«На БАМе была настоящая жизнь». За что супруги из Строителя благодарны всесоюзной стройке
Владимир и Ирина Болдовские поделились с «Белгородскими известиями» воспоминаниями
-
Статья
-
Статья
В этом году Владимир Васильевич и Ирина Васильевна отметят бриллиантовый юбилей совместной жизни. Этот праздник они встретят в своём маленьком домике на окраине Строителя, где всегда рады гостям и вкусно пахнет чаем. А вечером, когда за окнами стемнеет, Владимир Васильевич достанет с полки большой фотоальбом, листая который они вместе с женой отправятся в путешествие по своему богатому впечатлениями прошлому.
По одной стезе
«Иди, садись рядом, моё сокровище, – с улыбкой приглашает Владимир Болдовский супругу. И пока та суетится по хозяйству, с гордостью говорит: – В декабре будет 60 лет, как мы идём вместе по одной стезе».
Познакомились они в родном городе Ирины Васильевны – в Чите. Владимир Васильевич проходил срочную службу, а потом работал водителем городского автобуса.
«Он меня высмотрел, когда я ещё в школе училась, в старших классах», – смеётся Ирина Васильевна.
И признаётся, что серьёзный парень из многодетной семьи, который вместо того, чтобы бегать на танцы, работал и упорно учился, сразу пришёлся ей по вкусу. Поженились они, когда невесте исполнилось 18.
«Восемь рублей в загсе заплатили за срочность – чтобы месяц не ждать, – и поставили нам эти штампы», – смеётся Владимир Васильевич.
«Не было у нас ничего – ни платья, ни застолья. Зато потом жизнь хорошая была. Он мне всё дал», – признаётся Ирина Васильевна, с любовью глядя на мужа.
Всю жизнь Владимир Васильевич проработал на автотранспорте, начиная с 16 лет, когда пришёл слесарем в автомобильное хозяйство. В армии служил в гараже штаба Забайкальского военного округа, потом там и остался. А после перешёл в автобусный парк Читы и, как сам говорит, ударился в учёбу. Окончил вечерний политехнический техникум, а затем и политехнический институт.
«Я тогда работал уже главным инженером, был начальником автоколонны в транспортном управлении и всё время слышал: «БАМ строят». Конечно, хотелось себя где‑то проявить, да и возраст ещё позволял. А там, видимо, опытных кадров не хватало. И мне дали разрешение на перевод. Обычно люди сами туда рвались и приезжали, а меня попросили», – рассказывает Владимир Васильевич.
Ирина Васильевна стремление мужа поучаствовать во Всесоюзной стройке поддержала. Так в 1977 году супруги Болдовские оказались на бурятском участке БАМа – в Новом Уояне.
Вертолёты для скоропорта
Тогда там не было по сути ничего: железную дорогу ещё не отсыпали, Северомуйск только строился.
Дали семье Болдовских половину брусового домика, который отапливался печкой. Главное, говорят супруги, было чем её топить: в тайге много валежника и сухостоя. Так что никакие морозы – а они там стояли очень сильные – были не страшны. Воду в посёлке развозили на водовозках, её надо было в бочки таскать, стирали вручную.
«Но этих сложностей я тогда не ощущала. Наверное, потому что молодая была. Зато с продуктами никаких проблем. Я когда первый раз в магазин пошла и увидела там эти ряды пачек чая со слониками… А я забайкалка – для меня чай превыше всего! Да и фруктов я столько в своей Чите не ела, сколько в Уояне. Клубника – пожалуйста! Вишня – пожалуйста! Абрикосы, черешня, персик… Вертолёты только успевали садиться», – вспоминает Ирина Васильевна.
Владимир Васильевич добавляет:
«Скоропортящиеся продукты доставляли на вертолётах. Площадка была как раз рядом с нашей автоколонной. А всё остальное – и продукты, и грузы, связанные со строительством, – на колёсах. Стране спасибо – бамовцев она кормила на совесть, обеспечивала всем. И зарплаты там были гораздо выше, чем на основной земле».
В месяц со всеми коэффициентами и премиями супруги зарабатывали около тысячи рублей на двоих. Поэтому ни на продуктах, ни на отдыхе Болдовские не экономили. Правда, Владимир Васильевич со смехом признаётся, что на курортах был лишь трижды в жизни. Пока были живы родители, в отпуск он ездил не на море, а к ним – косить сено. А вот Ирине Васильевне довелось отдыхать даже за рубежом – в Болгарии и Югославии.
Квартира с видом на Байкал
В должности начальника автоколонны в Новом Уояне Владимир Васильевич отработал два года. А потом его перевели в головной офис компании – в Северобайкальск, где семья получила отдельное жильё.
«Квартира была полуторка, но с хорошим метражом. Высокие потолки, паркетный пол и окна, которые выходили на Байкал. Это был первый многоквартирный благоустроенный дом в Северобайкальске. Когда мы заехали, его не сдали в эксплуатацию – коммуникации ещё не были запущены, хотя отделка уже была», – вспоминает Ирина Васильевна.
Владимир Васильевич со смехом уточняет:
«Поначалу даже воду не давали – приходилось её на третий этаж таскать из котлопункта. А однажды в декабре произошла поломка, и дня три-четыре не было ни света, ни отопления. Спали в одежде, в шапках с опущенными ушами».
