Русь да казачья воля. О чём рассказали казаки в белгородской крепости «Яблонов»
Под Корочей прошли показательные выступления представителей Донской и Кубанской казачьих сотен 1-го Русского архистратига Михаила добровольческого полка
-
Статья
-
Статья
«Мы находимся в крепости XVII века. Многие историки называют эту эпоху расцветом казачества. К слову, в этот период в городе-крепости «Яблонов» состоял на службе 101 казак», – хорунжий Дмитрий Альшаев перенёс собравшихся на несколько веков назад.
За час зрители не только узнают много нового о казачьем укладе жизни, но и сами попробуют удержать батог и испытают себя в рубке шашкой.
Увидеть казака
Хорунжий 1-го Русского архистратига Михаила добровольческого полка Дмитрий Альшаев рассказал: сегодняшние показательные выступления казаков – это акция просветительская и патриотическая.
«А самое главное, что мы закладываем в неё, – это популяризация казачества. Возрождения казачества – это возрождение и культуры, и православной веры. Из зрителей обязательно, я не сомневаюсь, кто‑то увидит форму одежды казаков, дух казачий прочувствует и решит, что он пойдёт этим путём, – отметил он. – Также однажды и со мной произошло. Я, когда учился в школе, издалека увидел казака, и меня как искрой прошибло».
О казаках и их оружии собравшимся рассказали представители Корочи и Нового Оскола.
Один из них – Павел Загорулько, потомственный казак, атаман Новооскольской станицы и руководитель клуба исторической реконструкции «Белгородская Zасечная черта».
Дмитрий Альшаев, можно сказать, его воспитанник. Сейчас он живёт не в Белгородской области, но в отпуске приезжает в родные места. Вместе с ещё одним единомышленником, Сергеем Ткачёвым, Павел и Дмитрий организовывали в регионе военизированные сборы Полка Белого Художника. В прошлом году после сбора Полк Белого Художника переименовали в 1-й Русский архистратига Михаила добровольческий полк.
«Ядром стали казаки, вокруг которых сплотились патриоты из многих городов России через творчество, – рассказал Дмитрий. – Наша численность росла, добровольцы пополняли ряды. Так и сформировали полк, в котором есть две казачьих сотни – Донская и Кубанская – и четыре роты, названия которых посвящены полкам Добровольческой армии: корниловцы, марковцы, алексеевцы и дроздовцы. Первый – потому что до него такого не было. Формулировка основывается на правилах того, как называли полки в Русской императорской армии. Название изменили, чтобы оно звучало солидно и отражало наш добровольческий дух. В составе полка есть те, кто учится в школе, кто проходит срочную службу, кадровые военные, участники СВО, участники «русской весны» 2014 года. У нас сейчас идёт пополнение».
Танец с шашками
Это Дмитрий рассказал нам, журналистам. А для зрителей подготовили образовательную и одновременно зрелищную часть. К примеру, им показали, как выглядел и каким оружием обладал казак в XVII веке.
«Основную часть казачьего войска на тот момент составляла именно пехота, а не, как мы привыкли, казак – это обязательно всадник. Вооружался он чаще всего пикой – самое дешёвое и доступное оружие, а также мушкетом. Сабли были роскошью. Станичные казаки представляли собой кавалерию и вооружались уже саблями и луками. Щитом он защищался от ударов, от вражеских стрел, коими в него стреляли кочевники, против которых и возводилась оборонительная черта», – объяснил Дмитрий.
Свои пояснения вносил и Павел Загорулько. На примере карабелы – сабли, распространённой среди польских и литовских шляхтичей в XVII веке.
«Хорошая сабля стоила примерно как сейчас дорогой внедорожник, – отметил он. – Поэтому у казаков они было чаще всего трофейным оружием. Придумаем, например, мою историю. Я казак, который участвовал в освободительных войнах Богдана Хмельницкого против поляков и смог у какого‑нибудь шляхтича, подрезав его в бою, забрать саблю».
Также для казака того времени был обязателен щит – калкан.
«В чём отличие его от обычного щита? Обычный щит – деревянный. В то время, тем более у кавалерии, доспехи уже практически не применялись. Им нужно было лёгкое вооружение, соответственно, этот щит сплетён из лозы. Каждая веточка кропотливо, тысячами швов, прошита ниточками. У кочевых народов обычно женщины дарили такой щит своему будущему мужу. Они были чаще всего с узорами, их плели, как ковёр. Казачки у казаков, которые охраняли Белгородскую черту, переняв обычай этих народов, на свадьбу делали именно такой щит. Чем он хорош? Тем, что лёгкий, а от стрел татарских прекрасно защищал», – рассказал Павел Загорулько.
