Наблюдайте и разговаривайте. Чем опасна детская тревожность
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Сегодня многие дети тревожны, они боятся чего‑то нового и неизвестного, не стремятся к знакомствам, боятся оставаться одни, выступать на публике. Тревожность быстро становится характерной чертой, которая проявляется на любое событие извне. О том, как определить тревожность у ребёнка и бороться с ней, поговорили с педагогом-психологом социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Белгородского района Татьяной Великоцкой.
Не одно и то же
Тревожность и тревога – разные состояния. Последнее проявляется эпизодически и не повторяется снова при той же ситуации. А при тревожности малыш постоянно испытывает беспокойство по разным причинам. Тревога срабатывает, чтобы уберечь человека от опасности. Зажгли спичку, обожглись, испугались – тревога предупредит, чтобы так не делали. Но не нормально, если беспокойство не проходит. Особенно когда ребёнок так реагирует на ситуации, которые не опасны.
Важно работать с такими детьми, вовремя выявлять тревожность. Чтобы это состояние не перешло в болезнь, невроз, тик, наблюдайте за своим чадом. Если он раздражительный, невнимательный, не может усидеть на месте, у него нарушился сон, быстро меняется настроение без причины, появились навязчивые идеи, нервные повторяющиеся движения, сухость во рту, боль в животе, то проследите, когда проявляются эти признаки.
Тревожность влияет на успеваемость детей, эмоциональное состояние, взаимоотношения с родителями и сверстниками. Из‑за волнения появляются комплексы, неуверенность в себе. Современные дети так переживают за ЕГЭ, что попадают на больничные койки от высокого уровня тревожности. Организм не справляется с этим состоянием, защитные механизмы перестают работать.
Детсадовец
Тревожность проявляется с трёх лет, но ребёнок не скажет вам о своих трудностях, поэтому наблюдайте за ним. В этом возрасте повышается уровень тревожности перед походом в детский сад, разлукой с мамой. У ребёнка безопасность ассоциируется с родителями, а когда их нет рядом, он беспокоится. Подготовьте его к этому, чтобы новая ситуация не стала стрессовой. Приучите к определённому режиму сна, приёму пищи. И тогда он не почувствует большой разницы, воспримет поход в детский сад проще.
Заметили симптомы тревожности – ищите причину, событие, которое провоцирует ребёнка. Выяснить это поможет техника рисования. Картинка расскажет о проблемах и взаимоотношениях с воспитателями и другими детьми. Если ребёнку сложно, нарисуйте за него и попросите раскрасить. Посмотрите, какие цвета он использует. Тёмные оттенки – признак тревожности. Предложите малышу добавить в картину положительные детали: шарики, солнце, улыбку.
Эффективна будет и сказкотерапия: сочините историю под нужную ситуацию. Начните, например, так: «В детском саду жила принцесса, у неё там были друзья. Принцессу обучали заморские учёные – воспитатели». Дайте и ребёнку сочинить, пусть сам расскажет историю. С помощью сказки поможете ребёнку по‑другому воспринимать проблему или решить её. «Всё не так страшно, принцесса справится, ей помогут». Ребёнку становится легче, когда он понимает, что не один с этой проблемой.
Школьник
В этом возрасте сложно говорить о переживаниях, ведь школьник считает себя уже взрослым. В этом случае поможет обмен ролями. Метод позволит поговорить от лица друг друга. Родитель становится ребёнком, а малыш выступает в роли взрослого. Например, мама начинает: «Мне трудно просыпаться по утрам, учиться, я не хочу ходить на уроки, мне всё там надоело. Подскажи, что мне делать». И ребёнок рассуждает, что бы он посоветовал как взрослый. Он адресует это вам, но проговаривает, что нужно ему. Малыш входит в роль и начинает играть, говорить строго, истерично, кричать, командовать. Так он видит вас, для многих родителей становится открытием, как они выглядят в глазах детей.
