На сцене – эксперимент. В Белгородской драме работает режиссёрская лаборатория ГИТИСа
С 22 по 30 октября три режиссёра – выпускники ведущего театрального вуза страны – репетируют с артистами БГАДТ имени М. С. Щепкина эскизы к трём спектаклям
-
Статья
-
Статья
10 дней напряжённой работы, классика отечественной драматургии и пьеса современного автора. Антон Городецкий взял для постановки отрывок из «Вечно живых» Виктора Розова, Евгений Мартынов готовится представить художественному совету и зрителям «Лодочника» Анны Яблонской, а Александр Гостюхин работает над фрагментом из гоголевского «Вия».
В один из репетиционных дней в режиссёрской лаборатории побывала «БелПресса».
Ответить на вопрос
— …Кому недавно благодарность вынесли? Тебе или Кузьмину?
— Ты работаешь на заводе государственного значения… Возвращаешься к нему активно.
Артисты Белгородской драмы Дарья Купавцева и Руслан Желудков вместе с Антоном Городецким буквально проживают первую картину из пьесы «Вечно живые» Виктора Розова.
В Москве Городецкий работает в театре-ателье «Нуар», в труппе которого – выпускники Центра Михаила Чехова. Как режиссёр-постановщик, он сотрудничал с Ярославским ТЮЗом им. В. С. Розова и Русским театром драмы и комедии Карачаево-Черкесской Республики. В последнем он поставил спектакль «Материнское поле» по Чингизу Айтматову. Городецкий признаётся: тема войны для него занимает особое место, поэтому даже для постановки фрагмента спектакля в БГАДТ им. Щепкина он предложил как один из вариантов пьесу «Вечно живые».
«Розов для меня – особый автор. Я с него начинал, это была моя первая самостоятельная работа в качестве актёра: мы показывали с товарищем его «В поисках радости», и нас смотрел Олег Павлович Табаков. Потом эта же пьеса стала моей первой полноценной режиссёрской работой в Ярославском ТЮЗе. И я подумал, что можно исследовать Розова дальше, тем более что произведение актуальное для нынешнего времени», – рассказал Антон Городецкий.
Режиссёрская лаборатория ГИТИС проходит в белгородском драмтеатре благодаря творческим связям вуза и учреждения культуры. Перед тем как начать работу, приехавшие в Белгород режиссёр встретились и обсудили её с руководством театра, затем они познакомились с артистами и распределили роли.
Антон Городецкий поделился: до приезда успел познакомиться с труппой, посмотрев фотографии, отрывки спектаклей Белгородской драмы.
«Мы, можно сказать, делили артистов между собой. Потому что увидеть по фотографиям на сайте – это одно, а на деле – совершенно по‑другому. Некоторые артисты были интересные, поэтому и думаешь: жаль, у меня персонажа такого нет, я бы с этим человеком поработал», – рассказал он.
Для эскиза режиссёр выбрал линию Вероники и Бориса.
«Я решил не брать много артистов и взять меньший объём, но больше проработать его, больше времени на это потратить. Тут идёт первая, она и единственная в пьесе, их сцена, – прокомментировал Антон Городецкий. – Есть ещё одна линия – Марка (в его роли актёр Виталий Чикалов – прим. авт.) и Вероники. Для меня и, как я прочёл в интернете, для многих один из самых больших вопросов: по какой причине Вероника выйдет замуж за Марка? Там догадки разные, но у меня есть моя очень конкретная версия – она жёсткая, и мы эту версию и будем прорабатывать. Я попытаюсь предложить свой вариант, почему вышло то, что вышло».
Творческая лаборатория завершится 31 октября показом подготовленных эскизов. Возможно, позднее полноценные спектакли по этим пьесам пополнят репертуар белгородского драмтеатра им. Щепкина. Антон Городецкий признался: это желание каждого режиссёра, участвующего в подобных лабораториях.
«Но я хотел бы, чтобы и спектакли моих коллег сложились. У них школа хорошая, и спектакли должны быть хорошими», – рассказал он.
