Две банки фильма. Что смотрели чернянцы в кинотеатрах 40 лет назад
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Техник Чернянского центра молодёжных инициатив Анатолий Объедко – творческий и разносторонний человек. У мужчины различные хобби: он собрал большую коллекцию кинопроекторов и старинных механических часов, а также много лет увлекается фотосъёмкой. И работа Анатолия Николаевича не менее интересна. Более 40 лет он связан с киносферой, а в 1980-х годах трудился заместителем директора местного кинотеатра «Космос». «Белгородской правде» он рассказал, как в советское время работала районная киносеть.
И настройщик, и учитель
«Моя первая профессия с кино никак не связана, – рассказывает Анатолий Объедко. – После школы я поступил в училище, где готовили все виды строительных специальностей. Так что я и каменщик, и монтажник, и бетонщик, и в какой‑то мере плиточник».
Несколько лет я проработал в Сочи. Строили заводы, жилые дома, корпуса санаториев и другие объекты. А в 1962 году с супругой переехали в Чернянку, так как там жили её родители.
Какое‑то время и здесь работал на стройке, а затем меня пригласили на должность директора в сельский Дом культуры в Морквино (сейчас это микрорайон Чернянки) и одновременно направили в Белгородское училище культуры. Тогда там было экспериментальное отделение кино- и фотоизобразительного искусства и операторского мастерства. Нам преподавали киносъёмку и обучили неплохо.
На защиту дипломной работы я сделал документальный фильм о ветеране Великой Отечественной войны Николае Никольском, который в своё время заведовал краеведческим музеем. После защиты фильм неделю крутили в Чернянке, а потом забрали в училище в качестве наглядного пособия.
После учёбы устроился фотокорреспондентом в районную газету и диктором местного радиовещания, а затем – в кинотеатр «Космос», где меня взяли сразу на должность заместителя директора.
В то время там работал мой наставник Анатолий Иванович Сорокин – мастер-электротехник. Под его руководством я хорошо освоил киноаппаратуру, и когда он ушёл, уже знал разные тонкости.
Всё свалилось на меня: ремонт аппаратуры, замена, доставка, настройка, регулировка, а также обучение киномехаников. Но мне не было сложно, так как я уже основательно всё это знал.
Кстати, я был единственным в кинотеатре, у кого было профильное образование. А в основном парни ездили в Белгород, там сдавали экзамен и получали удостоверение на право работы демонстратором или киномехаником. Если первый только запускает кинопоказ, то второй должен уже разбираться в техническом устройстве кинопроектора и уметь при необходимости, к примеру, заменить лампу.
Про «Дисней» не слыхали
«Чернянский кинотеатр «Космос» был построен по типовому проекту. Такие же, кажется, имелись в Короче и в Борисовке. В восьмидесятые годы в нём функционировал один зал, который никогда не пустовал. В кассовом зале работало два окошка, и очередь к ним стояла такая, что некоторым людям приходилось ожидать на улице».
Бывало, что вовсе невозможно взять билет на фильм. Тогда люди записывались на следующий сеанс. А на табло даже не успевали менять информацию о том, на какое кино ещё есть места, а на какое нет.
Кинотеатр работал семь дней в неделю, ежедневно проходило по четыре–пять сеансов. У администрации в субботу и воскресенье был выходной, но техслужба работала всегда – посменно.
Репертуар по большей части состоял из отечественных фильмов, но крутили также американские, немецкие, французские, итальянские. А ещё люди с удовольствием ходили на индийское кино с красивыми яркими кадрами, зажигательными песнями и танцами. Популярна была и военная тематика. Для детей всегда демонстрировали какие‑либо советские мультики. Про «Дисней» тогда и не слыхивали.
На базе кинотеатра действовал отдел по обслуживанию сельских киноустановок, была своя ремонтная мастерская, а если в наших условиях ремонт провести не получалось, везли аппаратуру в Белгород в большую специализированную мастерскую.
