Пробуждая лирой. О чём говорят строки поэтессы из Грайворона
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Евгения Крамская в родном Грайвороне известна в двух ипостасях – руководителя Центра детского творчества и поэта. Зачастую эти грани её деятельности пересекаются: Евгения Васильевна поддерживает не только ребят, постигающих азы рукоделия, хореографии, рисования, кукольной миниатюры, но и тех, кто пробует свои силы в литературе. Как поэт она понимает важность для начинающего, особенно юного, сочинителя слов одобрения, выступает членом жюри поэтических конкурсов.
Поводом для нашей встречи стало её очередное собственное достижение: получение за поэтическое творчество медали «Просветители Кирилл и Мефодий» и включение в число номинантов премии «Наследие», причём в восьмой раз. Премия, к слову, учреждена Союзом писателей страны совместно с Российским императорским домом, а в качестве экспертов в ней выступают учёные-филологи, педагоги профильных вузов, известные журналисты и писатели. О том, как её стихи из личных откровений стали предметом внимания маститых литераторов, об отношении к развитию внутреннего потенциала человека в целом Евгения Крамская рассказала «Белгородской правде».
Чувства на бумаге
Как это часто случается с поэтическими натурами, впервые потребность излить душу в рифмованных строках вызвали глубокие личные переживания.
«Когда мне было 11 лет, я потеряла папу и долгие годы носила в себе боль разлуки с дорогим человеком, обиду на несправедливость судьбы, которая лишила меня, ребёнка, счастья полноценного детства. К 20 годам эти чувства достигли такой концентрации, что однаж-ды выплеснулись на бумаге. Я писала стихи и рыдала, потом перечитывала их и снова плакала. Спустя время поняла, что так моя душа избавлялась от тяжести, которая не давала мне расправить крылья, думать о будущем», – делится наша героиня.
После эмоционального выплеска, признаётся Евгения Крамская, никаких мыслей о поэзии не было 10 лет. Второй взрыв вдохновения произошёл по абсолютно счастливому поводу: она родила долгожданную вторую доченьку.
После этого стихотворная тема прочно вошла в её жизнь.
«Я знаю, как рождаются стихи после переживаний, какая серьёзная работа идёт внутри, а потом неожиданно для себя самой чувства выливаются в слова. Люблю предвкушение этого момента, когда уединяешься и просто записываешь всё, что накипело и наболело, – говорит Крамская. – Поначалу эти стихи были настолько тяжёлыми, что друзья, которым я их показывала, говорили: может, не надо рвать себе сердце? Но для меня этот процесс был своеобразной психотерапией. Со временем я стала смотреть на многие вещи проще, и стихи, соответственно, потеряли краски мученичества».
Более того, когда крепкая рифма стала хорошо освоенным рабочим инструментом, Евгения Васильевна начала сочинять опусы для праздничных сценариев, и в них пришло шутливое настроение.
Но всё‑таки самым почётным проявлением своей поэтической миссии считает одно патриотическое событие пятилетней давности. После восстановления монумента братской могилы в селе Замостье, где захоронены военные и мирные жители, погибшие во время Великой Отечественной войны, её попросили написать на надгробной плите строки-посвящение. Они и правда получились искренними и пронзительными:
Здесь птицы плачут, пролетая.
Листва печально шелестит.
Здесь память вечная, святая
О тех, кого земля хранит…
Отражение достижений
Она не мечтала о книгах и сборниках, просто копила написанное, во многом для самой себя, чтобы сохранить, сравнить спустя годы опыты пробы пера и более зрелые работы. Но поэт не был бы поэтом, если бы не искал своего слушателя и единомышленников. Внимание широкой публики Крамская получила, зарегистрировавшись на портале «Стихи.ру». К слову, именно там и ищут будущих номинантов организаторы конкурса «Наследие», отслеживая путь подопечных Каллиопы – старшей музы поэтов. Но когда грайворонка получила первую литературную награду, за ней она не поехала.
«Мои коллеги ругали меня: как же так, в Москве признали! После этого я пересмотрела своё отношение к наградам и регалиям, ведь они – отражение наших достижений, и если важны для моих близких, земляков, то не принимать их неправильно», – делится Евгения Васильевна.
Надо сказать, что с тех пор её поэтическое портфолио росло: номинации премий «Поэт года», звезда конкурса «Наследие», медаль «Святая Русь» Российского союза писателей, включение в сборник «Антология русской поэзии – 2020» и другие. И тот общественный вес, который они ей придали, сподвиг Евгению Васильевну на создание проекта «Юные писатели Грайворонщины».
Важный посыл
«Почему подумала о детском поэтическом творчестве? Известно, что пишут стихи многие ребята, но никому об этом не говорят, скрывают. Стесняются, боятся насмешек. И все мы знаем, чем оборачивается критика, неверие в ребёнка: он и пытаться больше не будет. А если поддержать его начинание? Это же шанс, мотивация. Поэтому мы поощряем детей, которые хотят выразить себя через стихи. А если не пробовать, ничего и не получится», – объяснила Евгения Крамская.
Ещё одним важным моментом любого творческого проекта она как педагог считает воспитание привычки к труду, практику воплощения идей и поддержание интересов ребёнка.
«В поэзии, как в любом деле, важны способности, но нужен и интерес, желание учиться, тогда всё получится и придёт мастерство», – считает Евгения Васильевна.
73 школьника, пишущих стихи и прозу, нашла организатор, пока работала над «Юными писателями Грайворонщины», выпустив в итоге множество сборников с их работами.
«Мы сами создаём свой день», – есть такие строчки у Евгении Крамской. Осознав это однажды, она несёт такой посыл всем, в ком есть искра желания познать себя и свои возможности, пробуждать, как заведено сотни лет, в сердцах добрые чувства своей поэтической лирой. Пожелаем же ей на этом поприще новых побед – творческих и педагогических.