«Интересоваться жизнью детей». Какому совету бабушки следует педагог Римма Ликарчук
«Белгородская правда» рассказывает о жизни и работе педагога в четвёртом поколении из Прохоровского района
-
Статья
-
Статья
В профессиональном предназначении Римма Ликарчук не сомневалась никогда: с юных лет ясно понимала, к чему лежит душа. Не последнюю роль в самоопределении девушки сыграла семья: три поколения учителей и детство в стенах школы, где работала бабушка.
Четвёртое поколение
Корни семейного дела идут из 20-х годах XX века. Первопроходцем стала прабабушка Риммы Ликарчук – Прасковья Васильевна Огурцова, посвятившая профессии учителя начальных классов 35 лет в довоенное и послевоенное время. За это её наградили медалью «Ветеран труда». Супруг, Николай Яковлевич Булгаков, до войны работал вместе с ней в Краснянской 7-летней школе. Он погиб на фронте в 1941 году.
Одна из двух дочерей, Людмила, окончив филфак Харьковского университета им. А. М. Горького, преподавала в Юрченковской, Верхне-Ольшанской школах и Прохоровской гимназии. В 2004-м она завершила карьеру, отмеченную знаками «За активную работу с пионерами» и «Отличник народного просвещения», медалями «За вклад в развитие образования Прохоровского района» и «Ветеран труда».
В конце 1960-х педагогическую плеяду пополнил учитель физической культуры Верхне-Ольшанской восьмилетки Виктор Ликарчук. Позже его примеру последовал сын Алексей, работавший в Шаховской школе Прохоровского района и гимназии № 1 Белгорода. Параллельно с ним династию продолжили Елена, преподававшая обществознание и историю в Центре образования № 1 Белгорода, и Евгений, знакомивший с миром музыки учеников Прелестненской школы.
Четвёртое поколение открыла Римма Ликарчук – специалист отдела по социально-воспитательной работе медицинского института БелГУ.
Классное детство
В раннем возрасте девочку воспитывала бабушка. Людмила Николаевна – учитель русского языка и литературы – нередко брала внучку на свои уроки и внеклассные занятия.
«У меня было классное детство, о нём остались только тёплые воспоминания. Бабушка вела занятия увлекательно: интриговала ребят интересными фактами о писателях, и информация запоминалась легко», – рассказывает Римма Евгеньевна.
На девятом году обучения в Прохоровской гимназии она, предпочитавшая гуманитарные науки, оказалась в классе с технологическим уклоном, где в приоритете стояли математика, информатика и физика:
«В классе я отвечала за культмассовый сектор, организовывала творческие и воспитательные мероприятия. Мы инсценировали сказки, ставили отрывки из произведений писателей, занимали первые места в конкурсах. Мне безумно нравилось развивать идеи, формировать актёрский состав и подбирать костюмы. Одноклассники поддерживали меня во всём, и я очень благодарна им».
В десятом классе она попробовала себя в качестве вожатой в школьном лагере и убедилась, что работать с детьми – не мимолётное желание, а взвешенное решение. Поразмыслив, стать учителем начальных классов или преподавать русский язык и литературу в старших, Ликарчук остановила выбор на втором варианте:
«Конечно, осознавала, что обучение, длящееся пять лет и включающее бесконечный поток письменности разных эпох, – тяжёлое испытание. Но также я понимала, что как учитель начальной школы столкнусь с преподаванием, например труда, где придётся вышивать, вязать, делать оригами. А я такой человек, который не может усидеть на месте и выполнять монотонные действия. Мне всё время нужно быть в движении».
Посиделки после отбоя
Поступив на филфак (сейчас – историко-филологический факультет) БелГУ, новоиспечённая студентка не изменяла себе и подхватывала инициативы организаторов культурных проектов, будь то постановка по зарубежной прозе или выступление к празднику. Тогда же вошли в традицию ежегодные поездки в детские оздоровительные лагеря в компании сокурсниц.
Молодой педагог признаётся, что не сразу поняла, что ей это нравится. Лишь приехав в лагерь на практику на следующем курсе, она прониклась атмосферой беззаботного детства, пронизанной звонким смехом днём и стрекотом сверчков ночью.
«Мама говорит мне: «Ты отпуск берёшь не для того, чтобы отдохнуть, а чтобы поехать в лагерь и продолжить работать!» Но суть в том, что я отдыхаю там. Мне хорошо, весело. Разумеется, иногда устаю, ведь целый день нужно что‑то делать и следить за детьми. Чтобы никто из них не поранился и не ушибся, вожатый должен чем‑то заинтересовать. День встречаешь бодро, а вечером порой совсем без сил. Но когда объявляют отбой, мы своим педагогическим составом устраиваем посиделки: завариваем травяной чай и рассказываем интересные истории», – улыбается Римма Евгеньевна.
На четвёртом курсе обучения представилась возможность получить первый профессиональный опыт в школе № 42 Белгорода. Молодой преподаватель довольно скоро завоевала авторитет и расположила к себе учащихся шестых и восьмых классов, став для них наставником и другом.
«У нас установились очень тёплые отношения, – вспоминает Ликарчук. – Чтобы заслужить уважение учеников, важно не только грамотно подавать материал, но и уметь их слышать, оказывать необходимую поддержку. Такой совет мне давала бабушка – интересоваться жизнью детей, чтобы понимать, чем они дышат».
В первых рядах
При всём удовольствии, что приносили учительские будни, спустя два года Римма Ликарчук ушла из школы. Она решила освоить магистерскую программу филфака «Русская словесность» и найти работу, которую можно совмещать с учёбой. По удачному стечению обстоятельств, в университет требовался сотрудник с профильным образованием в отдел по социально-воспитательной работе мединститута.
Девушка легко вписалась в команду и сразу втянулась в рабочий процесс. Вместе с активной молодёжью она готовит студенческие спортивные марафоны, конкурсы талантов, квесты и благотворительные акции.
«Наша гордость – движение «Волонтёры-медики», – говорит Римма Евгеньевна. – Ребята доносят информацию о здоровом образе жизни в социальных учреждениях, обучают навыкам доврачебной помощи учеников медицинских классов, трудятся в психологической службе. Сейчас мы стараемся устраивать выезды «Добро в село». Студенты посещают фельдшерско-акушерские пункты области и учат жителей, например, скандинавской ходьбе».
Как куратор учащихся по программе «Лечебное дело» Ликарчук старается вовлекать в университетские проекты и своих подопечных. Несмотря на издержки дистанционного формата обучения в минувшем учебном году, её студенты, как всегда, в первых рядах. Профессиональное мастерство педагога отметили званием «Лучший куратор», а фотографию специалиста поместили на вузовскую Доску почёта.
Ещё она преподаёт русский язык иностранным студентам.
«Сугубо моё мнение: приятельские отношения – некий залог успеха во взаимодействии с иностранными студентами, – считает педагог. – Им очень тяжело находиться вдали от дома и родных, тем более с учётом языкового барьера. Нужно дать им почувствовать понимание и поддержку, безусловно, соблюдая субординацию».
Семья Риммы настойчиво рекомендует ей хоть иногда абстрагироваться от работы и отдыхать.
На это девушка отвечает, что не устаёт:
«Наверное, потому, что люблю своё дело. Не представляю себя в другом месте и в другом качестве, например офисным работником. Мне надо куда‑нибудь на фестиваль ГТО, где я с триколором в руках буду болеть за студентов! Мне не нужен отдых от этого, потому что университет – мой дом, моя жизнь».
Юлия Манохина