Пробудить что‑то важное. Почему чернянские школьники торопятся на уроки к Алле Шалимовой
Педагог рассказала «Белгородским известиям», в чём секрет её успеха
-
Статья
-
Статья
Каким должен быть настоящий учитель? Какими качествами и знаниями должен обладать? Эти вопросы мы задали заслуженному учителю Российской Федерации, почётному работнику образования Алле Шалимовой.
Она учитель истории средней школы № 2 посёлка Чернянка. Здесь она преподаёт с 1996 года. Как пришла после окончания БелГУ, так и работает по сей день. Её любят ученики и уважают родители. Да и профессиональное сообщество давно оценило труд преподавателя.
«Начинаю с интриги»
Алла Шалимова словно вплывает в класс: грациозная, статная, с прямой спиной и плавными движениями – настоящее воплощение благородства и спокойствия. Но при этом Шалимова никогда и ни с кем не общается свысока, наоборот находит общий язык с учениками и, мало того, умеет их заинтриговать.
«Чтобы детям было интересно, их нужно удивлять и заинтересовывать, – уверена учитель. – Потому всегда стараюсь проводить уроки по‑разному, материал подавать нестандартно. Часто начинаю с интриги, говорю: «У нас сегодня тема сложная, но очень интересная». Рассказываю увлекательный исторический сюжет. У ребят сразу возникают вопросы, и это отлично работает. Мы потом выбираем пути решения проблемы и сравниваем с тем, что произошло на самом деле».
Алла Шалимова родилась в Чернянке, с медалью окончила школу. Её старшая сестра поступила на исторический факультет в педагогический институт. Это событие стало решающим и для Аллы Ивановны:
«Тогда, конечно, я не представляла всей сложности профессии. В советской школе было много учителей-мужчин. Работа считалась престижной, и к учителям всегда относились с глубоким уважением. Многие мечтали стать педагогами. Вообще, если брать то время, учителя в нашей школе были очень интересными людьми. Это были отличные специалисты, разносторонние во всех смыслах, мне очень хотелось быть похожей на них».
Главный критерий
Шалимова рассказывает, что родители сегодняшних учеников тоже учились у неё:
«Приносят фотографии, говорят: «Вот, вы нас учили!» Это очень приятно, что тебя помнят. Я никогда не стремилась к каким‑то наградам, победам. Но всегда, когда готовлюсь к урокам и провожу их, думаю об одном. Что ответят дети, когда придут из школы домой, на вопросы родителей: «Что было на уроках? Что запомнилось?» Хочется, чтобы что‑то осталось в памяти, чтобы про твой урок рассказали».
Для учителя, по её словам, всегда остаётся главным критерием не то, как оценит работу руководство, а как воспримут её дети и родители.
«В своё время меня учили, что знания и компетенция очень важны, но подача и воспитательная составляющая должны присутствовать обязательно. Задания мы выполняем вместе с учениками, стараемся сделать урок разнообразным, нескучным. Я стремлюсь научить детей хорошему, светлому, в том числе на примерах исторических личностей».
В разговоре о детях заслуженный учитель заметно преображается:
«Вы знаете, они делают нас лучше. Дети по сути своей очень любознательные, поэтому не позволяют нам засиживаться. Я всё время работаю с максимальной отдачей, каждый день происходит что‑то новое, интересное. Я даже не представляю себе однообразную работу. Считаю, что труд учителя не терпит монотонности. Чтобы быть интересной для детей, нужно постоянно развиваться, идти в ногу со временем. Стать для них примером, какими были наши педагоги. Тем более я учитель истории, обществознания, сейчас ещё и финансовую грамотность преподаю».
Ученики Шалимовой занимаются исследовательской работой, делают проекты. Один из них представлял свою работу в Москве, в финансовом университете при Правительстве РФ.
«И я должна соответствовать этому уровню», – отмечает педагог.
Взгляд в будущее
Алла Шалимова говорит о будущем профессии и признаётся:
«Конечно, были времена, когда неловко было признаться, что ты учитель, потому что работал за копейки. В одно время педагог чуть ли не стал синонимом неудачника. Но у меня было стойкое внутреннее убеждение, что такое не может быть долго, что это закончится, изменится. Иначе что будет со страной? Когда ситуация стала меняться – я была счастлива».
Шалимова рассказывает, что сейчас, если кто‑то из ребят говорит, что хочет выбрать работу учителя, она никогда не отговаривает:
«Да, признаюсь, профессия сложная, но желание поддерживаю. Конечно, к учителю растут запросы социума, общества, увеличиваются и требования. Но тем ценнее выбор детей. Мне небезразлично, кто придёт работать в школу, потому что это будущее России. В учителя должны идти те, кто любит людей – порядочные, справедливые. Тогда и они вырастят такое же поколение».
Алла Ивановна рассказывает, что в чернянской школе особое отношение к патриотическому воспитанию, а также о том, что из их учебного заведения ежегодно несколько человек поступают на педагогические факультеты.
Она уверена, что в школе очень важны преподаватели-мужчины:
«Сейчас у нас женщин больше в образовании, хотя я считаю, что должен быть баланс, как в семье. И мужское, и женское воспитание одинаково важно, у каждого свои плюсы. Мужчины менее формальны, воспитание у них более строгое, но это не всегда минус».
— Хорошо, если ученики много вопросов задают? – интересуюсь у неё.
— Очень хорошо, – уверенно кивает Алла Ивановна. – Если задают вопросы, значит, на уроках интересно. Значит, сумел пробудить что‑то важное для детей.
Алексей Стопичев