Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
30 октября 2020,  15:00

Злость в мешочке. Уменьшаем детскую тревожность и агрессию

Злость в мешочке. Уменьшаем детскую тревожность и агрессиюФото: Личный архив Елены Шабалиной
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Здоровый ребёнок – прежде всего творческий, жизнерадостный, открытый человек, познающий себя и мир. Но не все дети развиваются так, как хотят любящие родители.

Психологические проблемы, тревожность, замкнутость и агрессия возникают у малыша даже в самой благополучной семье. Для их решения подойдёт арт-терапия – направление психотерапии, основанное на творчестве и искусстве. Её техники используют не только на занятиях у профессионалов, но и дома. О том, как родители могут помочь ребёнку успокоиться, справиться с тревожностью или пережить какую‑то неприятную историю, рассказала арт-терапевт Елена Шабалина.

Восьмицветик

Предложите ребёнку посмотреть на палитру из восьми цветов: серый, жёлтый, синий, коричневый, зелёный, красный, фиолетовый, чёрный. Попросите малыша рассказать, с чем ассоциируется у него каждый цвет, что он чувствует, глядя на него. Если он не может подобрать слова, на помощь придут образы, возникающие при виде цвета. Он может ответить, приятен или неприятен ему этот оттенок. Тест подойдёт детям с шести лет, когда они способны описать свои чувства и переживания. Запомните, какие эмоции несёт каждый цвет для крохи. Это поможет в будущем анализировать его рисунки и определять, в каком состоянии чадо, интерпретировать по цветам его настроение.

У взрослых стереотипное мышление, для нас чёрный цвет означает траур. У детей не так. Например, мой семилетний сын рисовал достопримечательность Белгорода. Получился чёрный рисунок с мелкими жёлтыми точками – оказалось, что это фонтан ночью, потому что в это время суток он красиво подсвечивается. В этом случае ребёнок не воспринимал тёмный цвет как что‑то негативное.

В гости к страху

Техника подходит для борьбы с различными страхами. Если ребёнок боится насекомых, предложите ему слепить из пластилина самого страшного жука. Затем на листе А4 нарисуйте домик, где живёт этот страх. Поселите туда вашего пластилинового жука и поговорите о его жизни. Узнайте у малыша: чем занимается жук в домике? Есть ли у него родители? Каким он был в детстве? Чего он боится? О чём мечтает? Так ребёнок ближе знакомится с жучком и понимает, что у него есть потребности и увлечения, свои страхи. Заканчивайте терапию предложением сходить в гости к страху. Если ребёнок соглашается, значит, терапия прошла успешно, рисуете рядом с жуком малыша. Если он не хочет идти к жуку, предложите угостить страх конфеткой и уйти. Попробуйте сходить к жуку в следующий раз или испытайте другую терапию.

Если ребёнок боится темноты или чего‑то неосязаемого, предложите ему слепить образ этого страха. У детей есть нормы страхов по возрастам. С ними нужно справляться, но паниковать не стоит. Например, в год дети боятся громких звуков, незнакомых взрослых. В 2–3 года – сказочных персонажей.

Злость в мешочке. Уменьшаем детскую тревожность и агрессию - Изображение Фото: Личный архив Елены Шабалиной

Весёлый шарик

Возьмите три плотных воздушных однотонных шарика. Засыпьте внутрь одного гидрогелевые шарики (орбис), в другой – крахмал, в третий – крупу. Плотно завяжите конец каждого шара. Нарисуйте на них мордочки. Определите главного героя и расспросите о нём ребёнка: как его зовут, сколько лет, чем любит заниматься и т. д. Задавайте вопросы, близкие малышу. Тогда он, не осознавая этого, сам расскажет о себе, своих проблемах, интересах через персонажа. Когда я проводила эту терапию со своим ребёнком, он рассказал о девочке, которая ему нравится, что она любит физкультуру и красиво пишет.

Песочная терапия

Этот способ подойдёт и ребёнку с двух лет, только следите, чтобы он не ел песок. Необязательно искать ближайшую песочницу, можно рассыпать манную крупу на тёмной поверхности стола. Сначала познакомьте малыша с материалом. Вместе пересыпайте песок из руки в руку, потом набирайте в ладошки и делайте горку, разглаживайте, сыпьте на стол дождём. В конце поблагодарите материал за работу, подарите ему свои положительные эмоции, нарисовав сердечко, солнышко. После этого придумайте сказку, действие которой разворачивается на вашем столе с песком. Главным героем будет шарик из прошлого занятия, добавьте ещё персонажей-игрушек и декорации.

