Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
29 октября 2024,  12:40

На сцене – эксперимент. В Белгородской драме работает режиссёрская лаборатория ГИТИСа

С 22 по 30 октября три режиссёра – выпускники ведущего театрального вуза страны – репетируют с артистами БГАДТ имени М. С. Щепкина эскизы к трём спектаклям

На сцене – эксперимент. В Белгородской драме работает режиссёрская лаборатория ГИТИСаФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

10 дней напряжённой работы, классика отечественной драматургии и пьеса современного автора. Антон Городецкий взял для постановки отрывок из «Вечно живых» Виктора Розова, Евгений Мартынов готовится представить художественному совету и зрителям «Лодочника» Анны Яблонской, а Александр Гостюхин работает над фрагментом из гоголевского «Вия».

В один из репетиционных дней в режиссёрской лаборатории побывала «БелПресса»

Ответить на вопрос

— …Кому недавно благодарность вынесли? Тебе или Кузьмину?

— Ты работаешь на заводе государственного значения… Возвращаешься к нему активно.

 

Антон Городецкий Антон Городецкий / Фото: Павел Колядин

 

Артисты Белгородской драмы Дарья Купавцева и Руслан Желудков вместе с Антоном Городецким буквально проживают первую картину из пьесы «Вечно живые» Виктора Розова

В Москве Городецкий работает в театре-ателье «Нуар», в труппе которого – выпускники Центра Михаила Чехова. Как режиссёр-постановщик, он сотрудничал с Ярославским ТЮЗом им. В. С. Розова и Русским театром драмы и комедии Карачаево-Черкесской Республики. В последнем он поставил спектакль «Материнское поле» по Чингизу Айтматову. Городецкий признаётся: тема войны для него занимает особое место, поэтому даже для постановки фрагмента спектакля в БГАДТ им. Щепкина он предложил как один из вариантов пьесу «Вечно живые».

 

На сцене – эксперимент. В Белгородской драме работает режиссёрская лаборатория ГИТИСа - Изображение Фото: Павел Колядин

«Розов для меня – особый автор. Я с него начинал, это была моя первая самостоятельная работа в качестве актёра: мы показывали с товарищем его «В поисках радости», и нас смотрел Олег Павлович Табаков. Потом эта же пьеса стала моей первой полноценной режиссёрской работой в Ярославском ТЮЗе. И я подумал, что можно исследовать Розова дальше, тем более что произведение актуальное для нынешнего времени», – рассказал Антон Городецкий.

Режиссёрская лаборатория ГИТИС проходит в белгородском драмтеатре благодаря творческим связям вуза и учреждения культуры. Перед тем как начать работу, приехавшие в Белгород режиссёр встретились и обсудили её с руководством театра, затем они познакомились с артистами и распределили роли.

 

На сцене – эксперимент. В Белгородской драме работает режиссёрская лаборатория ГИТИСа - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Антон Городецкий поделился: до приезда успел познакомиться с труппой, посмотрев фотографии, отрывки спектаклей Белгородской драмы. 

«Мы, можно сказать, делили артистов между собой. Потому что увидеть по фотографиям на сайте – это одно, а на деле – совершенно по‑другому. Некоторые артисты были интересные, поэтому и думаешь: жаль, у меня персонажа такого нет, я бы с этим человеком поработал», – рассказал он.

На сцене – эксперимент. В Белгородской драме работает режиссёрская лаборатория ГИТИСа - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Для эскиза режиссёр выбрал линию Вероники и Бориса. 

«Я решил не брать много артистов и взять меньший объём, но больше проработать его, больше времени на это потратить. Тут идёт первая, она и единственная в пьесе, их сцена, – прокомментировал Антон Городецкий. – Есть ещё одна линия – Марка (в его роли актёр Виталий Чикалов – прим. авт.) и Вероники. Для меня и, как я прочёл в интернете, для многих один из самых больших вопросов: по какой причине Вероника выйдет замуж за Марка? Там догадки разные, но у меня есть моя очень конкретная версия – она жёсткая, и мы эту версию и будем прорабатывать. Я попытаюсь предложить свой вариант, почему вышло то, что вышло».

На сцене – эксперимент. В Белгородской драме работает режиссёрская лаборатория ГИТИСа - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Творческая лаборатория завершится 31 октября показом подготовленных эскизов. Возможно, позднее полноценные спектакли по этим пьесам пополнят репертуар белгородского драмтеатра им. Щепкина. Антон Городецкий признался: это желание каждого режиссёра, участвующего в подобных лабораториях. 

«Но я хотел бы, чтобы и спектакли моих коллег сложились. У них школа хорошая, и спектакли должны быть хорошими», – рассказал он.

