О чём народный артист рассказывал на творческом вечере в Белгороде
-
Арина Беседина
-
Белгородская правда
-
Арина Беседина
-
Белгородская правда
В мае этого года премьера документальной киноленты актёра и писателя Николая Бурляева «Боже! Чувствую приближение Твоё!», посвящённой его наставнику Андрею Тарковскому, прошла в двух белгородских кинотеатрах. На показе побывали около 700 зрителей. Встреча с Николаем Петровичем в один из июньских вечеров состоялась на территории белгородской «Ривьеры».
Судьбоносное начало
Николай Бурляев запомнился российскому зрителю множеством интересных и ярких ролей, убедительно сыгранных за внушительную артистическую карьеру. Началась она в 14 лет почти случайно. О кино Коля мечтал с детства, но с пяти лет стал заикаться и уже почти поставил крест на своей заветной мечте, как счастливая случайность столкнула его с Андреем Кончаловским, который увидел подростка на улице и, будучи студентом ВГИКа, пригласил сниматься в своей курсовой работе «Мальчик и голубь» (1961). А дальше судьбоносное знакомство продолжилось.
«Самые лучшие фильмы, признанные всем миром, это «Иваново детство» и «Андрей Рублёв». Но я там не я: в картинах я играю самого Андрея Тарковского, – делится своими воспоминаниями Николай Бурляев. – Даже сейчас, пересматривая эти ленты, я вижу Тарковского в себе: его пластику, напор, темперамент, слышу его интонации. Я любил и люблю этого человека, растворялся в нём, он был для меня примером бескомпромиссности, таланта. Работать с ним было радостно, хотя всегда очень трудно чисто физически».
На становление молодого актёра Андрей Арсеньевич оказал невероятное влияние. Режиссёр добивался достоверности каждого кадра и самоотдачи от каждого члена группы, невзирая на возраст. Например, в картине «Иваново детство» юному Коле пришлось плыть в одежде по холодному Днепру – съёмки шли в октябре. В «Андрее Рублёве» довелось неоднократно падать с обрыва. Причём на дворе стоял ноябрь, а режиссёр добавлял на площадке дождь из брандспойта. Выдержать такое сложно и взрослым здоровякам, но щуплый подросток Николай не думал об этом – преодолевал себя, потому что рядом Тарковский.
Роль по сердцу
С фразой своего любимого наставника в голове «Актёр должен уметь всё» Бурляев прошёл по жизни. Добавила мастерства и хорошая школа в Щукинском училище. Но лучше всего удавались те роли, где нужно просто быть самим собой. Таким в карьере Николая Петровича стал образ бывшего солдата из фильма Петра Тодоровского «Военно-полевой роман».
«Я ждал эту роль и благодарен режиссёру за то, что он мне её подарил, – рассказывает Николай Бурляев. – Образ Саши Нетужилина я принял всем сердцем. Я плакал над сценарием и просто видел, как я это сделаю. Я не был знаком лично с режиссёром, но когда пришёл к нему, обнял и сказал: «Оканчивайте пробы, эту роль я никому не отдам». В кинокарьере актёра Бурляева очень много известных фильмов и интересных, преимущественно главных ролей. Но эта звёздная дорожка упёрлась прямо в 1991 год, когда в стране на фоне демократических реформ стал распадаться отечественный кинематограф».
За нравственные идеалы
Терпели крах самые известные киностудии страны. «Мосфильм», выпус-кавший в год до 80 лент, сократил производство до одного фильма в год. Закрыли киностудию М. Горького, актёры и все работники концерна оказались на пороге нищеты. Немногие выдержали испытание – кто ушёл в вахтёры, кто занялся извозом, а кто вообще свёл счёты с жизнью. Но сдаваться – не в правилах Бурляева. И тогда актёра просто осенило: нужно создать фестиваль, чтобы собрать позитивные силы русского кинематографа.