Восточный и западный круг
«В Белгороде работала контора кинопроката, в которой собирался кинофонд для области. Мы звонили туда и говорили, что люди просят такой‑то и такой‑то фильмы, и нас ими снабжали».
В определённый день или несколько раз в неделю мы забирали из областного центра киноленты для нашего района, в том числе и для сельской местности. Они были разные, так как в районном кинотеатре использовались большие стационарные киноустановки, а в сёлах – переносные, поменьше.
Мы привозили на грузовых машинах по 30 банок с плёнкой. Один фильм состоял из 7–12 частей, то есть разных плёнок. В одну банку упаковывалось по 5–6 частей фильма. Таким образом один фильм помещался в две банки.
В Чернянке за них брался человек, ответственный за расписание показов кинокартин по сёлам. Работало это так: специалист привозил, к примеру, в Ездочное какой‑то новый фильм, забирал тот, что там шёл, и вёз его на следующую киноустановку, допустим, в Холки. Оттуда забирал другой фильм и отвозил его ещё в одно село, и так по кругу. Было два таких кольца, которые мы называли восточным и западным кругами. Загруженная машина выезжала в десять утра, а возвращалась уже поздно вечером.
Когда контору кинопроката перевели в Старый Оскол, мы брали фильмы уже оттуда. Нам заранее сообщали, что почтовым поездом к нам пошёл груз из 30–40 банок, и от почты мы забирали их на машине.
По два поста
«В ширину плёнка могла быть 16-миллиметровой, которую тогда называли телевизионной, так как её легче было перемещать. Однако для такой нужен особый кинопроектор».
Основная масса плёнок имела ширину в 35 миллиметров. А ещё делали фильмы на широкоформатной 70-миллиметровой. Но у нас больших кинопроекторов для таких фильмов не было, так как наше кинооборудование требовалось перемещать по сёлам.
35-миллиметровый кинопроектор быстренько собрал, погрузил банки с плёнкой и детали на машину или лошадку и поехал в следующий населённый пункт. Это называлось кинопередвижкой, которая специально предназначалась для демонстрации фильмов в помещениях, не оборудованных стационарными кинопроекторами.
На кинопроекторах было по две бабины, и во время показа с верхней бабины плёнка перематывалась на нижнюю. Получалось, что в следующий раз эта часть фильма запустилась бы с конца. Чтобы этого не происходило, киномеханик клал плёнку на перемоточный стол, включал его, и плёнка возвращалась на начало, пока сам он занимался другими делами.
Кинопроекторы всегда работали по два. Это называлось два поста. Когда в одном заканчивалась плёнка, механик быстренько включал второй с уже заряженной. А первую плёнку ставил на перемотку. Потом опять включал первый
проектор и т. д.
На одном проекторе киномеханики работали разве что в 1950-х годах. Закончится плёнка, и специалист перезапускает следующую на том же агрегате. В это время в зале включается свет, и народ уходит на перекур. Таким образом фильмы могли идти по три часа.
Если в районном кинотеатре работали кассы, то в сёлах билеты в кино продавал сам киномеханик. После сеансов он высыпал мелочь из мешка и писал отчёт о выручке. Правда, особой прибыли кинопередвижка не приносила из‑за затрат на бензин и электроэнергию, но о наживе в те годы думали гораздо меньше.
Цифра вместо плёнки
В 2015 году в здании кинотеатра открылся Центр молодёжных инициатив, и кинозал вошёл в его структуру. А я сейчас работаю техником, занимаюсь настройкой и ремонтом оборудования. Также на мне хозяйственные вопросы: крыша, вода, потолок, стёкла, двери, канализация, утепление и всё в этом роде.
В бывшем кинотеатре провели реконструкцию и установили цифровую аппаратуру. В зале поставили 230 мягких кресел, вместо трёх динамиков повесили 27 тыловых, фронтовых и боковых со звуком Dolby, а экран стал способен показывать 3D-картины, так что жители посёлка, как и 30–40 лет назад, с удовольствием посещают показы новинок мирового кинематографа.