Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
03 августа 2023,  01:44

Белгородцы узнали, как реставрируют и восстанавливают старые фильмы

Белгородцы узнали, как реставрируют и восстанавливают старые фильмыАндрей Мякотин: «Наша задача не только сохранить картину, но и показать её как можно большему количеству народа»Фото: Маргарита Грачёва
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

В летнем театре «Ривьеры» прошла интеллектуально-просветительская встреча «Тайны города кино». Её провёл заместитель генерального директора Госфильмофонда РФ, популяризатор киноискусства Андрей Мякотин. Он рассказал, как сотрудники фонда сохраняют старые ленты, и привёз для зрителей отреставрированную режиссёрскую версию фильма Глеба Панфилова «Начало».

Посмотрел 37 раз

«Ни разу не был в Белгороде, хотя давно хотел посетить ваш город. И тут такой прекрасный повод, что, несмотря на напряжённую обстановку, без раздумий решил ехать. Вообще история Госфильмофонда началась ещё в 30-е годы. Иосифу Сталину сильно нравился фильм «Чапаев», он посмотрел его 37 раз. После очередного показа он заметил, что на плёнке появилось много дефектов и полос. Тогда Сталин спросил режиссёров: «Почему вы не можете сделать несколько копий фильма?» Ему ответили, что их попросту негде хранить. После этого Сталин издал указ о создании фильмохранилища. Так появился наш киноархив», – рассказал Андрей Мякотин.

Долгое время не могли выбрать место. Сначала решили сделать отдельный корпус на территории киностудии «Мосфильм», однако затем перенесли строительство в подмосковный посёлок Белые Столбы. В 1948 году Госфильмофонд официально открыли и начали привозить в него все фильмы СССР.

Сейчас его территория занимает 170 га, на ней расположены 19 фильмохранилищ для киноплёнки и 3 помещения для хранения бумажных материалов и аналоговых носителей информации. Здесь же находится фестивальный центр, функционирующий как кинотеатр с возможностью демонстрации архивных лент на плёнке 35 мм и 70 мм.

Главный враг – пыль

«После изобретения киноплёнки, в конце XIX начале – XX века, появилось несколько её видов. Обычный стандарт – 35 миллиметров. В больших городах были широкоформатные кинотеатры, где плёнки доходили до 75 миллиметров. Сейчас это называется IMAX. Раньше проекцию с киноплёнки показывали непосредственно на экран с помощью киноаппаратов – на неё падал свет, и изображение транслировалось. Так было везде и всегда до прихода новых цифровых технологий. В те времена большинство фильмов снимали на нитроплёнку, но когда она усыхала, то превращалась в сухой порох и в любой момент могла самовоспламениться. У нас в хранилище находится около 30 % нитроплёнки. Она запечатана в специальных кабинках, каждая из которых оборудована «противовзрывным выходом», системой пожаротушения и подачи воздуха», – сообщил Андрей Мякотин.

В хранилищах с фильмокопиями поддерживают температуру от 10 до 15 градусов, влажность – 50 %. Важно не допускать резких перепадов, ведь самое страшное для плёнки – перемещение из холода в тепло. Поскольку в ней содержится желатин, то образующийся конденсат может привести к склеиванию кадров.

«Для восстановления и хранения плёнки нужно периодически проверять. Первое, на что мы смотрим, – пыль. С помощью ультразвуковой очистки удаляем всё лишнее. Со временем плёнка может усыхать. Чтобы сохранить её и потом продемонстрировать на экране, мы используем аппараты для увлажнения», – рассказал замдиректора.

Он сообщил, что в Госфильмофонде на протяжении 75 лет работает целый научный отдел, который ­изучает фильмокопии, историю синематографа и кинематографа и рассказывает об этом людям:

«К каждому фильму нужно найти дополнительную информацию. Где‑то мы не знаем, кто играл главного героя, где‑то не знаем режиссёра. Проводится научно-исследовательская деятельность для выяснения всех деталей. Одна из наших последних отреставрированных работ – французский фильм «Танцовщица Шивы» 1910 года. Долгое время картина считалась утраченной, но оказалось, что она хранилась у нас под дореволюционным названием «Жрица богини любви». Ленту восстановили и представили зрителям».

Помимо киноархива, в фонде ведут и бумажный, в котором около полумиллиона документов. В Советском Союзе сдавали на хранение не только плёнку, но и целое дело вместе с ней. В него входили монтажные листы, отдельно записанная фонограмма, фото со съёмок, рекламные плакаты и многое другое. В таких хранилищах находится вся история советского кино.

