Тишина в зале и восторг. Какой эффект оказывают постановки «Серебряного века» на зрителя
27 марта – Международный день театра
-
Статья
-
Статья
Пять постановок в репертуаре, более 20 спектаклей в год, 60 тысяч зрителей за 13 лет, тысячи благодарных отзывов – таковы статистические итоги работы самодеятельного литературного театра «Серебряный век» губкинского ЦКР «Форум». Единственного в своём роде в нашей области.
Спор о Есенине
А ещё есть сугубо творческие достижения – участие в литературно-художественной гостиной Белгородской и Старооскольской митрополии, благодарность губернатора, получение ежегодной премии губернатора «Творчество. Мастерство. Успех», архиерейская грамота епископа Губкинского и Грайворонского Софрония, призовое место в IX Международном фестивале детского и юношеского театрального творчества «На свет Щепкинской звезды» в 2023 году.
Но главное – признание и любовь зрителей. Их число значительно выросло с введением программы «Пушкинская карта», обязавшей учреждения культуры поставлять на досуговый рынок плоды своей деятельности. У «Серебряного века» они результат сложной работы, поскольку нацелены не только развлекать, но и одухотворять и образовывать.
«Начиналось всё 13 лет назад: мы с коллегой Сергеем Зайцевым затеяли спор о личности поэта Есенина. Затянулся он на неделю, в течение которой мы подкидывали друг другу неизвестные нам ранее факты из его жизни. Для этого приходилось копаться в разных источниках, перечитывать и пересматривать всё, что было о нём создано. Неожиданно для себя тогда поняли, что если мы, бывшие советские школьники, которые достаточно подробно изучали творчество поэта, так мало о нём знаем, что говорить о современных девчонках и мальчишках, которые со всем знакомятся по верхам? – рассказывает руководитель народного театра Лариса Клычкова. – И очень захотелось донести до молодёжи то, что открылось нам. Мы же творческие люди, всё в наших силах. Но как подать эту информацию, какую выбрать форму?»
Как опытный культработник, тогда ещё заведующая сценарно-режиссёрским отделом, Лариса Николаевна понимала, что, если декламировать со сцены тексты с элементами театрализации, должного эффекта не будет. Не зацепишь этим молодёжь. И после долгих (где‑то мучительных) поисков решила создавать динамичные представления с сюжетом, которые подсветят сменяющие друг друга кинокадры, музыка, танцы, декорации. Но главное – сценарий, куда Лариса Клычкова постаралась вложить всё, что потрясло её саму.
Замахнулась на Пастернака
Проверенный постановщиками приём – сначала прожить, пропустить историю через себя и лишь потом предложить её зрителю. В этом случае проживание стало двойным: пока автор искала информацию о герое (а это практически исследовательская работа), а затем когда непосредственно писала сценарий.
На первый спектакль о Есенине, роль которого исполнил тот же Сергей Зайцев, пригласили школьников – им, собственно, и предназначалась постановка:
«Признаться, мы надеялись на понимание, но не ожидали, что спектакль произведёт такой эффект: ребята сидели не шелохнувшись, а в конце – бурные овации».
То победное выступление запомнилось его участникам навсегда и установило планку, к которой они теперь стремятся постоянно.
По сути, успех, принятие зрителей подтолкнули к продолжению творческого эксперимента. А ещё – поддержка педагогов, которые сразу оценили влияние проникновенных спектаклей на сердца и души своих воспитанников.
«После просмотра школьники интересуются судьбами литераторов, тянутся к книгам, хотят больше узнать о писателях, которым школьная программа уделяет мало времени», – делились они мыслями с культработниками.
Но даже если времени достаточно, как заинтересовать детей Пастернаком? Его, как считается, не каждый взрослый осилит. А Клычкова не побоялась, замахнулась – опять тишина в зале, восторг и благодарные отзывы.
«Что вы делаете с нашими детьми? Мы их не узнаём, они же растворились в действии», – спрашивают после постановок педагоги.
Наверное, и сама Лариса Николаевна точно не ответит на этот вопрос, как, впрочем, и никто из рассуждающих о магии театра. Когда замысел автора соединяется невидимыми нитями с исполнителями, художниками, костюмерами, осветителями, другими служителями сцены, создавая, строго говоря, продукт эмоционального и интеллектуального воздействия. То, что способно возвысить зрителя над бренностью бытия, вызвать в нём особые эмоции, влюбить в конкретного человека, событие, эпоху.
Легенда о лестнице
Этот труд долгий и очень энергозатратный. На вынашивание планов, сценария, постановку, создание нужных условий уходит около года. После Есенина случились Марина Цветаева, Анна Ахматова, Борис Пастернак, Николай Гоголь и патриотическая сага про героев Великой Отечественной войны.
«Рождение каждого спектакля предваряла какая‑то история, толчок. Я, как творческий человек, например, не могла пройти мимо легенды о лестнице, уходящей в небо, которую якобы видят иногда над Прохоровским полем. Для меня это многострадальное место связано с семьёй. Моя мама пятилетней девочкой во время Курской битвы в селе Прелестном сидела несколько недель в погребе, пока наверху творился ад. Это из её воспоминаний я знаю, сколько там было слёз, горя и боли и что увидели те, кому посчастливилось выжить, когда вышли на поверхность. Я понимаю, насколько короткой и прямой была в те дни связь между небом и землёй. Поэтому лестница, по которой тогда ушли в небо тысячи наших солдат, для меня вполне осязаемое, реалистичное явление», – рассказывает Лариса Клычкова, использовавшая эту аллегорию в работе.
