Мама Валя. За что шебекинские студенты любят своего преподавателя
Мастер производственного обучения Шебекинского агротехнического ремесленного техникума Валентина Хоменок рассказала «Белгородской правде», как находит подход к каждому ученику
-
Статья
-
Статья
Её педагогический стаж работы – более 30 лет. За заслуги в области образования РФ награждена нагрудным знаком «Почётный работник начального профессионального образования», имеет звание «Ветеран труда». Не раз Хоменок сталкивалась с трудными студентами, но благодаря любви и доброте смогла найти с ними общий язык.
Хороший пример
«Валентина Анатольевна – настоящий педагог, сильная, умная, человечная. Её труд невозможно оценить разрядами и квалификациями. Таких называют просто – преподаватель с большой буквы». Эти и другие слова благодарности обучающиеся группы 3С Шебекинского техникума выразили в своём письме в редакцию газеты.
Валентина Хоменок окончила Воронежский индустриально-педагогический колледж и по направлению отправилась в Белгород. В городе мест не оказалось, и её перевели в Шебекино. Так с 1987 года она начала работать в техникуме, где продолжает трудиться и сегодня. В 2009 году окончила БГТУ им. Шухова по направлению «Безопасность технологических процессов и производств».
«Даже рассказывать нечего, всю жизнь провела здесь. Это дорогое для меня место, – рассказывает Валентина Анатольевна. – Детей я люблю, не могу без них и отношусь всегда как к родным. Некоторые люди различают чужих и своих, но для меня они все свои. Всегда мечтала усыновить ребёнка, но не получилось».
Среди её студентов есть сироты и дети из малообеспеченных семей.
«Мы проводим теоретическое и практическое обучение ребят. У нас нет простых педагогов, у каждого обязательно должна быть рабочая профессия. У меня их несколько: каменщик, штукатур, маляр и другие. Могу не только рассказать, но и показать свои навыки. Нужно уметь делать всё, что преподаёшь. А то студенты послушают тебя и скажут: «Ну, Валентина Анатольевна, вы всё рассказали, а дальше что?» И будешь стоять и молчать. Мы всё выполняем вместе, например, изучаем кирпичную кладку, значит, после теории вместе идём класть камень», – говорит педагог.
Хоменок вместе со студентами участвует во многих конкурсах. В этом году её воспитанник Владислав Куприхин занял 1-е место на региональном этапе Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству «Профессионалы» в компетенции «Кирпичная кладка».
«Моя жизнь – это мои дети. Всегда радостно и приятно смотреть на их достижения. В 2023 году выпускалась сложная группа. Но все ребята молодцы, справились с экзаменами, двое поступили в БГТУ им. Шухова – Михаил Шутов и Дмитрий Тарасов», – отмечает педагог.
Вместе с Михаилом они прошли заочный этап Всероссийского конкурса «Идеи, преображающие города» и получили приглашение в Москву. Но поехать не получилось:
«Будем стараться в следующем году попасть. Участвую во многих испытаниях не только совместно с детьми, но и самостоятельно – студентам надо подавать хороший пример. Ребята занимаются всем, времени сидеть на месте нет. Особенно сейчас, в период цифровизации, появилась возможность дистанционно осваивать различные курсы. Педагоги часто ездят на обучение в Белгород, недавно прошли занятия по работе на 3D-принтере. У нас стоят профессиональные модели в техникуме, с их помощью что угодно можно сделать, даже дом построить».
Найти свой ключик
Валентина Хоменок считает, что главное в работе с детьми – найти правильный подход:
«Всегда была активной, энергичной, на одном месте усидеть сложно было. Некоторые педагоги могут вести себя правильно, казаться добрыми, но дети всегда чувствуют фальшь в общении. Особенно ребята с ОВЗ, ведь они чистые душой, и если к ним применить наигранную доброту, вмиг тебя раскусят, доверия не будет».
Но и строгость Хоменок проявить может. Нужно просто знать, в какой момент её включить или, наоборот, сдержать.
«У нас училась девочка с ОВЗ. Мы как‑то вышли с группой на уборку территории, а ей не хотелось этого делать, она начала злиться, кричать, бросать инвентарь. Если бы я к ней строго обратилась, она бы меня не послушала и ещё больше рассердилась бы. Я к ней по‑другому решила подойти. Знаю же уже её семью, биографию. Назвала её по имени ласково и говорю: «А расскажи‑ка мне, есть ли у твоего дедушки котята или другие домашние животные?» Она сразу изменилась в лице, радостно так отвечает: «Да, недавно кошка принесла малышей, есть ещё курочки». И дальше начинает рассказывать, уже не злится. Затем спрашиваю: «Скажи, а жених у тебя есть?» А это же их любимая тема. И всё, она берёт грабли, идёт территорию убирать и весело тараторит про свою жизнь. Другие смотрят и недоумевают, как это произошло, только же кричала. А я ничего сверхъестественного не сделала, просто поговорила, проявила внимание. И всё, девочка спокойно убрала нужный участок. И так с каждым – нужно найти свой ключик», – делится Валентина Анатольевна.
