Главное – заинтересовать. Педагог из новооскольской школы раскрыла секрет своего успеха
«Белгородские известия» рассказывают об Ираиде Юркиной, работающей учителем 47 лет
-
Статья
-
Статья
Она и её дети неоднократно побеждали в региональных, всероссийских, международных конкурсах – от изобразительных до проектных. Юркина – человек, к которому ученики испытывают большую любовь и уважение. Она почётный работник образования РФ и победитель одного из этапов конкурса «Учитель года».
«Всегда тянуло к искусству»
Мы идём по новооскольской школе № 4. На стенах коридоров замысловатые рисунки: нарядные машины, графические узоры. Возле дверей в один из кабинетов изображены юные кадеты, а напротив – весёлый паровозик с голубыми вагонами мчится навстречу улыбающемуся солнышку. Карандаши, города, замки, юный инспектор госавтоинспекции – картины поражают выразительностью и красочностью. И всё это заслуга Ираиды Юркиной.
Она работает здесь с 1994 года, хотя её стаж намного больше. Родилась и выросла Ираида Нестеровна в Перми, где посещала школу искусств.
«Я мечтала стать художником-модельером. Мне всегда нравилась мода, тянуло к искусству. Отец называл меня музейной редкостью. Хотелось сшить и вышить так, чтобы было не как у других. Сколько себя помню, разукрашивала всё, даже клочки бумаги. Людям на фотографиях пририсовывала губы и глаза. Была у меня мания что‑то мастерить, вырезать и кроить», – вспоминает учитель.
«Плохих учеников не бывает»
После восьми классов Юркина подала документы в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной. Но там сказали, что принимают только после десятилетки. Тогда девушка поступила в педучилище на художественно-графический факультет. После его окончания работала в школе в Печоре учителем изо и черчения. Параллельно подала документы в Ленинградский педагогический институт.
«Когда приехала поступать, уже работала в школе, – рассказывает Юркина. – Члены экзаменационной комиссии задают мне вопрос: «У вас есть в классе плохие ученики?» Отвечаю: «Плохих учеников не бывает, есть плохие учителя». Комиссия закивала одобрительно, и меня взяли, хотя конкурс был 14 человек на место».
Убеждение в том, что нет плохих учеников, Ираида Нестеровна сохранила спустя почти полвека своей работы. Она не устаёт повторять: индивидуальный подход и интересные уроки могут увлечь даже заядлых прогульщиков и двоечников. Ученики ценят педагога и с охотой бегут на её занятия.
В Печоре Юркина работала завучем по эстетическому воспитанию в экспериментальной школе. Получив большой опыт, переехала в Новый Оскол, где заведующий районным отделом образования предложил на выбор любую школу.
«Предпочла четвёртую школу и вот уже 29 лет работаю здесь, – говорит педагог. – Школа сразу понравилась. На этот период пришёлся пик моего творчества. Это ежегодные конкурсы и выступления. Мы с детьми достигли больших успехов. В международных конкурсах рисунков побеждали и занимали призовые места. А ещё выигрывали Гран-при в конкурсе БГТУ им. Шухова. Сначала победил наш проект моста через железную дорогу в Новом Осколе. Потом награду получила работа по ландшафтному дизайну озеленения нашей площади».
Умеет всё
Ираида Юркина успевает везде. Кроме работы в школе она преподаёт в Доме школьников и на станции юных натуралистов. Она пишет портреты, пейзажи, натюрморты, занимается шерстяной живописью, учит ниткографии. Может создать скульптуру и научить бисероплетению. А ещё шьёт одежду и делает ободки.
«Первое время я очень полюбила черчение, потому что наука точная, требует абстрактного восприятия, пространственного мышления, точности и аккуратности, – делится она. – Но когда предмет стали отменять в школах, перешла на изобразительное искусство. Ещё когда училась в Ленинграде, посещала Русский музей и Эрмитаж. С удовольствием изучала историю искусств. Важно рассказывать ученикам, почему появилось то или иное направление, как оно развивалось. Это намного интереснее».
Заинтересовать ученика Юркина считает главной задачей педагога. Перед уроком она не просто входит в класс, а становится так, чтобы обратить на себя внимание. И обязательно во вступительном слове создаёт интригу:
«Говорю, что они узнают невероятно важное и интересное, но в конце урока. Очень важно, чтобы дети понимали, видели человека, с которым интересно. Чтобы они ценили в учителе личность. Нельзя отстраняться или кричать – результата не будет. Я преподаю мировую художественную культуру, рассказываю о театре, фотографии, кино и моде. И хотя темы сами по себе увлекательные, всё равно ребят нужно заинтересовывать, делать уроки разнообразными. Им нравится не просто изучать тему, а писать эссе, рассуждать и размышлять. У каждого своё ощущение искусства».
Алексей Стопичев