Режиссёр признаётся, что на несколько недель лишилась сна, пока не написала сценарий спектакля «Говорят погибшие герои». И если изначально он предназначался для воспитания патриотических чувств у молодёжи и подростков, то с началом СВО стал одной из самых ярких благотворительных постановок в пользу наших защитников.
Хотя этот спектакль – исключение. Изначально она ориентировалась на постпрограммные вещи о творчестве писателей и поэтов Серебрянного века – особого периода в нашей литературной истории. Именно это обстоятельство повлияло на выбор названия, когда из самодеятельных постановок сложилось нечто большее.
«До 2016 года мы гастролировали по области и, честно говоря, не думали о театре как таковом. На то, что он у нас фактически сложился и что нужно лишь оформить его соответствующим образом, нам открыло глаза вышестоящее руководство. Сразу же рекомендовали заявляться на звание народного самодеятельного коллектива, что мы и сделали, представив спектакль «И всё‑таки узнают голос мой» об Анне Ахматовой», – делится Лариса Клычкова.
Чудо перевоплощения
Разумеется, главное свидетельство состоятельности театра – актёры.
«В этом смысле мне невероятно повезло, потому что судьба сводит меня с удивительными людьми, полностью разделяющими мои устремления, при этом стопроцентно попадающими в предлагаемые им образы, несмотря на то что это непрофессиональные актёры», – рассказывает Лариса Николаевна.
Она с восторгом говорит о каждом, кто занят в её постановках. Лёгкой, романтичной Камилле Курбановой, играющей Ахматову в юности. Лиричной, ищущей любовь и смысл жизни Елене Шутовой (Ахматова в середине жизни). Чувственной, глубокой Ольге Бежиной, до мурашек передающей трагичность образа уже взрослой поэтессы.
Считает огромной удачей приход в театр обаятельного, фонтанирующего эмоциями Евгения Афанасьева – прирождённого Хлестакова. Преклоняется перед мудростью интеллектуала Владислава Бадоева, на которого как родная легла роль Пастернака.
Более 15 актёров были в разные годы задействованы в театре. Режиссёр любит их всех, как и тех, кто помогает ей в постановках: работников сцены, художников, костюмеров, технических сотрудников. Каждый из них в этом процессе чувствует себя нужным и важным, полностью оправдывая высокое звание театра «народный» – места, где простые люди творят чудо перевоплощения для своих земляков, чтобы мир становился лучше, выше и добрее.
Заразить всех идеей
Людмила Новикова, руководитель народного самодеятельного коллектива «НеКлюква»:
«С Ларисой Николаевной мы работаем шесть лет, я задействована в нескольких спектаклях театра «Серебряный век». Когда она предложила мне роль Солохи в пьесе о Николае Васильевиче Гоголе, я не раздумывая согласилась. Мне кажется, это моя роль и по жизни – активная, гостеприимная, умеющая со всеми навести мосты. Большое значение имеет, конечно, харизма нашего режиссёра Ларисы Николаевны, с которой очень интересно работать. И сама команда театра: у нас дружный коллектив, где приятно и комфортно проводить досуг, что в настоящее время очень ценно. К тому же мы можем лучше узнавать друг друга в процессе постановок, смотреть, кто на что способен, кто как себя проявляет. Иногда случаются настоящие открытия, когда не догадываешься, какой потенциал скрыт в человеке, которого, казалось бы, знаешь много лет. Хорошо, что в спектаклях есть музыкальные вкрапления, где я могу реализовать свои вокальные данные. Вообще любительский театр отличается тем, что даёт шанс любому человеку примерить на себя какие‑то образы. И в нашем это удаётся на сто процентов».
Евгений Афанасьев, ведущий методист ЦКР «Форум»:
«Никто не уговаривал меня прийти в этот театр, сам горел желанием играть в нём. Искренне хотел рассказывать со сцены о наших великих авторах. Воодушевлён открывшимися для меня здесь возможностями».
Владислав Бадоев, хормейстер ЦКР «Форум»:
«Я опытный музыкант, много лет отдал сцене, но в театральных постановках никогда не участвовал. Мой приход в «Серебряный век» – это своего рода авантюра, хотя, положа руку на сердце, создание такого театра в нашем небольшом городе тоже своего рода авантюра. И заразить всех этой идеей, а заодно и поразить мог только человек, нестандартно мыслящий, сверхкреативный, такой как Лариса Николаевна. Она требовательна, но отдача, особенно от подростков, которые по определению являются непростым зрителем, говорит о том, что она точно знает, как донести свою мысль. Вообще, ценность нашего театра в том, что мы возвращаем молодёжь к тому, что у неё сегодня на заднем плане, – книгам, поэзии, высокому искусству. Все помешались на клиповом мышлении, ориентируются на него. А тут и актёры, и зрители опускаются в недоступные прежде глубины понимания самих себя, открывают сложные психологические моменты человеческих взаимоотношений, историческую подоплёку литературных произведений, ломают стереотипы. Это, по сути, старт для внутренней работы не на час спектакля, а на дни. Для кого‑то и на долгие годы».
Ольга Бондарева