Фея, Бабай и кошечка Пу. В чём Галина Бондаренко из Алексеевки находит вдохновение
Галина Евгеньевна занимается творчеством более 40 лет и владеет самыми разными техниками: вязанием крючком, бисероплетением, акварельной живописью, графикой, изготовлением текстильной куклы и другими
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Сейчас она руководит студией декоративно-прикладного творчества «Бусинка» в Алексеевском доме ремёсел. Причём наша героиня – это ещё и человек с удивительной харизмой и искромётным юмором. К ней на занятия с большим удовольствием приходят люди старшего возраста, для которых кружок – это не только любимое увлечение, но и весьма приятное общение.
Тяга к творчеству
Родилась Галина Бондаренко в 1954 году в городе Кизел Пермской области. Но уже в двухлетнем возрасте родители перевезли маленькую Галю в Алексеевку – на малую родину её отца. Здесь она ощутила тягу к творчеству.
«У меня это наследственное, по линии отца, – говорит Галина Евгеньевна. – Мой прадед был позолотчиком икон и наверняка их и писал. Дедушка трудился фельдшером, но писал масляными красками. Это было его увлечение. Папа работал инженером на заводе, но тоже всю жизнь рисовал. Когда я была ещё крошкой, родня уже считала, что моя судьба – стать художницей, и как‑то я даже не мыслила о другой профессии. В школе я рисовала за других детей, и им ставили хорошие оценки за мои рисунки».
Однажды Галя с мамой смотрели воронежскую телепередачу, в которой выступал директор Бутурлиновского художественно-графического училища (позже педучилища) Семён Левин. Услышав о таком интересном месте, да ещё и недалеко от дома, девочка решила, что будет учиться там. В то время о том, чтобы посвятить жизнь занятиям с детьми, она и не думала.
Шуточки судьбы
Бондаренко успешно поступила и окончила училище, а тут как раз освободилось место преподавателя в Алексеевской школе искусств. Она устроилась туда и, как оказалось, надолго.
Школа искусств имеет массу отделений, среди которых музыкальное, хореографическое, народное и большое серьёзное художественное. На нём Галина Евгеньевна и трудилась преподавателем изобразительного искусства. Педагоги не разделяли предметы между собой, вели всё: рисунок, живопись, композицию, декоративно-прикладное искусство, скульптуру и практику – пленэр (метод создания живописи вне помещений и мастерских, на городской улице и на природе).
«По свойствам художника я – график, – замечает Галина Евгеньевна. – Живопись у меня жестковатая, и графика мне нравится больше. Я всегда просто без ума от всех графических вещей. Кстати, в пору студенчества главными предметами для меня были рисунок, живопись и композиция. А к декоративно-прикладному искусству я относилась очень пренебрежительно. Но судьба надо мной посмеялась, потому что именно в этом направлении у меня удачно всё получается».
Тортик в студию
Педагог учила мальчиков и девочек художественным премудростям на протяжении 34 лет. Выйдя на пенсию, ещё несколько лет проработала в Алексеевском доме ремёсел. Однако в её возрасте это оказалось уже тяжеловато, так что теперь Галина Бондаренко ведёт студию «Бусинка» как волонтёр:
«Мы собираемся с дамами моего возраста, я их обучаю, мы пьём чай, сплетничаем. Сплошное наслаждение! Вообще‑то приходить может кто угодно, но так уж мы подобрались по возрасту. Нас 13 человек. Самой старшей 85 лет, мои ровесницы под 70, а также 65-, 60-летние. Контингент самый разный: от преподавателей до работников торговли».
Если у одной из участниц день рождения, остальные покупают тортик. Есть и другие традиции. Например, на 9 Мая пенсионерки собираются дома у своего педагога, угощаются вкусненьким и поют военные песни, а на Новый год могут вместе пойти в ресторанчик. Ну и конечно, участвуют в разных выставках, где демонстрируют свои работы. Начинали с бисера, а потом увлеклись вышивкой, вязанием, разными типами кукол и другими видами рукоделия. Теперь каждой даме всегда есть что подарить родным и друзьям, ну и порадовать себя любимую.
«Что внутри?»
Куклы – это особая тема в творчестве Галины Евгеньевны и, пожалуй, самая зрелищная.
«Иду я как‑то по рынку и вижу: продаются китайские накладные ресницы. И как это бывает у художников, я сразу представила образ – старую женщину с этими ресничками. Я купила их и сделала куклу Фею. Это было ещё лет за пять до окончания работы в школе искусств. У меня волосы уже седели, и меня ассоциировали с такой куклой», – смеётся рукодельница.
С этой работы и началось увлечение каркасными куклами:
«Мне интересно не только художественное, но техническое их решение: как правильно создать куклу изнутри. Например, в работе «Золотой шар» мне интересны были ножки девушки: как сделать стопу и как это будет выглядеть. Внутри фигуры толстая и жёсткая алюминиевая проволока, сверху синтепон и мягкая ткань. А шар, на котором стоит фигурка, мне выточил ученик. Он из дерева, полый, и внутри дробь, чтобы композиция не падала».
Своя история и у кукольного седобородого помятого дедушки с веником в руке.
«В подвале школы искусств мы делали выставку, – вспоминает Галина Бондаренко. – А мальчишки страшно баловались. Тут заглянула одна преподавательница и пшикнула: «А ну‑ка тихо, а то Бабай придёт!» И у меня вспыхнула идея этой игрушки. Спросила у дочки, как должна выглядеть одежда Бабая. Она предложила нарезать её клочками, чтобы была по типу «бешеной шубы» у барона Мюнхгаузена».
Лицо деду Бабаю умелица сделала из мягкой кожи. Намазала её с обратной стороны клеем и начала мять, чтобы получились складки-морщины. Завершили образ страшненькие голубые глазки.
«Уж такой он здоровский, я так его люблю!» – умиляется своему творению Галина Евгеньевна.
Лысое чудо
Среди игрушек рукодельницы есть и много вязаных – ярких и каких‑то домашних, с которыми хочется обниматься. Это, например, белая кошечка Пу с розовыми ушками, получившая своё имя от слова «пушистый», и рыжая лиса в модных серёжках. Создательница хотела сделать для неё народный костюм, но в итоге получился интересный свежий наряд, похожий на стиль бохо – хоть на подиуме демонстрируй:
«Ещё одна моя любовь – вязаная кукла Голубичка. Она не очень красивенькая, но такая хорошая. А когда она ещё была лысая в процессе изготовления – это было просто чудо! Теперь она проводит дни, сидя на кровати у моей дочери».
К сожалению, полюбоваться всеми работами умелицы сразу не получится, потому что многие она дарит. Благо и новых идей у неё хватает. Это не только игрушки, но и украшения, шкатулки и многое другое.
«Я разные образы создаю ещё и потому, что мне всё время хочется чем‑то новеньким увлечь моих дам, – признаётся Галина Бондаренко. – И мне это удаётся».
Анна Емельянова