К примеру, малыш боится жуков. «Жил-был шарик по имени Кузя. Однажды он играл с друзьями на полянке (в это время рисуете цветы на песке, украшаете полянку деревьями). Вдруг к ним прилетел большой жук (заранее слепите его из пластилина). Все друзья Кузи испугались, разбежались. Кузя тоже спрятался за горой (все персонажи прячутся под стол, за деревья). А один не успел укрыться, и на него сел жук. Друг испугался и заплакал. А Кузя поборол страх и бросился на помощь товарищу. Он смело сдул жука, и тот улетел далеко-далеко. Все поблагодарили Кузю и радостно продолжили играть на поляне».

Полушарное рисование

Для этой терапии лучше использовать манку. Рассыпьте крупу на столе и познакомьте ребёнка с материалом, как в песочной терапии. Создайте указательным пальцем круг. Сотрите его. Двумя большими пальцами нарисуйте цветочек. Каждое изображение стирайте для нового. Безы­мянными начертите два треугольника. Мизинцем левой руки изобразите облако. Указательным пальцем правой руки рисуйте глазки. Двумя руками изобразите один большой дом (не стирайте). Средними пальцами обеих рук сделайте в нём два окошка. По бокам дома указательными пальцами одновременно нарисуйте два дерева. Левой рукой – человечка, который живёт в этом доме. Сгладьте поверхность и изобразите что‑то позитивное: сердечко, улыбку, солнце. Упражнение полезно для успокоения и развития полушарий мозга и мелкой моторики.

Злость в мешочке. Уменьшаем детскую тревожность и агрессию - Изображение Фото: Личный архив Елены Шабалиной

Мешочек для крика

Эта терапия подойдёт для агрессивного ребёнка, когда он эмоционально реагирует на какие‑то изменения и мелкие проблемы. Вместе с ним сшейте красивый мешочек, украсьте его. Когда чадо начинает ругаться, предложите ему покричать в этот мешочек. Чтобы ребёнок знал, что делать, покажите на своём примере. Произнесите: «Я злюсь, выпущу свою злость в мешочек». После крика завяжите его. Выгрузить негативные эмоции поможет и обычная медицинская перчатка, в которую нужно дуть. Предложите ребёнку представить ситуацию, в которой ему тревожно. Пусть малыш сделает глубокий вдох и выдует всю свою тревогу в перчатку. Повторите два-три раза. Завяжите на­дутую перчатку. Объясните крохе, что все тревоги теперь в ней, украсьте её, нарисуйте мордочку. Лопните или оставьте, чтобы ребёнок видел, что его напряжение теперь лежит в стороне.

Фольговый массаж

Лучше выполнять это упражнение перед сном. Возьмите небольшой кусочек фольги и сделайте из него шарик. Катайте его по руке ребёнка, начиная от центра ладошки к пальчикам с одной и другой стороны кисти. Затем обратно – от пальцев к ладони, и дальше вверх по руке к плечу. Помогите малышу или дайте самостоятельно сделать массаж. Упражнение хорошо влияет на нервные окончания: снизит уровень агрессии, снимет напряжение, улучшит контакт ребёнка со своим телом.

Телесная включённость

Цель терапии – научить понимать и чувствовать разные эмоции. Попросите чадо показать, как испытывают эмоции разные части его тела: кисти рук, глаза, нос, рот. Чередуйте положительные и негативные эмоции, обязательно закончив упражнение на положительном. Если у малыша есть проблема с выражением какой‑то эмоции, то он не сможет её показать, например, рукой или запнётся. Отработать проблему помогут маски. Например, у крохи проблемы с выражением грусти. Выберите три эмоции: злость, радость и грусть, сделайте маски или нарисуйте смайлики с этими выражениями, раздайте их членам семьи. Сами станьте грустью и расскажите о своей печали. Проговаривайте эмоции: «Мне так жаль, что сгорела кастрюля, она была моя любимая, я очень грущу, в ней всегда получался вкусный борщ». Тут включается папа с радостной маской: «Не переживай, мы купим новую». Ребёнок видит, что такое грусть и как грустят, но понимает, что всё наладится.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×