Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
30 января 2024,  16:40

Мама, в ванную! Как минимизировать психологические последствия после обстрелов у детей

Консультирует белгородский детский и семейный психолог Анна Киреева

Мама, в ванную! Как минимизировать психологические последствия после обстрелов у детейФото: Алексей Дацковский
  • Статья
  • Статья

После трагических событий 30 декабря в Белгороде, моральное состояние изменилось даже у людей с крепкой нервной системой: появился страх свободного передвижения по улицам, бессонница, чувство незащищённости, беспомощности и другие признаки психотравмы.

На поведении детей ситуация тоже отразилась не лучшим образом. «Маша перестала спать по ночам, кричит, при малейшем громком звуке бежит с криками: «Мамочка, быстро в ванную», – рассказывает мама трёхлетней девочки. Таких историй на белгородских форумах сотни. 

Учёные и практики

Анна Киреева первым делом знакомит с бесплатным вебинаром для родителей «Психологическая помощь детям в условиях стресса: как поддержать ребёнка во время обстрела или работы сирены», размещённым во «ВКонтакте» и на сайте бытьродителем.рф (здесь для доступа нужно пройти регистрацию).

«Это основная моя рекомендация – разработка Московского государственного психолого-педагогического университета, которую, я считаю, нужно активно распространять. В ней даются упражнения для того, чтобы стабилизировать состояние взрослых и детей в экстремальной ситуации», – отмечает Киреева.

В первую очередь – взрослых, потому что дети, не понимая происходящего, считывают их реакцию и поведение.

«Если родители устойчивы, могут справляться и выдерживать испытания, которые сейчас выпадают на нашу долю, детям будет намного легче, – уверена психолог. – Прежде всего, у взрослых должна быть внутренняя опора и устойчивость, и нужно использовать все средства, которые работают на их укрепление».

Прорабатывать нужно как душевные, так и физические блоки, психосоматику.

«Если при стрессе от обстрела реагируешь физически, телом, замираешь, ходишь, словно замороженный, чувствовать уверенность в себе сложно. Нужно сознательно предпринимать действия, которые снимут это состояние, помогут переключиться. Элементарно в первые минуты после выхода из убежища выпить воды, заняться гимнастикой, любой физической активностью вплоть до уборки дома, приготовлением вкусной еды. То есть любыми способами нужно подключать деятельность, при которой вы можете на что‑то влиять, устраняя чувство беспомощности, которое мы испытываем при обстрелах».

Анна Киреева Анна Киреева / Фото: личный архив

 

Потом хорошо бы составить для себя список рутинных, ежедневных обязанностей, тренируя ту же способность решать что‑то самостоятельно, и не отступать от него: поливать цветы, вытирать пыль, ухаживать за животными. Кстати, чистота и порядок в доме очень хорошо выводят из ступора, дают чувство стабильности.

Чёткий план в голове должен быть и на случай усугубления ситуации.

«К примеру, семья принимает решение, что если взрывы повторяются два раза в день, дети уезжают с мамой к бабушке в деревню, устраиваются в школу и ждут папу. Если выбиты окна в доме, то временно размещаемся в ПВР, пока всё не восстановят. Даже в самых драматичных моментах ясность действий даёт опору. То есть всегда нужен план, о котором будут знать и дети. Для них это очень важно: мама, папа знают, что делать, мне волноваться не о чем».

Не стоит в случае психотравмы самоизолироваться, избегать общения.

«Разговаривайте с близкими людьми, обсуждайте с ними текущие события, своё состояние, проговаривайте всё, при этом ищите позитив и делитесь им с другими», – рекомендует Анна Киреева.

Психолог напоминает, что даже в блокадном Ленинграде голодные люди не переставали ходить в театр, на концерты, в библиотеки, сохраняя мостики с мирной реальностью, черпая положительные эмоции в соприкосновении с прекрасным.

И да, зависая днями на интернете, где бесконечно перемалываются ужасы происходящего, трудно поддерживать внутреннее спокойствие.

Чёткая инструкция

Другой важный момент – безопасное поведение.

«Взрослым в экстремальные моменты нужно контролировать свои эмоции. Если мама с криками в истерике хватает ребёнка и бежит с ним прятаться, какая реакция будет у ребёнка? И другое дело, когда всё происходит ровно, тихо, а ребёнок заранее знает, что следует делать в случае обстрела, если с ним это обговорили. Итак, мы идём в ванную, берём с собой телефон, книгу, игрушку, садимся вот так, включаем мультфильм. Не случайно в учреждениях эвакуационные мероприятия отрабатываются заранее до автоматизма. То же самое нужно сделать дома: выстроить чёткий алгоритм действий в экстренной ситуации, отрепетировать его».

Мама, в ванную! Как минимизировать психологические последствия после обстрелов у детей - Изображение Фото: o-kroha.com

 

Это же касается поведения на улице: у ребёнка не должно быть неопределённости, растерянности.

«Расскажите, как и почему нужно лечь на землю во время обстрела на улице, как выбрать укрытие, почему нельзя бежать, – ему нужно чётко понимать свои действия не только для физической, но и психологической безопасности».

