Почему возиться в песочнице полезно в любом возрасте
О песочной терапии «Белгородской правде» рассказала психолог Мария Рязанова
-
Статья
-
Статья
Знаете ли вы, что обыкновенный песок может выдать ваши секреты, рассказав о проблемах с окружающими и тайных страхах? Но при одном условии: если рядом психолог, занимающийся песочной терапией. Оказывается, созданные вроде бы спонтанно фигурки и замки из сыпучего материала – источник ценной информации об их творце.
Своя энергетика
О песке как средстве лечения впервые заговорил швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг. Это ему принадлежит известная фраза: «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум». На основе теории Юнга его ученица Дора Калф в конце 1950-х годов создала метод, который сегодня применяют для работы как с детьми, так и со взрослыми, – песочную терапию.
Психологи утверждают, что занятия с песком благотворно влияют на человека: избавляют от негативных переживаний и порой помогают найти пути решения проблем.
«Песок – удивительный материал. Вспомните, как приятно по нему ходить, погружать в него руки, пропуская песчинки через пальцы. Мельчайшие частицы активизируют чувствительные нервные окончания на их кончиках, – говорит Мария Рязанова. – Благодаря тому, что задействованы мелкая моторика рук, координация, пластика и другие факторы, работа с песком способствует гармонизации психического состояния детей, их общему развитию.
Песочную терапию Мария Рязанова использует в работе с маленькими пациентами и считает её идеальной для раскрытия внутреннего мира ребёнка. Часто на приёме психологи просят ребёнка что‑либо нарисовать, чтобы определить его душевное состояние. Но случается, малыш отказывается, потому что не любит рисовать или боится, что у него плохо получится.
«Песочные рисунки, в отличие от тех, что на бумаге, не требуют никаких умений. Можно быстро исправить ошибку, и для детей в тревожном состоянии, которые боятся сделать что‑либо не так, это очень важно, – говорит специалист. – Кроме того, маленьким пациентам трудно высказывать словами свои переживания, а они бывают слишком болезненными, и песочные композиции делают это за них».
Найти гепарда
Работа с песком для каждого ребёнка индивидуальна – в зависимости от того, какие цели ставят педагоги и родители, чего они ждут от терапии.
Со стороны кажется, что психолог просто играет с ребёнком.
Вот они скользят ладонями по поверхности песка, длинными струйками сыпят его с высоты. Что тут особенного?
«Для непосвящённого человека ничего, но я вижу, как от сеанса к сеансу проходит спазмированность кистей, как ребёнок расслабляется и успокаивается», – рассказывает Мария Рязанова.
Бывает, некоторых детей, воспитанных на гаджетах, песочница ставит в тупик.
«Они спрашивают у меня, что с песком делать, – продолжает психолог. – Мы вместе пересыпаем его в руках, строим лабиринты, рисуем узоры, и на следующих занятиях дети увлечённо играют сами».
Специалисты условно подразделяют манипуляции с песком на три типа. Первый – скольжение ладонями по поверхности песка в разных направлениях. А чтобы было интересно, ребёнку предлагают найти спрятанную в песке игрушку –
для этого нужно пройти путь змейкой, линией, зигзагом.
Далее – проникновение вглубь песка, и здесь немало вариантов. Ребёнок выбирает игрушки определённого цвета и засыпает их песком, а затем вспоминает, где они и какого цвета. Либо он должен ответить, какого пальца руки, погружённой в песок, коснулся психолог.
И, наконец, чтобы выполнить некоторые задания, надо иметь базовые знания, ориентироваться в пространстве. Попробуйте, например, догадаться, что за пятнистый рекордсмен по бегу спрятался в сыпучей горке (гепард, оказывается). Так что песочная терапия – это и коррекционная, и образовательная деятельность.
«Любые действия с песком успокаивают, это приятное медитативное занятие. Оно показано не только детям, но и взрослым, склонным к повышенной тревожности, излишним переживаниям, апатии и депрессии», – утверждает психолог.
Куличики для спокойствия
Самое ответственное для специалиста – анализ песочных сюжетов. Для их создания в ход идут небольшие игрушки, дидактические наборы. А главное действующее лицо, кем бы оно ни было – сказочным героем или нарисованной парой штрихов рыбкой, – расскажет о состоянии ребёнка откровенно и доверительно.
«Прошу для рыбки сделать и украсить домик, узнаю, кто с ней будет жить и чего она боится. Ребёнок всегда ассоциирует себя с главным героем, и если в его придуманном домике нет даже мамы и он окружает его мрачным каменным забором, есть о чём задуматься и с чем работать», – поясняет Мария Рязанова.
Но главное произошло: негатив вербализован. Психолог и ребёнок начинают рассуждать, изменяют песочную картину и сочиняют сюжет со счастливым концом, что даёт важный терапевтический эффект.
Не только дети, но и взрослые с помощью маленьких фигурок в песочнице проигрывают волнующие их ситуации, смотрят на жизнь как будто со стороны. И, ответив с помощью специалиста на вопросы о причинах происходящего, нередко находят решение.
«Песочная терапия даёт возможность обойти защитные механизмы психики человека и помочь ему в форме игры или творчества рассказать о том, что его волнует. Когда человек находит объяснение своим переживаниям, он успокаивается, обретает чувство определённости и подсознательно настраивается на изменения, – говорит специалист. – Поэтому сегодня песочная терапия с успехом применяется в гештальт — и арт-терапии, семейной психотерапии, когнитивно-поведенческом подходе.
Совет от психолога: на морском или речном берегу позвольте себе ненадолго впасть в детство. Постройте замок или лепите куличи и пирожки, пересыпайте песок из ладони в ладонь, рисуйте узоры. Если после этого вам станет спокойнее, считайте, что песочная терапия помогла и вам.
Елена Мирошниченко