Евгений Мартынов Евгений Мартынов / Фото: Павел Колядин

Куда уходит любовь

Евгений Мартынов занимался в ГИТИСе в мастерской народного артиста России Александра Галибина. С артистами Белгородской драмы он репетирует отрывок из пьесы «Лодочник» Анны Яблонской. И сейчас главный герой – безымянный Сторож (Илья Васильев) – знакомится с Женщиной с косой (Оксана Катанская) и рассказывает ей свою нехитрую биографию, трудовую и любовную. 

Кто‑то называет «Лодочника» сказкой для взрослых, кто‑то комедией. Оксана Катанская рассказала: вместе с режиссёром артисты будут отвечать на вопрос «Куда из жизни уходит любовь?».

 

На сцене – эксперимент. В Белгородской драме работает режиссёрская лаборатория ГИТИСа - Изображение Фото: Павел Колядин

 

По её словам, режиссёрская лаборатория стала для артистов своего рода экспериментом. Подготовку эскизов они совмещают с репетициями и показами выездных и стационарных спектаклей. 

«Для нас молодые режиссёры – это всегда интересно и всегда событие, тем более в наше время. С одной стороны, это ещё не спектакль для зрителя, когда есть какой‑то страх не оправдать ожиданий, не дотянуться до себя, подвести артистов, – поделилась актриса. – Здесь больше именно про эксперимент, какое‑то новое дыхание. Ну и, естественно, очень ответственная у режиссёров миссия, потому что мы все ждём, чтобы это было интересно. И зрители, которые попадут на этот показ, будут ждать чего‑нибудь интересненького, чтобы потом надеяться на то, что спектакль попадёт в репертуар. Мы за короткий срок должны успеть сделать что‑то цельное».

Александр Гостюхин Александр Гостюхин / Фото: Павел Колядин

«Каждый театр – свой уникальный организм»

Александр Гостюхин, как говорит он сам, только начинает знакомиться с театральной Россией. Режиссёрскую специализацию он получил в театре «Школа современной пьесы» (сейчас – Театр на Трубной), студентом ставил спектакли, в том числе в одном из любительских театров.

По его мнению, режиссёрская лаборатория – удачный формат для знакомства постановщика с тем или иным театром. 

«Это всегда интересно – приехать и посмотреть, чем театр живёт. Потому что есть такое абстрактное понятие «театры России», а на самом деле каждый театр – свой уникальный организм, и в нём свои, уникальные актёры, и ты встречаешься с отдельным миром. Это интересная и всегда непредсказуемая встреча: может, что‑то сложиться, а может, и не сложиться. Ради такого риска уже стоит попробовать», – рассказал Гостюхин.

На сцене – эксперимент. В Белгородской драме работает режиссёрская лаборатория ГИТИСа - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Для постановки он выбрал фрагмент из гоголевского «Вия»

«Это материал, который почему‑то в те или иные периоды достаточно много всплывал в моей жизни, – поделился режиссёр. – Я видел, как некоторые режиссёры ставят «Вия», и мне было интересно попробовать рассказать эту историю всё‑таки с какой‑то своей точки зрения».

На сцене – эксперимент. В Белгородской драме работает режиссёрская лаборатория ГИТИСа - Изображение Фото: Павел Колядин

 

На репетиции истина рождается из обсуждений.

«У режиссёра есть концепция и своё видение, но всё равно какие‑то вещи найдут и сделают спектакль интересным для себя актёры. И с актёрской стороны следует много интересных предложений. В таком сотворчестве, мне кажется, и рождается что‑то хорошее», – отметил режиссёр.

На сцене – эксперимент. В Белгородской драме работает режиссёрская лаборатория ГИТИСа - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Вместе с артистами Гостюхин добавляет красок в сцены и наполняет их смыслами:

«Принести ведро с водой, чтобы он мог умыться. Полотенце или что ещё?»

«Или на него плеснуть!»

«Или чтобы он попил и умылся колодезной водой!»

На сцене – эксперимент. В Белгородской драме работает режиссёрская лаборатория ГИТИСа - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Это товарищи Хомы Брута готовятся навестить его в церкви, где он вторую ночь читал над панночкой молитвы.

«Как мне кажется, важно, чтобы сотник пришёл и поговорил со своей дочкой, – подметил по ходу репетиции режиссёр. – Он даёт ей свободу выбора: «Ладно, дочка, ты в это ввязалась». Но он её любит». 

На сцене – эксперимент. В Белгородской драме работает режиссёрская лаборатория ГИТИСа - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Как и его коллега, Гостюхин познакомился с белгородскими артистами сначала заочно.

«Познакомиться издали и познакомиться, когда ты здесь, – две абсолютно разные вещи. Ты можешь видеть картинки, афиши, фотографии людей, но ты не видишь, какие они. Как бы ты ни готовился, всегда встречаешься с чем‑то более интересным. Картинки – это одно. А чем живёт театр – другое. Тем более в Белгороде, где люди, что восхищает, несмотря на опасность, делают своё дело», – заключил он. 

Оксана Придворева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×