Постепенно Северобайкальск рос и благоустраивался. Но главным богатством БАМа, по словам Болдовских, были люди, которые трудились на стройке железнодорожной магистрали. Владимир Васильевич с большой теплотой и благодарностью вспоминает коллег, с которыми ему довелось трудиться в те годы. В основном здесь работала молодёжь – это ведь была комсомольская стройка. Молодые парни со всей страны приезжали сюда и садились за баранки огромных многотонных грузовиков, с помощью которых делали отсыпку железнодорожной магистрали.
«У нас в автоколонне было много ленинградцев. А одна девушка – инженер с архитектурным образованием – работала кочегаром. Парни её жалели, дрова помогали таскать», – вспоминает Владимир Болдовский.
«Романтика большой стройки многих привлекала», – добавляет Ирина Васильевна.
Но не работой единой жили люди на БАМе. Здесь с размахом отмечали праздники – и бурятские национальные, и в особенности День строителя, устраивали спортивные соревнования. И всё это – прямо на берегу Байкала.
На БАМе Ирина Васильевна научилась солить рыбу и готовить другие рыбные блюда, например котлеты и колобки из щуки.
«Там рыбные места, в основном хариус водится. А однажды нас тайменем угостили – его вырезка как баранина. 36 кило весила рыба, икры было – пол-литровая баночка. Мы её подвялили – вкусный балык получился. Я и сейчас сплю и вижу тамошнего окуня – в духовку бы его!» – вздыхает женщина.
Трудовые доспехи
Через два года работы главным инженером автобазы в Северобайкальске Владимир Васильевич возглавил её.
«А была она немаленькая – обслуживала весь бурятский участок БАМа. 1 600 с лишним работников, 1 170 автомобилей, в том числе 800 импортных немецких магирусов. На них и самосвалах вся стройка держалась. Задания давали каждый день, обстановка напряжённая – но мы справлялись», – без ложной скромности говорит Владимир Болдовский.
Свидетельство тому – множество благодарностей за добросовестный труд, которые мужчина получил за 18 лет, проведённых на строительстве Байкало-Амурской магистрали. Ему присвоили звание заслуженного работника автомобильного транспорта республики Бурятия. Свои доспехи – так Владимир Васильевич называет пиджак с наградами – мужчина надевает по особым случаям. Одна из самых ценных для Болдовского – орден Дружбы народов, которым его наградили в 1985 году. А ещё у Владимира Васильевича есть медаль советского Фонда мира, куда он и другие работники автоколонны несколько раз в год перечисляли однодневный заработок. Кроме того, мужчина неоднократно становился почётным пассажиром поездов, которые запускались на новых участках БАМа, а затем он в числе первых проехался на сквозном поезде…
Ещё всем бамовцам, которые добросовестно трудились на стройке, через три года работы полагалась особая медаль. И будучи начальником автоколонны, Владимир Васильевич дал поручения отделу кадров оформлять её всем сотрудникам, которые уже отработали этот срок.
«Некоторые говорили: «Да зачем она мне?», а я настаивал: «Получите, внукам потом покажете, и они будут вами гордиться», – улыбается мужчина.
Ирина Васильевна отдала работе на строительстве магистрали 19 лет: она трудилась в отделе охраны труда на автобазе, которую возглавлял её муж.
«Мы БАМу многим обязаны. Там мы увидели настоящую жизнь. Жили и работали на совесть», – заключает Владимир Васильевич.
Ехали в тепло
Когда БАМ достроили, Владимиру Васильевичу с супругой по программе переселения дали квартиру в белгородском Строителе. Так в середине 90-х Болдовские оказались в Белгородской области.
«Мы хотели в тепло, поэтому и решили переехать сюда. А тут зимы как раз суровые пошли – морозы, ветер. В Уояне жили – полста, и ничего, никаких обморожений. А тут в –30 поехал как‑то в командировку в Прохоровку и щёку отморозил», – смеётся Владимир Васильевич.
Но в целом на здоровье супруги не жалуются, хотя почти 20 лет жили и работали в непростых погодных условиях. Глава семьи считает, что это благодаря отсутствию вредных привычек.
«Я в Сибири детство прожил, она – забайкалка. Мы как дома там были, хотя на БАМе, конечно, холоднее. А летом жарко – солнце печёт. Природа там красивая, но не будешь же всё время, как волк, на эту тайгу смотреть. На большую землю всё равно тянет», – заключает Владимир Васильевич.
На белгородском строительном предприятии, куда его позвали работать, Владимир Болдовский трудился 14 лет – главным механиком треста, завгаром автоколонны № 105. На заслуженный отдых его отпустили лишь в 74 года.
Через несколько лет после переезда в Белгородскую область супруги поменяли городскую квартиру на уютный домик в пригороде Строителя и сейчас ведут спокойную размеренную сельскую жизнь. Потихоньку копаются в земле, завели тепличку. На небольшую пенсию – они немного не доработали до того, чтобы получать северные надбавки, – не жалуются. А просто живут и радуются приятным мелочам: вкусному чаю, цветущему саду. А главное – тому, что они есть друг у друга уже без малого 60 лет.
Тамара Акиньшина