Говорите правду. Белгородцам представили фильм о драматурге Александре Вампилове
400 с лишним онлайн-площадок по всей стране на один день стали своего рода киноцентрами, где состоялась премьера документального фильма «Саня, драматург»
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
В Белгороде посмотреть ленту и пообщаться с её создателями – автором сценария и режиссёром Анастасией Зверьковой, а также продюсером Юрием Яшниковым можно было в музее народной культуры, молодёжном культурном центре «Октябрь» и в Пушкинской библиотеке.
«Русский Морган»
Всероссийскую онлайн-премьеру подготовили Центр развития кинематографии имени Леонида Гайдая и кинокомпания Юрия Яшникова.
«Мы снимаем коммерческие видео, клипы, документальное и короткометражное игровое кино, занимаемся творческими проектами, – пояснил Яшников. – Сейчас нам важно быть здесь и делать качественный конкурентоспособный на федеральном и мировом уровне продукт».
Для достижения столь высокого уровня нужен партнёр, способный претворить в жизнь самые смелые идеи кинокомпании. Им стала коренная иркутянка Анастасия Зверькова. Отучившись на Высших курсах сценаристов и режиссёров в Москве, она вернулась в родные пенаты. Сейчас на её счету несколько документальных фильмов, победы на кинофестивалях и дебют в игровом кино.
За плечами кинотандема немало совместных работ. А началось всё с фильма «Русский Морган», в котором рассказывается история русского предпринимателя, крупного промышленника и банкира. Обладатель самого большого состояния России начала XX века (более 60 млн золотых рублей) иркутянин Николай Второв за деловую хватку получил прозвище «Русский Морган». В начале работы над фильмом у создателей была только одна фотография успешного сибиряка, но затем в зарубежных архивах удалось найти больше сведений, из которых по крупицам сложилась документальная лента. Она положила начало новому жанру, который взяла на вооружение кинокомпания: киноинтервью, дополненное визуальными приёмами, в том числе – графикой и анимацией.
Дальше – больше: собрав множество историй интересных людей, живших в Иркутске и оставивших заметный след в разных областях науки, техники и искусства, кинематографисты поняли, что материал достоин большого сериала. Кроме того, их проект «Киноинтервью» получил грантовую поддержку, благодаря которой в свет вышел фильм «Саня, драматург».
Беседа за чашкой чая
Основу ленты составило неопубликованное интервью, которое ленинградский журналист Лев Сидоровский взял у 32-летнего Александра Вампилова. Корреспондента в Иркутск привела работа над очерком о молодёжи Сибири. Он увидел спектакль «Старший сын» в местном драмтеатре, после чего стал искать встречи с автором. Это реальное интервью, которое в печать так и не попало – сняли из номера в последний момент. В далёком 1970 году никто и представить не мог, что начинающий драматург из сибирской глубинки приобретёт всемирную известность, а его спектакли будут идти с огромным успехом во всех театрах страны. Поэтому «слишком длинное» интервью в ленинградском журнале «Аврора» просто не стали публиковать. Зато теперь благодаря фильму Анастасии Зверьковой его можно не только услышать, но и словно увидеть со стороны.
Зритель попадает в СССР буквально с первых кадров: гранёные стаканы с чаем, графин, пепельница на столе. А главное – удачно подобранные голоса актёров, которые озвучивают главных героев. Диалог журналиста и драматурга позволяет многое узнать о личности Вампилова, о его характере, взглядах, убеждениях:
— Скажи, а кто пробудил в тебе любовь к слову?
— Бабушка. Я рос у неё на руках. Много сказок и былин я от неё услышал. Много книг она мне прочитала.
— А мать замечала в тебе талант?
– Как все хорошие матери, она была строга. И к моим способностям относилась критически. К тому же я любил подурачиться.
Беседа оживляется то графикой, то мультипликацией, но заставляет верить, что разговор за чашкой, точнее, стаканом чая ведётся на самом деле:
— Скажи, в какой момент ты понял, что хочешь писать для театра?
— Мне было 23 года тогда. Редакция газеты отправила меня учиться на годичные журналистские курсы в Москву.
— Столица произвела на тебя впечатление?
— Безусловно. Мне понравилось всё. Старые, как деревья, дома, печать времени на мостах, вокзалах. Ну и да, там я впервые увидел спектакли крупных театров и окончательно понял, что хочу писать пьесы.
— Скажи, что нужно сделать, чтобы твои пьесы появились на столичной сцене?
— Не знаю. Я пишу пьесы. Каждый день пишу и через день. Обиваю редакторские пороги.
— Да, чтобы войти в большую литературу, нужно сделаться маленьким человеком.
– Но если у тебя есть цель, ты – человек. И существование твоё имеет смысл.
Поиски метода
«Этот фильм для меня действительно важен, потому что я как молодой режиссёр нахожусь в поиске своего метода, – призналась Анастасия Зверькова. – Я пыталась понять, каким образом Александр Вампилов пришёл к этому моменту. И ответ оказался достаточно простым. Он просто наблюдал жизнь. И я тоже ищу свой метод, поэтому я училась у Вампилова, читая его дневники и письма, а также воспоминания о нём».
Несомненно, документальная картина вызовет новую волну интереса к творчеству драматурга Александра Вампилова и наверняка многие захотят прочитать его пьесы. Сделать это можно, например, в Пушкинской библиотеке-музее.
«У нас есть сборник рассказов и одноактных пьес Александра Валентиновича, – говорит главный библиотекарь Ирина Горшунова. – Конечно, хочется, чтобы они не стояли статично на полке. И ещё мы можем предложить нашим читателям небольшой сборник пьес Вампилова, выпущенный в 1990-е годы. Здесь одноактные пьесы, неоконченные пьесы и рассказы. Я думаю, что интерес у читателей обязательно будет, потому что фильм, который мы посмотрели, замечательно раскрывает характер писателя. О некоторых фактах я даже и не знала, например, касающихся его трагической гибели. Я знала, Александр Вампилов утонул. А на самом деле он всё‑таки дошёл до цели, но просто не выдержало сердце. Это потрясло».
А у зрителей после просмотра фильма, наверное, надолго останется в душе и сердце ответ молодого драматурга на вопрос: как писателю быть оригинальным? Вампилов ответил: говорите правду, и вы будете оригинальны.
Арина Беседина