«Хотелось изначально, чтобы это было по‑русски – мощно и непобедимо. Тут же пришёл образ – витязь и цвет – золотой. Родился девиз: «За нравственные идеалы, за возвышение души человека!», – вспоминает режиссёр. – Я за месяц сделал кинофорум «Золотой витязь». Мы не только выстояли, но и заложили будущее нашему детищу, которому перевалило сейчас за 30 лет».
По задумке, к участию в нём приглашали только те фильмы, которые соответствовали его целям и задачам, поэтому американские киноленты в конкурсную программу его основатель не допускал. Исключение сделал только один раз для известного американского актёра, кинорежиссёра Мэла Гибсона. Две его картины «Страсти Христовы» и «Храброе сердце» удостоены премий кинофестиваля. Сегодня география кинолент расширилась до 60 стран мира.
Разные ипостаси
Не многие знают, что Николай Петрович нашёл себя и в наставнической деятельности. В Ярославле при Международном университете бизнеса и новых технологий открылась и действует киношкола авторской режиссуры Николая Бурляева. Занятия для 40 студентов в возрасте от 16 до 50 лет ведёт не только он – мастер-классы здесь дают такие асы, как режиссёры Вадим Абдрашитов, Карен Шахназаров, аниматор Александр Петров, а также лучшие представители российской киноиндустрии. Поскольку проект реализовывался при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, онлайн к занятиям могли подключиться все желающие. Добавим, что параллельно Николай Бурляев успевает вести двухгодичные курсы авторской режиссуры во ВГИКе.
Отдельная стезя – писательская. Литературное творчество захватило ещё с юности – сначала стихи, потом проза. Но своими опытами известный актёр не спешил делиться, долго писал в стол. Только в 1998 году Бурляев стал членом Союза писателей России как автор серии книг и поэтических текстов к художественным фильмам. Накануне 65-летия актёр выпус-тил книгу «Жизнь в 3-х томах», куда вошли произведения, посвящённые творчеству Михаила Лермонтова и Александра Пушкина. А в ходе творческого вечера Николай Петрович поделился со зрителями тремя последними произведениями.
«Я привёз с собой в Белгород книгу об Андрее Тарковском «Боже! Чувствую руку Твою», поэму «Иван Вольнов» – это исповедь моему поколению, – рассказывает автор. – К этой книге прилагается на диске фильм, который сделан с помощью песочной анимации. Я читаю текст за кадром, а музыку к картине написал мой сын – композитор Иван Бурляев. Кстати, он в 46 лет успел создать музыку к 60 фильмам. Третья книга «Бэмби» в стихах – по этой пьесе в трёх театрах сейчас идут спектакли».
Мастер о мастере
И ещё одна ипостась Николая Бурляева – кинорежиссура. Да, на руках актёра диплом ВГИКа со специальностью «режиссёр игрового кино и телевидения». Как говорит сам Николай Петрович, он и не думал заниматься документалистикой, считал это вторым сортом. А сейчас за три года создал три фильма и намерен продолжать это. Оказалось, что такой формат позволяет сказать зрителю больше, чем игровое кино.
На очередной премьере ленты «Боже! Чувствую приближение Твоё!», которая прошла для белгородцев, автор поделился:
«Это песня моей души и души Андрея Тарковского, которую мы с моим сорежиссёром – Дмитрием Чернецовым пропели вместе. Фильм задумывался как документальный, но получился художественно-документальным по форме и сути. Мы дали в нашем фильме такие категории, о которых ни наш, ни американский экран не говорят. Здесь идёт речь о Боге, Создателе, которому Тарковский интуитивно служил всю жизнь. В нём говорится о вечной жизни, бесстрашии перед смертью».
Показ кинокартины предварил концерт солистов Белгородской государственной филармонии Тимура Халиуллина и Михаила Пидручного, которые исполнили в том числе ряд музыкальных произведений из фильмов Тарковского. А сам создатель ленты рассказал о себе и своих творческих работах, а также о видении того, как должна развиваться культура и литература. Многих просто потрясло, какие глубинные смыслы раскрыл Николай Бурляев, прочитав знакомые стихотворения русских классиков.
