Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15 ноября 2024,  12:17

«Первый красный пилот-воздухоплаватель»: в Белгороде идёт выставка о Николае Анощенко

Экспозицию в историко-краеведческом музее посетила «Белгородская правда»

«Первый красный пилот-воздухоплаватель»: в Белгороде идёт выставка о Николае АнощенкоФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

Она посвящена 130-летию со дня рождения нашего удивительного земляка – советского пионера авиации и воздухоплавания, воина, изобретателя, кинематографиста, спортсмена, педагога Николая Анощенко. Он прожил долгую и интересную жизнь, оставив после себя огромное наследие. Имя его присвоили одной из улиц Белгорода.

На лугу у Везёлки

«Я родился в Белгороде, – писал Николай Дмитриевич. – Неподалёку от дома, в котором мы жили у пивзавода, был большой луг и протекала речка Везёлка. На этом лугу круглое лето и детвора, и взрослые запускали самодельные змеи всевозможных видов и размеров: от тетрадного листка до размеров оконного проёма. Это было в самом начале века – века воздухоплавания, авиации и космонавтики».

Он вырос в дворянской семье. Отец, Дмитрий Игнатьевич, был кандидатом права, присяжным поверенным. Он вёл судебные дела и подрабатывал в земстве, консультируя тех, кто не мог нанять платного юриста. Мать, Эмилия Фёдоровна, воспитывала сыновей: Николая и Александра.

 

«Первый красный пилот-воздухоплаватель»: в Белгороде идёт выставка о Николае Анощенко - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Шли годы, Коля Анощенко учился в белгородской мужской гимназии. Отец по служебным делам посещал Курск и Харьков, иногда брал с собой сына. Именно в губернском Курске 11-летний Коля впервые увидел кино – впечатление было незабываемым. Так мальчик понял, что именно этим хотел бы заниматься по жизни.

«Впечатление от просмотра первого настоящего кинофильма было настолько потрясающим, что я даже до сих пор отчётливо помню некоторые куски из показанной тогда программы…» – вспоминал Анощенко.

Пешком до Крыма

В 1907 году отец безвременно скончался. Мать с сыновьями переехали в Москву, где поступила на службу. Древняя столица Николаю дала то, чего он не мог получить в провинции. В 1909 году парень увлёкся строительством моделей летальных аппаратов. И за неполный год быстро добился успеха. На первых в стране соревнованиях летающих моделей его работа заняла призовое место. Сам Николай Жуковский – знаменитый русский учёный, почётный председатель жюри – вручил ему памятный серебряный жетон.

Николай Анощенко был членом спортклуба и корреспондентом журнала «К спорту». Летом 1912 года 18-летний спортсмен совершил пеший поход по маршруту вдоль железной дороги Москва – Севастополь. 1 500 км он прошёл за 28 ходовых дней – в день по 54 км!

Никуда не делся и кинематограф: Анощенко заведовал отделом журнала «Кино, театр и жизнь». Но настал военный 1914 год. Николай отправился добровольцем на фронт. За два года он прошёл путь от младшего офицера воздухоплавательной роты до командира воздухоплавательного отряда аэростатов.

 

«Первый красный пилот-воздухоплаватель»: в Белгороде идёт выставка о Николае Анощенко - Изображение Фото: Павел Колядин

 

В те годы на счету поручика Анощенко немало изобретений и рационализаторских предложений, в частности в парашютной сфере. В мае 1917-го он впервые в Русской армии совершил прыжок с парашютом из корзины аэростата почти с километровой высоты, доказав этим, что парашют для воздухоплавателей – хорошее спасательное средство.
Шестью боевыми наградами, в том числе высшей – орденом Святого Георгия, был отмечен Анощенко за время службы. А после революции, во время Гражданской войны, он стал одним из организаторов первых воздухоотрядов Красной армии.

Накопленный им багаж знаний нашёл выражение в книгах: «Свободные аэростаты», «Что такое воздушный флот», «Люди в воздухе». Анощенко руководил аэростатным отделом «Летучей лаборатории» – первого советского НИИ авиации. 27 июля 1920 года Николай Дмитриевич с двумя помощниками совершил первый в России свободный полёт на аэростате, поднявшись с Красной площади в Москве на высоту 5 000 м и приземлившись у города Богородска. За это он получил звание «Первый красный пилот-воздухоплаватель».