Куда уходит любовь
Евгений Мартынов занимался в ГИТИСе в мастерской народного артиста России Александра Галибина. С артистами Белгородской драмы он репетирует отрывок из пьесы «Лодочник» Анны Яблонской. И сейчас главный герой – безымянный Сторож (Илья Васильев) – знакомится с Женщиной с косой (Оксана Катанская) и рассказывает ей свою нехитрую биографию, трудовую и любовную.
Кто‑то называет «Лодочника» сказкой для взрослых, кто‑то комедией. Оксана Катанская рассказала: вместе с режиссёром артисты будут отвечать на вопрос «Куда из жизни уходит любовь?».
По её словам, режиссёрская лаборатория стала для артистов своего рода экспериментом. Подготовку эскизов они совмещают с репетициями и показами выездных и стационарных спектаклей.
«Для нас молодые режиссёры – это всегда интересно и всегда событие, тем более в наше время. С одной стороны, это ещё не спектакль для зрителя, когда есть какой‑то страх не оправдать ожиданий, не дотянуться до себя, подвести артистов, – поделилась актриса. – Здесь больше именно про эксперимент, какое‑то новое дыхание. Ну и, естественно, очень ответственная у режиссёров миссия, потому что мы все ждём, чтобы это было интересно. И зрители, которые попадут на этот показ, будут ждать чего‑нибудь интересненького, чтобы потом надеяться на то, что спектакль попадёт в репертуар. Мы за короткий срок должны успеть сделать что‑то цельное».
«Каждый театр – свой уникальный организм»
Александр Гостюхин, как говорит он сам, только начинает знакомиться с театральной Россией. Режиссёрскую специализацию он получил в театре «Школа современной пьесы» (сейчас – Театр на Трубной), студентом ставил спектакли, в том числе в одном из любительских театров.
По его мнению, режиссёрская лаборатория – удачный формат для знакомства постановщика с тем или иным театром.
«Это всегда интересно – приехать и посмотреть, чем театр живёт. Потому что есть такое абстрактное понятие «театры России», а на самом деле каждый театр – свой уникальный организм, и в нём свои, уникальные актёры, и ты встречаешься с отдельным миром. Это интересная и всегда непредсказуемая встреча: может, что‑то сложиться, а может, и не сложиться. Ради такого риска уже стоит попробовать», – рассказал Гостюхин.
Для постановки он выбрал фрагмент из гоголевского «Вия».
«Это материал, который почему‑то в те или иные периоды достаточно много всплывал в моей жизни, – поделился режиссёр. – Я видел, как некоторые режиссёры ставят «Вия», и мне было интересно попробовать рассказать эту историю всё‑таки с какой‑то своей точки зрения».
На репетиции истина рождается из обсуждений.
«У режиссёра есть концепция и своё видение, но всё равно какие‑то вещи найдут и сделают спектакль интересным для себя актёры. И с актёрской стороны следует много интересных предложений. В таком сотворчестве, мне кажется, и рождается что‑то хорошее», – отметил режиссёр.
Вместе с артистами Гостюхин добавляет красок в сцены и наполняет их смыслами:
«Принести ведро с водой, чтобы он мог умыться. Полотенце или что ещё?»
«Или на него плеснуть!»
«Или чтобы он попил и умылся колодезной водой!»
Это товарищи Хомы Брута готовятся навестить его в церкви, где он вторую ночь читал над панночкой молитвы.
«Как мне кажется, важно, чтобы сотник пришёл и поговорил со своей дочкой, – подметил по ходу репетиции режиссёр. – Он даёт ей свободу выбора: «Ладно, дочка, ты в это ввязалась». Но он её любит».
Как и его коллега, Гостюхин познакомился с белгородскими артистами сначала заочно.
«Познакомиться издали и познакомиться, когда ты здесь, – две абсолютно разные вещи. Ты можешь видеть картинки, афиши, фотографии людей, но ты не видишь, какие они. Как бы ты ни готовился, всегда встречаешься с чем‑то более интересным. Картинки – это одно. А чем живёт театр – другое. Тем более в Белгороде, где люди, что восхищает, несмотря на опасность, делают своё дело», – заключил он.
Оксана Придворева