Своим ощущением от встречи поделился актёр Белгородского государственного театра Виталий Стариков:
«Мы с Николаем Петровичем знакомы. Он участвовал в акциях Фонда Андрея Первозванного, вместе были в Иерусалиме, я у него интервью брал. У меня, кстати, два диплома за лучшие мужские роли его театрального фестиваля «Золотой витязь». Я знаю его творчество, но сегодня он ещё больше открылся для меня. Он поразил меня глубиной своего понимания ситуации о том, что происходит, своим желанием помочь людям увидеть истину. Наверное, так и надо бороться за жизнь и за свою Родину. Фильм потрясающий, на мой взгляд, очень глубокий и сделан в стиле Тарковского. Это то, что нужно долго смотреть, чтобы понять, влиться в эту природу и такое ощущение мира».
«Я побывала… в ином мире»
Картина вышла в общероссийский прокат. Её смотрят в разных городах, разные возрастные категории людей. Но самого кинорежиссёра Бурляева поразила реакция молодого поколения. Однажды фильм демонстрировался в Новокузнецке, куда его привёз сам автор. Среди собравшихся зрителей он заметил толпу подростков, которые выделялись на общем фоне: у девушки волосы были покрашены в фиолетовый цвет, парень – с шевелюрой огненного цвета, ещё один – бритоголовый. Николай Бурляев представил фильм, но остаться на просмотр картины не мог и уехал, задавшись вопросом: «Что они поймут, как будут смотреть?» Напрасные страхи создателя развеял присланный через несколько дней сюжет местной телекомпании, которая взяла комментарии после просмотра фильма.
«Выходит из зала та самая девушка с неописуемым цветом волос. Но глаза у неё распахнуты, вся такая одухотворённая, – рассказывает Николай Петрович. – И она говорит: «Я не понимаю, что произошло, я побывала в каком‑то ином мире!» Есть чувство правды в сердце человека, только нужно давать ему духовное питание».
В мае этого года кинолента «Боже! Чувствую приближение Твоё!» прошла в двух белгородских кинотеатрах «Победа» и «Радуга».
«Проблема с фильмами подобного формата состоит в том, что до и после показа с неподготовленным зрителем нужно работать, – уверен директор кинотеатров Сергей Пирожков. – Эти киноленты требуют работы ума и сердца, и на это зрителя надо настраивать. Для нас показателем успешности фильма является то, смотрит ли зритель титры. Многие студенты, даже когда включился дежурный свет, остались посмотреть, кто сделал фильм, кто над ним работал, какие были использованы материалы».
Примечательно, что приехал в Белгород Николай Бурляев в неспокойное время. Но, отвечая на вопросы зрительской аудитории, не страшно ли было отправляться в прифронтовой город, который практически ежедневно подвергается обстрелам, Николай Петрович ответил, что ему довелось быть и под бомбами НАТО в Югославии. В 1993 году он привозил в Белград кинофорум «Золотой витязь». Пришлось тогда тащить огромные чемоданы с киноплёнками через Болгарию:
«Как сейчас помню: объявили воздушную тревогу, а мы с десятками сербов вышли на мост. Всё вокруг воет, мы не знаем, попадёт ли в нас, но мы стоим, взявшись за руки! Это же чувство испытал ночью и здесь, в Белгороде, когда услышал разрывы. И я поймал себя на мысли, что это уже было в моей жизни. Да и потом у меня иное отношение к смерти. Я считаю, что её нет. Нужно просто работать и делать своё дело бесстрашно. Даже если убьют, ты знаешь, что успел послужить Господу и России. А самое главное – исполнить завет объединителя земли Русской преподобного Сергия Радонежского: любовью и единением спасёмся».