 

«Первый красный пилот-воздухоплаватель»: в Белгороде идёт выставка о Николае Анощенко - Изображение Фото: Павел Колядин

Кино и небо

В 1918 году его пригласили в наркомат просвещения на должность консультанта по вопросам авиации и воздухоплавания в отделе научных съёмок. Так сошлись два главных увлечения Анощенко. Он освоил кинокамеру, снимал учебные фильмы. Создавал сценарии первых учебных фильмов: «Аэростат, его устройство и работа с ним», «Самолёт, как он устроен и как на нём летают», «Обучение молодых лётчиков».

Зная всё про авиацию своего времени, Николай Анощенко занялся изучением кино – с 1924 по 1927 год учился на операторском факультете Государственного техникума кинематографии (будущий ВГИК). Посетил Германию для изучения современной кинотехники. В 1929 году запатентовал собственный кинопроектор с непрерывным движением плёнки. Изобрёл способ съёмки «Спектроколор», по которому в 1931 году сняли первый советский цветной документальный фильм «Праздник труда». Он же создал один из первых отечественных звуковых фильмов «Цыгане шумною толпою…».

 

«Первый красный пилот-воздухоплаватель»: в Белгороде идёт выставка о Николае Анощенко - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Всего Анощенко снял 9 фильмов как оператор и 11 – как режиссёр. На белгородской выставке в краеведческом музее лежит оригинал рецензии на армянский немой фильм «Хаз-пуш» 1927 года – о борьбе персидских крестьян и горожан против засилья английских табачных монополий.

«Картина как идеологически, так и с художественной стороны представляет крупное достижение «Арменкино», – говорится в рецензии. – Особенно достойна внимания в этой картине крупная творческая работа руководящего персонала, хорошая фотография оператора и удачная игра артистов, что даёт картине право называться во всесоюзном масштабе боевиком».

«Первый красный пилот-воздухоплаватель»: в Белгороде идёт выставка о Николае Анощенко - Изображение Фото: Павел Колядин

Дело продолжается

Кино и авиацию Анощенко совмещал всю жизнь. В 1924–1956 годах преподавал во ВГИКе – был профессором кафедры операторского мастерства, деканом ряда факультетов. Служил кинематографу пером – писал статьи, книги и лекции.

В то же время Николай Дмитриевич оставался популяризатором авиации. Ещё в 1923 году он участвовал в создании Добровольного общества друзей воздушного флота – будущего Осоавиахима, преемником которого является нынешний ДОСААФ. С молодёжью занимался планеризмом.

Среди его учеников – Александр Яковлев, будущий великий авиаконструктор, создатель военных и гражданских самолётов Як, реактивных самолётов и вертолётов.

 

«Первый красный пилот-воздухоплаватель»: в Белгороде идёт выставка о Николае Анощенко - Изображение Фото: Павел Колядин

 

В августе 1973-го Николай Анощенко побывал в Белгороде. Приезд приурочил ко Дню воздушного флота. В дар историко-краеведческому музею он привёз изданные в разные годы свои книги, детали корзины, балластные мешки, верёвки аэростата и фотоаппарат «Фотокор-1».

«Я почувствовал, как людям интересно было узнавать об изначальном развитии и воздухоплавания, и планеризма, свидетелем и непосредственным участником которых я был», – вспоминал Анощенко о встрече с белгородцами.

Не стало Николая Дмитриевича 15 декабря 1974 года. Но дело его живёт. Популяризацией авиационного спорта со второй половины 1970-х годов в Белгороде активно занимается бывший лётчик, парашютист, инженер Валентин Новиков. Он руководитель белгородского Авиационного клуба, председатель регионального отделения Аэрокосмического общества России.

 

«Первый красный пилот-воздухоплаватель»: в Белгороде идёт выставка о Николае Анощенко - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Тысячи молодых людей прошли за все годы через этот авиаклуб, многие связали жизнь с авиацией. У лётчиков есть термин «угол взлёта». Благодаря Николаю Анощенко люди находят свой угол взлёта в жизни и в профессии. 

Выставка в его честь в Белгородском краеведческом музее продлится до 24 ноября. 

Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×