Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
24 апреля 2022,  13:00

Мода или интерес? Нужны ли ребёнку в раннем возрасте развивающие занятия

«Белгородские известия» поговорили с детским и семейным психологом Оксаной Грачёвой

Мода или интерес? Нужны ли ребёнку в раннем возрасте развивающие занятияФото: pixabay.com
  • Статья
  • Статья

Споры о пользе и вреде раннего развития ребёнка не стихают между родителями уже несколько десятилетий. Одни ведут годовалых малышей на кружки, другие вздыхают и говорят: «Отстаньте от детей и дайте им поиграть». Появляются новые развивающие методики, но полезно ли это для детской психики и чему действительно важно уделить внимание в раннем возрасте?

Знакомство с миром

— Оксана, расскажите, каковы особенности психологического развития в два-три года?

— В любом возрасте у ребёнка есть ведущая деятельность – это то, что является центровым в развитии и за что цепляются другие основные моменты. В два-три года это предметно-манипулятивная деятельность, или, попросту говоря, взаимодействие с различными предметами, текстурами, формами. Ребёнок учится познавать мир, видя, что, например, из кубиков можно построить башню, а разные предметы отличаются по форме, цвету, текстуре и применению.

После двух лет потихонечку начинается отделение от мамы, которое в классике психологии завершается к трём годам, но сейчас, возможно, заканчивается чуточку быстрее. Ребёнок активно знакомится со сверстниками, понимает, что у Пети есть игрушка и можно предлагать поменяться с помощью взрослого. Он осознаёт, что одну игрушку можно по‑разному использовать как дома, так и на улице. Или дома ею можно играть и на ковре, и в воде. То есть ребёнок взаимодействует с предметами в разной обстановке. Это тоже осново­полагающее в этом возрасте.

 

Мода или интерес? Нужны ли ребёнку в раннем возрасте развивающие занятия - Изображение Фото: pixabay.com

 

Важно и двигательное развитие. Ребёнок учится прыгать, бегать, проползать и перелезать. Взаимодействует с крупными и мелкими предметами, у него развивается мелкая моторика. Всё это закладывает базу, которая необходима, чтобы дальше надстраивались другие моменты. После трёх с половиной лет, ближе к четырём, малыши знакомятся с миром социальных отношений, больше и больше играют.

— На развитие каких сфер и навыков в это время полезно обратить внимание родителям?

— На знакомство с цветом, формой, текстурой. Важно показать, что можно делать с предметами: катать паровозик, возить что‑то, строить дом… Например, играя с домом, мы можем развивать и интеллектуальную сферу, и сферу коммуникации. Кто будет здесь жить? Кто придёт в гости? Если мы построим маленький дом, какой человечек или зверь в него поместится – маленький или большой? Это интеллектуальная сфера. А вот если мы построим два домика и звери, которые в них живут, будут знакомиться друг с другом, то это уже коммуникация.

Ребёнок не знает, как поменяться игрушкой, можно ли брать чужой самокат, велосипед, лопатку и как именно попросить. Родитель, безусловно, должен быть включён в этот аспект, предлагать помощь, говорить: «А давай попросим Петю. Давай возьмём его лопатку, если он разрешит. Петя, можно взять или нельзя?» Полезно осваивать простые правила игры. Например, играть в прятки, догонялки. Важно развивать крупную моторику: кататься на самокатах, беговелах, велосипедах.

Смотрите на ребёнка

— Как влияет обучение чтению и счёту в возрасте полутора-трёх лет. Может ли это негативно сказаться на психике в дальнейшем?

— Я бы рекомендовала идти от конкретного ребёнка. Сейчас популярна тенденция, когда детей очень рано начинают активно развивать. Если ребёнку интересно, он без усилий запоминает всё сам. До трёх лет у некоторых малышей может быть активный интерес к тем же буквам и цифрам, в этом возрасте мозг чувствительный и всё впитывает. Мы легко что‑то подали, малыш это увидел, проговорили, и он запомнил. Тогда беды нет никакой. Единственный недостаток: ребёнку будет неинтересно потом, в пять-шесть лет, когда обучение чтению и счёту кажется более логичным. Но это одна история. Если же мы видим родителя, который играет в гонки и говорит, что у Вани вот так, а у нас не так, или по японской методике нужно одно, а у нас другое, то это небезопасный вариант.

Не то чтобы мы ломаем психику, но ребёнку тяжело, когда его в каком бы то ни было возрасте заставляют заниматься тем, чем ещё рано. Дети в итоге делают вывод, что это неинтересно. А родители упускают другие важные по возрасту моменты. Например, начинают учить буквы, когда правильнее было бы заняться мелкой и крупной моторикой, потому что это фундамент, первичное звено. И учат их не в игровой форме, а по сложным книжкам. В таком случае родители пропускают важные звенья. Это всё равно что начинать шить платье из ткани, не используя выкройку. Развитие идёт как по лесенке. Перепрыгивать через ступеньки – неэффективно, мы убираем важные опоры.

 

Мода или интерес? Нужны ли ребёнку в раннем возрасте развивающие занятия - Изображение Фото: pixabay.com

 

Ребёнок научится и писать, и читать, и считать. Но будет ли от этого польза? Или мы дальше, в школе, столкнёмся с такими трудностями, как невнимательность и неусидчивость, отсутствие интереса у ребёнка? Это вполне может быть. Вопрос – хотим ли мы этого? Вообще, я рекомендовала бы родителям спрашивать себя: «Зачем я стремлюсь так бежать? что пытаюсь упустить? о чём переживаю? Что будет, если ребёнок в три года не научится читать или считать, не будет знать цифр?» У каждого свои ответы на эти вопросы. Но очень важно их задать.