А зрители перенеслись тем временем в конец XIX – начало XX веков и увидели традиционную форму одежды донского казака.
«У донских казаков была тенденция использовать именно уставную форму. Это видно по гимнастёрке. Отличал его головной убор и лампасы. Алый лампас на синих штанах – признак того, что это – донской казак. Отличие было и в летнем головном уборе – фуражке, синей с красным околышем, – рассказали наши провожатые по столетиям. – Дорожная одежда казака – башлык. Это и шарф, и плащ, и капюшон, чтобы в ненастную погоду казак мог его накинуть».
Затем настало время зрителям узнать, чем отличается шашка от сабли, как выглядит нагайка, увидеть, как искусно владели оружием казаки, и испытать свои умения. К примеру, в рубке шашкой с постамента. Вместо осязаемых противников – бутылки с водой. А вот рубку на лету продемонстрировали сами казаки. Ну и, конечно, не обошлось без эффектной фланкировки шашками – казачьего искусства, сопоставимого с танцем. Есть у него практическое объяснение: такой приём в сражении – защита от нескольких противников сразу с разных сторон и возможность нанести удар, когда оппонент этого не ожидает.
Все дороги ведут в «Яблонов»
В этом году город-крепость «Яблонов» отметит пятилетие. К первой годовщине в культурно-просветительском центре подготовили цикл встреч, мастер-классов и другого города погружений в историю. Конечно, все их объединит под общей темой крепость.
«К примеру, мы пригласим учащихся Корочанской детской школы искусств на пленэр. Дети приедут сюда, они увидят крепость и узнают её историю, мы проведём для них ознакомительное путешествие по XVII веку. Затем ребята подготовят рисунки крепости, и общая их выставка под названием «Крепость глазами детей» откроется в день рождения культурно-просветительского центра, 21 сентября», – рассказала заведующая культурно-просветительным отделом города-крепости «Яблонов» Людмила Альшаева.
Кроме этого, в объявленный в России Год семьи в «Яблонове» запланировали семейные мастер-классы. В культурном центре уверены: поучаствовать в них будет интересно и детям, и их родителям.
«Мы планируем в связи с тем, что нам пять лет, брендировать свою продукцию. То есть все изделия будут выходить из города-крепости «Яблонов» нашим брендом. Для этого мы уже разрабатываем логотип, – поделилась Людмила Альшаева. – Причём сам посетитель, выполнивший то или иное изделие на мастер-классе, затем пройдёт к кузнецу и так называемым термическим тавром, которое разогревается на живом огне в горне, сам сделает оттиск или на древесине, или на кусочке кожи. Это то, что останется у человека на память о путешествии в XVII век».
Разумеется, первая ассоциация, которая приходит на ум, с городом-крепостью «Яблонов» – это яблоки. В прошлом году рядом с крепостью заложили яблоневый сад.
«Все саженцы дожили до осени, сейчас переживают зиму, и мы надеемся весной увидеть на них зелёные листочки, а некоторые уже зацветут. Так что мы готовы делать мини-репортажи в наших социальных сетях из яблоневого садика, – рассказала Альшаева. – Мало того что мы хотим, чтобы все уходили от нас с улыбками, наполненными позитивом, самое главное – чтобы к нам возвращались опять. Мы хотим каждый раз для всех быть новыми и чем‑то удивлять. У нас должно быть интересно нескольким поколениям сразу».
Руководитель туристического объекта Светлана Гущарина также рассказала о планах по развитию культурно-просветительского центра.
«Первоочередное – хотелось бы запустить таверну рядом с крепостью, – отметила она. – Рядом с центром – лесной массив в форме сердца. Когда к нам приходят посетители, мы обращаем на это внимание. Хотелось бы, чтобы там были какие‑то прогулочные зоны, беседочки, чтобы люди семьями могли проводить там время, потому что сюда приезжают практически на целый день. Это планы на перспективу. Я всегда говорю, что все дороги теперь ведут не в Рим, а в город-крепость «Яблонов».
Оксана Придворева