Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 августа 2023,  13:38

Дети своего времени. Как педагог красногвардейской школы находит общий язык с учениками

«Белгородская правда» побывала в школе села Гредякино и познакомилась с её учителем Александром Чертовским

Дети своего времени. Как педагог красногвардейской школы находит общий язык с ученикамиАлександр ЧертовскойФото: Анна Черкашина
  • Статья
  • Статья

Эта сельская школа небольшая, но уютная. У входа сразу бросаются в глаза напольные шахматы. «Их смастерил наш учитель Александр Чертовской вместе с ребятами», – говорит директор Елена Александрова. В холле нас тоже встречают столики с шахматными досками. Александр Алексеевич с увлечением учит ребят игре королей.

Школьники не раз одерживали победы на районных турнирах. Опытный педагог точно знает, как найти подход к мальчишкам и девчонкам. 35 лет он возглавлял Гредякинскую школу и до сих пор продолжает трудиться здесь – уже в качестве преподавателя ОБЖ.

В первых рядах

«С Александром Алексеевичем я работаю с 1986 года. Это мудрый руководитель, с которым мы чувствовали себя как за каменной стеной. В меру строгий, в меру весёлый… Создал дружный работоспособный коллектив, который продолжает трудиться до сих пор», – рассказывает Елена Александрова.

Помимо ОБЖ и кружка по шахматам, Александр Чертовской ведёт занятия по технологии, обучает ребят безопасности дорожного движения. Его ученики не раз занимали призовые места в предметных олимпиадах. Вместе с преподавателем они постоянно мастерят скворечники и кормушки, побеждают в различных конкурсах.

«Хоть наше село и маленькое, но мы стараемся делать всё для его процветания. А Александр Алексеевич – большой патриот места, в котором живёт. Уборка кладбища, высадка деревьев, благоустройство территории – везде трудится в первых рядах», – рассказывает директор.

На что сам Чертовской скромно отвечает:

«Для нас это не считается чем‑то особенным. Все учителя убирают, сажают деревья в селе. Никто о своих делах никогда на весь свет не кричит».

Отстояли школу

Александр Чертовской удостоен звания «Почётный работник общего образования». Удивительно, но в школьные годы он о профессии педагога и не помышлял.

«В Гредякино я окончил восемь классов, девятый, десятый отучился в Веселовской средней школе. Знаете, совсем не собирался быть учителем, работать в школе… Хотел поступать в военное училище и поступил бы, ведь учился хорошо, был физически развит», – вспоминает Александр Алексеевич.

Но мать категорически запретила ему ехать. С поступлением в другие учебные заведения он опоздал, какое‑то время работал в тракторном отряде. А потом учительница из местной школы ушла в декретный отпуск, и его пригласили вести математику:

«Сначала не захотел, но друзья сказали: «Иди, попробуй». Предмет я знал, но всё остальное давалось тяжеловато. Методики… Да и преподавать пришлось почти ровесникам».

Однако вскоре Александр Чертовской ушёл в армию и там школу вспоминал с ностальгией. После демобилизации решил туда вернуться и отправился получать образование в Белгород.

Директором Александр Алексеевич был тридцать пять лет. При нём в 2000 году построили новое здание школы.

А ведь какое‑то время вообще стоял вопрос о закрытии учебного заведения, которое располагалось в пяти старых зданиях, в том числе двух дореволюционных: бывшей церковно-приходской школе и доме священника.

«Когда я учился, ещё были непроливайки, перьевые ручки… В дни сильных морозов чернила замерзали, нас обычно отпускали домой. Конечно, все радовались. Понятно, что никто дома не сидел. Обычно бежали на бугры. Брали лыжи, санки», – вспоминает Александр Чертовской.

И тут в соседнем селе колхоз построил новую школу, она была заполнена не на 100 процентов, поэтому учителей с учениками из Гредякино решили перевести туда. Но педагоги, среди которых было немало ветеранов Великой Отечественной войны, встали на защиту своего учебного заведения: «Как это село останется без школы? Не допустим!» Писали обращения в различные инстанции, куда только можно. И школу свою отстояли.

Быть готовыми

«Я, наверное, не вёл только музыку, а всё остальное преподавал и даже вожатым одно время работал, – улыбается Александр Алексеевич. – А ОБЖ – важный предмет, потому что помогает сохранить жизнь. И мне он близок. Ещё с армии нас учили выживать в самых разных ситуациях».

Немало времени педагог уделяет обучению основам первой помощи: что делать при укусах змей, тепловом ударе, обморожении, ожогах… Стремится к тому, чтобы каждый ученик знал, как правильно забинтовать рану, помочь себе и другим при ушибах и растяжениях.

«Идёт СВО. Но и без этого хватает опасных ситуаций. Ребятишки бегают – кто‑то споткнулся, порезался… Остановить кровь тоже нужно уметь. А если она к тому же бьёт фонтаном, надо сохранять самообладание. Да и снаряды времён Великой Отечественной войны в наших краях до сих пор встречаются».

За годы работы у Александра Алексеевича сложился свой взгляд на профессию:

«Когда дети у нас работают, учителя никогда не стоят надсмотрщиками. Если ученики что‑то делают, а ты это делаешь вместе с ними, то не нужно никого подгонять, повышать голос – каждый просто выполняет свою работу. Дети видят, что учителя относятся к ним как к равным. Это позволяет им совершенно по‑другому смотреть на педагогов и по‑другому относиться к учёбе. Ученики у нас особенные… Не говорю, что золотые. Всякое бывает. На то они и дети. Но вот такое отношение как к равным помогает нам находить контакт с ними, обретать понимание».

Вечная тема

Александр Алексеевич вырастил сына и дочь. Сейчас радуется и переживает за внуков. Тревожится и за сына, который участвует в СВО. Рассказывает: «Он патриот до мозга костей, ветеран боевых действий, дважды был в Сирии».

— Наверное, патриот во многом и благодаря вашему воспитанию? – спрашиваю я.

— Трудовое, патриотическое, нравственное воспитание… Знаете, нельзя так разделять. Невозможно воспитывать нравственность и не затронуть патриотизм. Это всё взаимосвязано. К примеру, если мы сажаем дерево или стрижём травку возле памятника – это трудовое воспитание, но в то же время и патриотическое. Дети протирают плиты и смотрят на фамилии погибших воинов, спрашивают о них. Так рождается интерес, – отвечает педагог.

И сколько бы мы ни говорили с ним, наша беседа неизменно возвращается к его любимой теме – ученикам.

«Когда телефонов не было, шум и гам стоял на переменках. Это было нормально. Как только тишина, думаешь: надо идти смотреть, значит, что‑то натворили. Сейчас всё наоборот. Тишина, тишина… Эта болезнь, наверное, везде. Но дети есть дети. Когда‑то читал, что в развалинах Вавилона нашли глиняный горшок, которому больше 3 тысяч лет. Там надпись, смысл такой: «Старики говорят, что нынешняя молодёжь их не жалует, не уважает, не почитает… Дальнейшая перспектива нашего государства под вопросом из‑за такой молодёжи». Это вечная тема. Нас ругали, когда мы были детьми, теперь ругаем мы… Так вот я считаю, что дети наши хорошие. Просто они дети своего времени». 

Анна Черкашина
 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×