Говорите с ребёнком, обсуждайте трудности. В этом возрасте лучше лишний раз не поиграть, не посмотреть мультик, а поговорить. Когда малыш один переживает проблему, которая ещё и повторяется, а родителям некогда, у него накапливаются переживания и выливаются в новые проблемы. Не допустите такого, даже с самым загруженным графиком и в самый тяжёлый понедельник найдите для своего ребёнка 10–15 минут. Этого хватит, чтобы он описал свой день, рассказал, что получилось, а с чем возникли трудности. Поддержите его, тогда он почувствует спокойствие, опору – и тревожность не зародится.
Подросток
С подростками не поиграешь и не поменяешься ролями, но никто не запрещает с ним говорить о здоровье, школе, друзьях. Когда вы интересуетесь, помогаете и поддерживаете даже глупые идеи, ему будет комфортно с вами, он почувствует себя нужным. Но в подростковом возрасте ведущее место занимают не родители, а сверстники. Юнец зависит от друзей, и как поведёт себя общество, так поступит и ваш ребёнок. Поэтому вливайтесь в подростковый коллектив, познакомьтесь с друзьями, интересуйтесь их жизнью, будьте на одной волне, чтобы не услышать: «Ты ничего не понимаешь». Но если вы будете знать, чем живёт ребёнок и поддерживать беседу, то войдёте в круг доверия и подросток сам захочет делиться с вами.
Будьте открыты и доброжелательны с ребёнком, доверяйте ему. Если это нарушить, то отношения могут испортиться на всю жизнь. Детсадовец и младший школьник забудут обиду, потому что зависят от родителей, в подростковом возрасте дети самостоятельнее. Они отгородятся от вас, будут жить в семье, но существовать отдельно. У меня в практике были такие случаи, когда родитель уверен, что у них всё хорошо, ведь они же живут все вместе. А на самом деле не общаются со своим чадом, он просто выполняет требования, чтобы лишний раз не разговаривать, не спорить. Ребёнок уже отдалился и ищет поддержки на стороне, а кто у него появится в этот момент, никто не знает.
От родителей
Одна из причин тревожности – это плохие отношения в семье. Любой конфликт отражается на ребёнке, он считает себя источником ссор. «Значит, я не такой, меня не любят, а если бы меня не было, всё было бы хорошо». Родители перестали быть гарантом безопасности, малыш чувствует, что с ними небезопасно, уровень тревожности растёт. Если эта ситуация повторяется, малыш беспокоится и за маму, и за папу, и за себя. Когда ссора только начинается, он уже предвкушает что‑то плохое, у него потеют ладошки, всё внутри дрожит. Это тот случай, когда родители сами развивают тревожность у детей. Вы думаете, что конфликт прошёл, помирились, и всё хорошо, но ребёнок это по‑другому воспринимает. Поговорите с ним, попросите прощения: «Ты не виноват, это наши с папой проблемы, мы погорячились, мы тебя любим и никому тебя не дадим в обиду».
Тревожные дети часто сидят одни, на краю стула, скованные, сжатые. Поднимайте им самооценку, говорите: «Ты у меня такой хороший, самый лучший». Хвалите за достижения и успехи, подбадривайте во время неудач. Когда ребёнок приходит раздражённый, справиться с этим состоянием поможет тактильный контакт, обнимайте его, чтобы он чувствовал себя защищённым, говорите, что всегда поможете.
Не кричите на ребёнка в тревожном состоянии. Ругая малыша за двойку, вы только увеличиваете уровень тревожности, а знания от этого не улучшатся. Переживания усиливаются от громких резких звуков, шумов, криков, поэтому оградите чадо от них и от конфликтных ситуаций. Создайте доброжелательную атмосферу, чтобы он чувствовал себя спокойно. Не добавляйте лишнего стресса.
Мнение
Как определить уровень тревожности?
1. Не может долго работать не уставая.
2. Не может сосредоточиться на чём‑то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий ребёнок очень напряжён, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряжённых ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется на то, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. Нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слёзы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество положительных ответов. Высокая тревожность – 15–20 баллов, средняя – 7–14 баллов, низкая – 1–6 баллов.