Если дети вынуждены оставаться дома одни, то поддерживать с ними связь нужно в таком же спокойном ключе, без паники, успокаивая и отвлекая их от стрессовой ситуации. Даже на удалении дети должны знать, что у родителей всё под контролем, и они могут на них рассчитывать.

Рука помощи

Если же страх уже поселился в детском сознании, то без помощи специалистов не обойтись.

«В этих случаях придётся обратиться к неврологу, психологу, в том числе кризисному, или психиатру. Специальные службы с телефонами доверия такого профиля есть в разных организациях, где можно получить профессиональную консультацию».

Признаки, по которым можно понять, что ребёнок нуждается в помощи специалистов: он трудно засыпает или тяжело концентрируется на чём‑то, часто плачет, истерит, много ест или, наоборот, вообще ничего не ест, вздрагивает от громких звуков и так далее.

При этом люди задаются вопросом, эффективна ли психологическая терапия, когда причины стресса не уходят из жизни, страдает базовое чувство безопасности? Не лучше ли уехать, чтобы решать проблемы в более спокойном месте?

Далёкая стабильность

Рациональное зерно в этом решении, конечно, есть. Но нужно понимать, что на новом месте возникнут сложности адаптации, и к имеющимся добавятся новые эмоциональные трудности. И по той же логике, если в это время взрослые будут нестабильны, то дети это непременно почувствуют.

«Поэтому изначально нужно задать себе вопросы: почему я остаюсь или уезжаю? Понять, способен ли ты заново решать проблемы жизненного обустройства, – считает психолог. – У меня есть реальные примеры людей, которые переехали в другую страну, город и очень тяжко проживают период адаптации, той же беспомощности, поскольку на новом месте у них нет социальных связей, работы, какой‑то финансовой стабильности. Поэтому, принимая решение уезжать, нужно продумать эти сугубо практические вопросы: чем я буду зарабатывать, где я буду жить, что и кто мне помогут, какие‑то службы, допустим, если я обращусь за помощью».

В любом случае никто не может за нас решить, что лучше для нас самих и наших детей.

Каждый сам выбирает: искать опору внутри себя и стать ею для близких, живя в нестабильной обстановке, или исключить причины возникших страхов, переехав подальше от опасных мест, но с грузом другой ответственности.


Нина Павлова, воспитатель дежурной группы одного из белгородских детских садов:

«Сейчас у нас в группах находятся дети разного возраста. Я замечаю, что при громких звуках они вообще никак не реагируют на них, потому что мы спокойны, и малыши играют, занимаются, как и обычно. И если старшие ещё пытаются мельком считать реакцию взрослых, имея какой‑то опыт, то дети до двух лет вообще не знают страха такого рода. Из чего я делаю вывод, что он появляется только после того, как его спровоцируют своим поведением взрослые».


Елена, мама двух девочек 14 и 11 лет:

«Старшая довольно спокойно на всё реагирует, по крайней мере, ведёт себя так, что ей вроде бы не страшно, ну подросток же. Будто бы всё равно. Но! Во время обстрелов и звукового оповещения сидит в коридоре, как положено. Младшая боится, если обстрелы, ревёт сильно. На улицу не выходим, только если вдруг очень нужно. Старшая с телефоном и за самые короткие сроки бежит в магазин и обратно. Чётко говорит: «Мама, мне нужно туда, и по времени это столько».


Анастасия, мама 10-летней дочери:

«Дочь очень по‑разному реагирует. Если бахает ночью, иногда спросонья кричит и прибегает в спальню. Она знает, что надо бежать в ванную или коридор, где нет стёкол. Когда взрослые рядом, в целом спокойна. 30 декабря она была одна дома. Я ей сразу же позвонила. Она сказала, что сидит в ванной и вышивает, не плакала, хотя я вижу, что ей страшно. Но она считывает реакцию взрослых. Если мы спокойны, она тоже».


Тамара, мама сына 13 лет и дочери 10 лет:

«Сын-подросток спокойно реагирует на ракеты. Говорит: «О, опять «Добрый вечер!» Нехотя отрывается от компа и идёт в коридор. У нас там кресла-мешки стоят на этот случай. Дочь реагирует по‑другому: при первом же бахе бежит в коридор, ещё и нас, родителей и брата, поторапливает. Она очень боится. Раньше плакала, особенно если работа ПВО заставала нас на улице».

Мама, в ванную! Как минимизировать психологические последствия после обстрелов у детей - Изображение Фото: архив Тамары Акиньшиной


Справка. Ознакомиться с правилами общения с детьми во время обстрелов можно также на страницах организации «Академия безопасности и технологий выживания. Белгород».

Психологическую помощь получить можно по круглосуточному телефону горячей линии 8 (939) 836 02 36 или через службу 122.

Встретиться с психологом – в будни в диспансерном отделении психоневрологической областной больницы в Белгороде по адресу: ул. Новая, 42. Возможна предварительная запись по телефону 8 (4722) 35 92 50.

Дети могут получить поддержку специалистов по телефону 8 (4722) 73 23 82.

По вопросам психологической реабилитации можно также обратиться в фонд «Святое Белогорье против детского рака» (контакты на сайте zhiznplus.ru).

Ольга Бондарева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×