«Ещё у нас есть трофейные фильмы. В 1945 году привезли целую коллекцию из немецкого архива, в ней были и американские, и европейские картины, а особую ценность представляла военная хроника. Партийное руководство долго думало, уничтожить кадры или оставить. Решили всё‑таки уничтожить. Но потом хроника понадобилась для доказательств в Нюрнбергском процессе, затем Михаил Ромм использовал её в своём фильме «Обыкновенный фашизм». В конце концов, её удалось сохранить», – рассказал Андрей Мякотин.

Всё в «цифру»

С началом процесса цифровизации кинотеатры начали показывать фильмы с проекторов, а не со старых киноаппаратов. Сотрудники фонда тоже к нему присоединились.

«В киносообществе долгое время идут научные споры о том, что является основным носителем. По статистике, плёнка существует уже 120 лет и до сих пор сохранилась, на неё продолжают снимать фильмы. А, например, DVD-диски и кассеты пропали. Мы сейчас участвуем в нацпроекте от Минкультуры по оцифровке, в год обрабатываем более 5 тысяч фильмокопий. Наша задача не только сохранить картину, но и показать её как можно большему количеству народа. Плёнку не повозишь по регионам и не продемонстрируешь зрителю», – сообщил спикер.

В Госфильмофонде работает целый реставрационный цех. Экспертный совет от Министерства культуры формирует годовой план: какие фильмы нужно отреставрировать и представить на показ. С этого момента начинается сложная и кропотливая работа.

Сотрудники достают из холодильника нужную плёнку и отправляют на карантин на два–три дня. После её осматривают, при необходимости проводят ультразвуковую чистку. Также фильмокопия проходит процесс увлажнения. Цветные киноплёнки увлажняют не более трёх дней, чёрно-белые – 5–6. Когда все процедуры завершены, фильм попадает в аппарат для оцифровки, где каждый кадр переводят в электронный вариант.

После перевода в «цифру» начинается процесс реставрации с помощью специального программного обеспечения. Сотрудники убирают все царапины и полосы. Киноаппарат часто даёт на плёнке эффект дёрганья, кадр выравнивают с помощью стабилизации картинки. Дальше – проверка цвета, так как со временем фильмы выгорают, становятся коричневыми, чёрными, жёлтыми, и непонятно, как они выглядели изначально.

«Во время цветокоррекции мы пытаемся найти режиссёров или операторов, работавших над картиной. Если они ещё живы, привлекаем их к процессу, спрашиваем, какая изначально была задумка по цвету. В 30–40 % случаев нам удаётся всё узнать. После реставрации кадров начинается восстановление звука. Меня часто спрашивают о продолжительности реконструкции. Над каж­дым фильмом у нас работает около 20 человек, и всегда процесс длится по‑разному. Например, картину «Начало» реставрировали около трёх месяцев», – рассказал Андрей Мякотин.

На высоком уровне

Встреча проходила в формате диалога. Все желающие могли задать интересующие вопросы. Один из зрителей спросил:

— Как вы относитесь к колоризации (преобразование чёрно-белого фильма в цветной. – Прим. авт.) советской классики?

— Моё личное мнение – должен быть оригинал. Мы должны реставрировать фильмокопии и представлять их в первоначальном виде. А колоризация фильмов для меня недопустима, но каждому своё. Есть любители и таких проявлений, – ответил замгендиректора.

В завершение встречи белгородцы посмотрели фильм «Начало». В своё время картина имела большой зрительский успех, за первый год её увидел 21 млн человек.

«Я очень люблю советские картины, а тут представилась такая уникальная возможность посмот­реть на большом экране знаменитый фильм Панфилова. Это непередаваемые ощущения. Изображение, звук – всё на таком высоком уровне, никогда не подумаешь, что его сняли более 50 лет назад. Работа просто колоссальная. Ну а сам фильм – это легенда. «Начало» – это актуальное и волнующее кино, оно не утратило своё значение и сегодня. Картина обязательно заслуживает внимания, и одного просмотра недостаточно, чтобы полностью осознать все смыслы, заложенные в фильме. Задумка, сценарий, картинка – всё продумано до мелочей, и это прекрасно», – поделилась впечатлениями от встречи белгородка Светлана Фёдорова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×