— Сейчас много различных развивающих методик. Есть, например, кубики Зайцева, которые советуют использовать уже с 1,5 лет. Существуют метод Глена Домана и система Сесиль Лупан, методика Павла Тюленева, которые можно применять в ещё более раннем возрасте. Насколько с точки зрения психологии они целесообразны?

— Нецелесообразно ничего, когда мы видим, что у ребёнка нет к этому интереса, если мы делаем это не играючи и не поддерживаем в дальнейшем. Те же кубики Зайцева нет смысла применять на каком‑то этапе, а потом бросить и перейти на что‑то другое. Более того, не стоит что‑либо использовать, не понимая, зачем это нужно. Одно дело, когда у ребёнка естественный интерес. Есть дети-логики, у которых превалирует логическое мышление, им интереснее изучать цифры и буквы. Например, у них будет больший эффект от кубиков Зайцева, они закрепят навык чтения, будут читать. Таким детям это будет легко. Если же ребёнку интересно совершенно другое, а мы его накачиваем методиками просто так, из веяния моды, то, конечно, это нецелесообразно и неэффективно. Это развитие через мучение, вливание без вы­хлопа. То есть ребёнок освоил, а применять не может. Мы не положили это на тот фундамент, на котором оно будет активно развиваться. В дальнейшем всё может просто улетучиться и придётся осваивать всё заново, какой бы это методики ни касалось.

 

Мода или интерес? Нужны ли ребёнку в раннем возрасте развивающие занятия - Изображение Фото: pixabay.com

 

Моя рекомендация – смотреть на ребёнка и опираться на то, что интересно именно ему. Задавать вопросы: «Зачем это нужно и готов ли к этому малыш? Я хочу этого, потому что это модно или ребёнку правда интересно?» Это всё равно что купить вечернее платье и надеть его не в ресторан, а на прогулку с собакой, когда на улице дождь. Зачем? Чтобы прохожие оценили? Они, безусловно, оценят. Но такой наряд будет не в том месте и не в то время. В итоге платье запачкается и его придётся стирать.

Не только детский сад

— Если малыш ещё не ходит в детский сад, полезны ли ему занятия в развивающей группе, специальных центрах? Или всё необходимое в плане развития может дать мама?

— Детский сад не обеспечивает каких‑то норм развития. Он должен покрывать определённую сферу коммуникативных, социальных навыков ребёнка. Все дети разные, и до трёх лет задачи суперразвития для малыша не стоит. Но это если мы говорим о норме. Если же речь идёт об особенностях развития, то здесь всегда важную роль будет играть помощь специалистов разных направленностей. Это касается задержки речи, двигательной сферы, неврологических и других особенностей. Тогда привлекают невролога, логопеда, педагога раннего развития, психолога, нейро­психолога, дефектолога.

Если ребёнок не говорит (а это довольно частая история не только в два и два с половиной, но даже в три года), а мы тут ему про буквы и цифры, то значит, совершенно не тем занимаемся. Не надо ждать, оправдываться: «Папа не говорил до пяти лет, ничего страшного, потом начал говорить – не остановишь». Надо заниматься тем, чем положено по возрасту.

 

Мода или интерес? Нужны ли ребёнку в раннем возрасте развивающие занятия - Изображение Фото: pixabay.com

 

Ребёнок с нормальным развитием речи и прочих нюансов может обойтись и без занятий. Мама сама может заниматься с малышом в игровой форме, или просто в оби­ходе ребёнок получит то, что нужно. Важное условие – эмоциональный интерес и включённость мамы. А если родитель делает это из‑под палки, потому что кто‑то так сказал, то для малыша это будет мало­эффективно. Если у мамы нет сил что‑то рассказывать (а занятие всегда требует дополнительной энергии), то прекрасно подойдут любые развивающие группы.

Если же мы говорим об отклонениях от нормы, то здесь не стоит полностью полагаться на детский сад. Это отдельный аспект в развитии ребёнка. Но он не покроет все погрешности. Например, не научит в полной мере общаться, если малыш совсем не идёт на контакт. И за счёт одного только детсада он не заговорит. В такой ситуации надо обращаться к специалистам: сначала за диагностикой, а потом за принятием решения о том, нужна ли помощь. Ответить на вопрос, нужно ли заниматься коррекцией, могут невролог и логопед. Все мы очень разные, и это стоит учитывать. Занятия нужны и важны, если развитие идёт по нормам. Они должны приносить удовольствие и проходить легко и непринуждённо: 10–15 минут, максимум – полчаса, со сменой деятельности. То есть за полчаса нужно поменять три игры. Если этого недостаточно, то можно ходить в группы развития с другими детками. Если ребёнок не ходит в детсад, то достаточно играть в обычные игры, читать книги, рассказывать, что мир разный, в нём разные люди и звери, отношения. Нужно объяснять, как они все взаимодействуют.

Что ещё полезно в возрасте двух-трёх лет?

Читать стихи и сказки, собирать пазлы из двух-четырёх фрагментов, рисовать пальчиковыми красками, лепить из солёного теста и пластилина. Играть с мячом, в пальчиковые игры, наблюдать за окружающим миром и природой на прогулках, петь песенки, слушать классическую и детскую музыку. А также приучать ребёнка к гигиене (самостоятельно чистить зубы и мыть руки) и осваивать навыки самообслуживания (одеваться и раздеваться), развивать самые разнообразные физические умения.

Анна Черкашина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×