Все, кто учился в школе или колледже, знают, что часто ребята между собой придумывают для преподавателей разные забавные прозвища, а иногда и оскорбительные. Всё зависит от самого учителя.
«Я долго не знала, что для меня студенты придумали. Как‑то вышла из кабинета, а возвращаясь обратно, услышала: «Тихо, тихо, сейчас мама Валя придёт». Как приятно было слышать эти слова», – поделилась Валентина Хоменок.
Её правило – не просто учить детей, а любить. Конечно, иногда нужно проявить какую‑то хитрость или, наоборот, материнскую заботу. Валентина Анатольевна скромно говорит, что у неё как‑то само собой получается находить нужные слова для ребят.
«У нас прекрасный коллектив, и я счастлива, что у меня такое учебное заведение. Горжусь, что здесь работаю, своими детьми. Хорошо, что не ошиблась и выбрала правильный путь. Мне радостно, что я и сама могу что‑то сделать, и детей научить. Например, работаю на даче, сын кричит: «Мам, ну что ты делаешь, спина же больная». Отвечаю: «Я веду кирпичную кладку, мне надо тренироваться», – говорит педагог.
Плохих не бывает
Несмотря на напряжённую обстановку, уезжать Валентина Анатольевна из Шебекино никуда не собирается:
«Я поехала на время к сыну в гости в Москву, когда были сильные обстрелы в июне. Он уговаривал остаться совсем, обещал и работу найти. Но я не хочу никакую другую, мне нравится мой техникум. Это моё. Здесь каждый кустик и дерево уже родные. Нам ремонт в мастерских сделали, красота просто. Как тут уехать».
В 2021 году в техникуме отремонтировали четыре помещения для уроков по «Ландшафтному дизайну», «Сухому строительству и штукатурным работам», «Кирпичной кладке» и «Электромонтажу». На закупку современного оборудования выделили 39 млн рублей. Реконструкция прошла по проекту «Молодые профессионалы».
Валентина Анатольевна занимается не только со студентами, но и со школьниками, которые на дополнительных занятиях получают рабочую профессию.
«Сейчас дети стали слабее в физическом плане. Например, ребята из сёл более крепкие, склонные к труду, а вот некоторые городские один раз наклонились и сразу спину потянули. Они намного меньше двигаются, наверное, в этом проблема. Есть у меня студент, пришёл маленький, щупленький. Я ему объяснила, что надо как‑то улучшать свою физическую форму. Так он мне теперь постоянно сообщения присылает, как он в спортзале занимается. Вообще многие ребята часто пишут не по учёбе, а просто делятся своими эмоциями, спрашивают совета. Например, джинсы новые купили, фото шлют. Грустно, что иногда им даже похвастаться своей обновкой некому. У меня же и сироты учатся, могу их домой позвать, какие‑то закрутки передать. Мне нетрудно, им приятно», – делится педагог.
Она подчёркивает, что у них в техникуме не только обучают ребят, но и воспитывают, потому что какие‑то базовые понятия они могут не знать.
«Все дети хорошие, плохих не бывает. Они рождаются одинаковыми, и здесь важен воспитательный процесс. Если мы видим, что приходит неухоженный ребёнок или в потрёпанной одежде, нельзя при всех его стыдить, делать замечания, нужно отозвать его в сторону, поговорить с ним и ни в коем случае прямо не указывать на его проблему, просто намекнуть. Есть у меня студент, когда я его маме звоню, она постоянно возмущается: «Отстаньте от меня. Я купила ему куртку и кроссовки. Что ещё нужно?» Ей некогда о сыне говорить, нет дела до него. Тут уже приходится и с мамой воспитательную беседу проводить. Под конец разговора она что‑то понимает, расчувствуется: «Ой, Валентина Анатольевна, вы такая добрая». А я не добрая, я обычные вещи говорю».
Мимо проходящая студентка, услышав наш разговор, весело выкрикивает:
«Не слушайте её, она очень добрая».
А педагог сразу улыбается.
Маргарита Грачёва