковую вату, для одежды – льняную. В процессе изготовления льняная вата хорошо намокает, получается эффект пластилина. Из неё можно вылепить абсолютно любую складочку, любой залом на одежде».
Мокрыми руками вату не трогают, иначе она начинает прилипать. При изготовлении животных вату обматывают плотно. Одежду для людей делают, наоборот, свободной, чтобы пальто или фуфаечка «дышали», могли двигаться, выглядели реалистично. Затем приходит черёд красок.
На одну ватную игрушку уходит около пяти дней:
«Но одну делать неинтересно, параллельно работаю над несколькими, каждой придумываю образ и подбираю дополнительные детали. С животными проще, так как у них за основу идёт фольга, и мордочки не нужно сильно прорисовывать».
Кому петушок, а кому барабан
Мастерица открывает свой волшебный ларец и начинает выкладывать на стол предметы, которыми она пользуется при изготовлении кукол. Глаза мои становятся большими, как у куклы Вареньки: проволока – алюминиевая и из стали, фольга, лак для ногтей, льняная, хлопковая и аптечная вата, акварельные и акриловые краски, нитки швейные, молды, пластичная масса, битумная смола, нить джутовая, щётка по металлу, пассатижи…
Из необработанной льняной ваты делают ещё и предметы, которые не планируют покрывать краской.
«Из неё, к примеру, сделана коняшка, шапка-ушанка и валенки вот для этого мальчишки. У льняной фактура немного грубовата, но в готовом виде всё это смотрится очень красиво», – показывает мастерица.
Для каркаса она рисует макет. Высота куклы в готовом виде – примерно 20 см. Затем берёт проволоку и скручивает туловище, ножки и ручки. Аптечную вату рвёт на полосы и наматывает на каркас, смазывая клеем все слои поочерёдно. Сверху плотно наматывает нитку, с помощью которой формируются части тела. Пассатижами зажимает край и делает будущую стопу. С помощью пластичной массы вылепляет лицо куклы и выкладывает, плотно прижимая, в выбранный молд.
«Молды заказываю с разными эмоциями: у меня есть и обиженные мордашки, и радостные, и даже с высунутым языком», – говорит Ольга Шапошник.
Готовые личики отправляются на полимеризацию – в духовой шкаф, где запекаются при температуре 130 градусов в течение 10 минут. После того как они остынут, мастерица их тонирует: наносит покрытие цвета кожи и румянец, а далее тонкой кистью вырисовывает кукольные черты.
Она говорит, что идеи берёт в основном из Интернета, но старается не повторяться:
«Прихожу с работы и первым делом хватаю свои игрушки и делаю причёски. После просушки занимаюсь одеждой и декором: кому зайку, кому петушка на палочке, а кому барабан с палочками».
Авторские куклы, сделанные по фотографиям, – ещё один эксперимент в жизни Ольги Владимировны:
«Сначала сделала своих детей – дочь Алину и сына Захара. Мне понравилось. Теперь делаю на заказ. Посмотрите, вот на девочке шапочка кроличья – такие мы носили в далёком детстве. Очень радует, когда просят сделать куклу по фотографии, где сразу виден готовый образ, который просто нужно повторить».
Одна из готовых игрушек мастерицы в скором времени поедет за границу – в греческий город Афины.
…Держа в ладонях кукол Ольги Шапошник, будто возвращаешься в детство, в котором на чугунной батарее сушатся насквозь промокшие ботинки, в коридоре стоят санки с налипшим снегом, мама в алюминиевых бигудях готовит на кухне новогодние салаты, в духовке – румяная утка с яблоками, в углу – колючая ёлка до самого потолка, а на самом потолке к побелке приклеился плотными ватными шариками серебристый «дождик». По старенькому телевизору идёт мультфильм «Падал прошлогодний снег», а в доме невероятно пахнет рыжими мандаринами. Новогоднее счастье…
Елена Ржевская