Как избавить детей от тревоги из‑за дистанта, переезда и мобилизации родственников
Эксперт «Белгородских известий» – семейный психолог Анна Киреева
-
Статья
-
Статья
Прежде чем анализировать психологическое состояние ребёнка, нужно посмотреть на его родителей. Если мама повторяет заученное «всё хорошо», а внутри у неё бушует буря эмоций вплоть до паники, никакие слова необходимого успокоительного эффекта иметь не будут. Так как же взрослым справляться с тревожными новостями и объяснять происходящие события детям.
Начать с себя
«Ребёнок растёт в невербальном пространстве, поэтому родителям важно проконтролировать своё поведение. Как взрослые в семье реагируют на звуки работы ПВО, новости об обстрелах и прилётах? Если мама вздрагивает от любого резкого шума, хлопнувшей двери, упавшей кастрюли, раздражается или плачет после прочтения новостей, ребёнок считывает её состояние.
Прежде чем помогать чаду, родителям нужно привести в чувства самих себя.
Задайте себе вопрос: «Что поможет снизить тревогу лично мне?» Это могут быть спорт, прогулка, рабочие задачи, разговор с подругой, мамой, коллегой.
Осознайте и примите происходящую ситуацию. Не надо ходить с надетой фальшивой улыбкой и повторять, как мантру, «ничего страшного, всё прекрасно». Уход от принятия реальности – это защитный механизм психики, но пребывать в иллюзиях не стоит, тем более, если в вашей ответственности безопасность детей.
Сократите общение с людьми, которые обесценивают ваши страхи – «Чего ты надумываешь и трясёшься?» Важно делиться своими переживаниями и хорошо, когда собеседник выслушивает и разделяет эмоции, а не уничижает их. На фоне внешней нестабильности важно сохранять в семье, коллективе, в кругу друзей поддерживающие отношения.
Рутинные дела. Ежедневные бытовые заботы оказывают благоприятное психологическое воздействие. Да, вокруг где‑то там всё бушует, но в моих силах сохранить мой маленький мир, здесь можно контролировать происходящее – помыть пол, приготовить ужин. Этот способ стабилизирует наше состояние, помогает выдерживать переполняющие эмоции.
Волонтёрство. Многие спасаются переключением со своих проблем на чужие. Пекут пирожки военным, шьют нательное бельё, заготавливают брёвна, участвуют в сборах гуманитарной помощи. Человек чувствует себя нужным и понимает, что его жизнь не бессмысленна».
Уехать нельзя остаться
«У многих белгородцев на слуху вопрос: уезжать из города или оставаться? Кто‑то переехал ещё в феврале, другие периодически как будто в отпуск отправляются в соседние более спокойные регионы. Есть и те, кто решил остаться дома, несмотря ни на что.
Чтобы не мучать себя каждодневными размышлениями на этот счёт, важно определить план действий. Неизвестность пугает, а определённость спасает. Обсудите на семейном совете, что станет той красной линией, после прохождения которой вы начнёте действовать. Почувствуйте, когда лично для вас будет СЛИШКОМ. Если несколько раз в день начнёт срабатывать ПВО? Или в доме напротив выбьет окна? А может когда в городе появится много военной техники?
Есть взрослые, которые стесняются готовить тревожный чемоданчик. Мол, бояться – стыдно. Соберите сумку с необходимыми документами и вещами. Нет, это не панические проявления, таким образом вы можете проявить заботу о себе, своём состоянии.
Поговорите с ребёнком о своих планах. Самое главное, что может успокоить ваше чадо, – это понимание того, что у взрослых есть план и они чётко знают, что нужно делать. Спокойно расскажите детям, что ко всем вариантам развития событий вы подготовились. Такая продуманность успокаивает даже самых тревожных детей.
Варианты объяснений могут быть разные: «Папе сложно работать, многие клиенты уехали», «Тут становится небезопасно», «Мы уезжаем на время, как только ситуация изменится, снова вернёмся». Важно спрашивать ребёнка о его переживаниях, не заглушать их и не стыдить».
Куда забрали папу?
«Частичная мобилизация затронула не все белгородские семьи, но многие. Где‑то повестка пришла папе, где‑то брату, дяде, соседу. Общая тревога задела, конечно, и детей.
Чтобы понять, как помочь ребёнку справиться с известием о мобилизации, нужно смотреть на внутренний настрой каждой конкретной семьи. Кто‑то, испугавшись повестки, уезжает, другой воспринимает как должное: «Если позовут – пойду», есть и те, кто решительно настроен идти защищать страну и народ. Трактовка объяснений ребёнку будет зависеть от того, как это понимают сами родители.
Чем старше ребёнок, тем больше можно рассказывать. Малышу (3–4 года) лучше сказать, что папа уезжает в командировку, у него будет другая работа. Маленьких детей не стоит перегружать лишней информацией. Если папа внутри настроен, что всё будет хорошо, уверен в своих силах, его не дёргает сочинёнными страшными сценариями жена, а всячески поддерживает, тревожность, конечно, снижается.
Ребёнку старше 5 лет стоит объяснить, что мужчин в нашей стране привлекают к защите Родины, чтобы на нас не нападали. Мужчины более сильные и смелые, исторически отправляются на защиту народа. Родителям важно принимать страхи детей, спрашивать, чего они больше всего боятся. Чаще ребёнок переживает, что папа может погибнуть. В этом случае стоит признать, что такой риск есть и вы тоже этого опасаетесь. Но стоит говорить ребёнку о том, что много и тех военнослужащих, которые возвращаются домой, воюют грамотно, умеют защищаться.
Главное, чтобы ребёнок не оставался наедине со своим страхом, выслушивать и разделять переживания, вселять надежду».
Учись учиться
«Безусловно, мало кого радует переход на дистанционное обучение. Его не приветствуют ни учителя, ни родители, даже дети, посидев несколько недель без общения, просятся обратно в школу. Но не всё в этой ситуации так страшно и бесперспективно.
Задача начальной школы – научить ребёнка учиться, самостоятельно делать уроки, собирать портфель. Чем старше ребёнок, тем ему проще на дистанционном обучении. Сложнее всего первоклашкам и пятиклассникам. У первых ещё не сформировались необходимые навыки для успешного освоения учебного процесса, у вторых добавляются новые предметы и учителя. Здесь для содействия нужно включаться родителям.
Что зависит от родителя? Техническая организация удалённого доступа к нужным платформам и приложениям, распечатка карт урока, распределение нагрузки на утро – день – вечер. С ребёнком нужно договариваться, что какие‑то предметы он делает сам (чтение, окружающий мир, ИЗО), другие – вечером вместе. Ученики старше пятого класса вполне могут сами самоорганизовываться.
Старайтесь акцентировать внимание на ответственности, больше делегируйте, не вините учителя и ситуацию. Дистант – это хороший повод научиться грамотно распределять своё время.
Чтобы дети не испытывали дефицита общения, можно организовывать встречи с двумя-тремя одноклассниками. Это поможет наладить дружбу, обезопасит от возможных конфликтов в классе. Многое зависит и от инициативности учителя. В Белгороде есть примеры, когда педагоги ходят домой к первоклашкам, общаются, помогают делать уроки. Такие контакты точно помогут легче перенести все тяготы дистанционного обучения».
Записала Ирина Ткаченко