«Первый красный пилот-воздухоплаватель»: в Белгороде идёт выставка о Николае Анощенко
Экспозицию в историко-краеведческом музее посетила «Белгородская правда»
-
Статья
-
Статья
Она посвящена 130-летию со дня рождения нашего удивительного земляка – советского пионера авиации и воздухоплавания, воина, изобретателя, кинематографиста, спортсмена, педагога Николая Анощенко. Он прожил долгую и интересную жизнь, оставив после себя огромное наследие. Имя его присвоили одной из улиц Белгорода.
На лугу у Везёлки
«Я родился в Белгороде, – писал Николай Дмитриевич. – Неподалёку от дома, в котором мы жили у пивзавода, был большой луг и протекала речка Везёлка. На этом лугу круглое лето и детвора, и взрослые запускали самодельные змеи всевозможных видов и размеров: от тетрадного листка до размеров оконного проёма. Это было в самом начале века – века воздухоплавания, авиации и космонавтики».
Он вырос в дворянской семье. Отец, Дмитрий Игнатьевич, был кандидатом права, присяжным поверенным. Он вёл судебные дела и подрабатывал в земстве, консультируя тех, кто не мог нанять платного юриста. Мать, Эмилия Фёдоровна, воспитывала сыновей: Николая и Александра.
Шли годы, Коля Анощенко учился в белгородской мужской гимназии. Отец по служебным делам посещал Курск и Харьков, иногда брал с собой сына. Именно в губернском Курске 11-летний Коля впервые увидел кино – впечатление было незабываемым. Так мальчик понял, что именно этим хотел бы заниматься по жизни.
«Впечатление от просмотра первого настоящего кинофильма было настолько потрясающим, что я даже до сих пор отчётливо помню некоторые куски из показанной тогда программы…» – вспоминал Анощенко.
Пешком до Крыма
В 1907 году отец безвременно скончался. Мать с сыновьями переехали в Москву, где поступила на службу. Древняя столица Николаю дала то, чего он не мог получить в провинции. В 1909 году парень увлёкся строительством моделей летальных аппаратов. И за неполный год быстро добился успеха. На первых в стране соревнованиях летающих моделей его работа заняла призовое место. Сам Николай Жуковский – знаменитый русский учёный, почётный председатель жюри – вручил ему памятный серебряный жетон.
Николай Анощенко был членом спортклуба и корреспондентом журнала «К спорту». Летом 1912 года 18-летний спортсмен совершил пеший поход по маршруту вдоль железной дороги Москва – Севастополь. 1 500 км он прошёл за 28 ходовых дней – в день по 54 км!
Никуда не делся и кинематограф: Анощенко заведовал отделом журнала «Кино, театр и жизнь». Но настал военный 1914 год. Николай отправился добровольцем на фронт. За два года он прошёл путь от младшего офицера воздухоплавательной роты до командира воздухоплавательного отряда аэростатов.
В те годы на счету поручика Анощенко немало изобретений и рационализаторских предложений, в частности в парашютной сфере. В мае 1917-го он впервые в Русской армии совершил прыжок с парашютом из корзины аэростата почти с километровой высоты, доказав этим, что парашют для воздухоплавателей – хорошее спасательное средство.
Шестью боевыми наградами, в том числе высшей – орденом Святого Георгия, был отмечен Анощенко за время службы. А после революции, во время Гражданской войны, он стал одним из организаторов первых воздухоотрядов Красной армии.
Накопленный им багаж знаний нашёл выражение в книгах: «Свободные аэростаты», «Что такое воздушный флот», «Люди в воздухе». Анощенко руководил аэростатным отделом «Летучей лаборатории» – первого советского НИИ авиации. 27 июля 1920 года Николай Дмитриевич с двумя помощниками совершил первый в России свободный полёт на аэростате, поднявшись с Красной площади в Москве на высоту 5 000 м и приземлившись у города Богородска. За это он получил звание «Первый красный пилот-воздухоплаватель».
Кино и небо
В 1918 году его пригласили в наркомат просвещения на должность консультанта по вопросам авиации и воздухоплавания в отделе научных съёмок. Так сошлись два главных увлечения Анощенко. Он освоил кинокамеру, снимал учебные фильмы. Создавал сценарии первых учебных фильмов: «Аэростат, его устройство и работа с ним», «Самолёт, как он устроен и как на нём летают», «Обучение молодых лётчиков».
Зная всё про авиацию своего времени, Николай Анощенко занялся изучением кино – с 1924 по 1927 год учился на операторском факультете Государственного техникума кинематографии (будущий ВГИК). Посетил Германию для изучения современной кинотехники. В 1929 году запатентовал собственный кинопроектор с непрерывным движением плёнки. Изобрёл способ съёмки «Спектроколор», по которому в 1931 году сняли первый советский цветной документальный фильм «Праздник труда». Он же создал один из первых отечественных звуковых фильмов «Цыгане шумною толпою…».
Всего Анощенко снял 9 фильмов как оператор и 11 – как режиссёр. На белгородской выставке в краеведческом музее лежит оригинал рецензии на армянский немой фильм «Хаз-пуш» 1927 года – о борьбе персидских крестьян и горожан против засилья английских табачных монополий.
«Картина как идеологически, так и с художественной стороны представляет крупное достижение «Арменкино», – говорится в рецензии. – Особенно достойна внимания в этой картине крупная творческая работа руководящего персонала, хорошая фотография оператора и удачная игра артистов, что даёт картине право называться во всесоюзном масштабе боевиком».
Дело продолжается
Кино и авиацию Анощенко совмещал всю жизнь. В 1924–1956 годах преподавал во ВГИКе – был профессором кафедры операторского мастерства, деканом ряда факультетов. Служил кинематографу пером – писал статьи, книги и лекции.
В то же время Николай Дмитриевич оставался популяризатором авиации. Ещё в 1923 году он участвовал в создании Добровольного общества друзей воздушного флота – будущего Осоавиахима, преемником которого является нынешний ДОСААФ. С молодёжью занимался планеризмом.
Среди его учеников – Александр Яковлев, будущий великий авиаконструктор, создатель военных и гражданских самолётов Як, реактивных самолётов и вертолётов.
В августе 1973-го Николай Анощенко побывал в Белгороде. Приезд приурочил ко Дню воздушного флота. В дар историко-краеведческому музею он привёз изданные в разные годы свои книги, детали корзины, балластные мешки, верёвки аэростата и фотоаппарат «Фотокор-1».
«Я почувствовал, как людям интересно было узнавать об изначальном развитии и воздухоплавания, и планеризма, свидетелем и непосредственным участником которых я был», – вспоминал Анощенко о встрече с белгородцами.
Не стало Николая Дмитриевича 15 декабря 1974 года. Но дело его живёт. Популяризацией авиационного спорта со второй половины 1970-х годов в Белгороде активно занимается бывший лётчик, парашютист, инженер Валентин Новиков. Он руководитель белгородского Авиационного клуба, председатель регионального отделения Аэрокосмического общества России.
Тысячи молодых людей прошли за все годы через этот авиаклуб, многие связали жизнь с авиацией. У лётчиков есть термин «угол взлёта». Благодаря Николаю Анощенко люди находят свой угол взлёта в жизни и в профессии.
Выставка в его честь в Белгородском краеведческом музее продлится до 24 ноября.
Олег Гончаренко