«Это была другая жизнь». Зачем Юрий Самойлов собирает значки о Байкало-Амурской магистрали
В гостях у коллекционера побывала «Белгородская правда»
-
Статья
-
Статья
В Дальней Игуменке Корочанского района на улице Бамовской живёт бывший строитель БАМа, который почти 40 лет коллекционирует значки и медали бамовской тематики.
Станция «Молодость»
Проездные билеты, пакетированный сахар, наклейки с фруктов и овощей, сим-карты, хвостики от застёжек молний, песок океанических островов… А что коллекционируете вы? Юрий Самойлов почти 40 лет собирает историю БАМа в значках и медалях. Все стены увешаны: 1,5 тысячи нагрудных знаков хранятся в специально изготовленных планшетах под стеклом. Как обломок сосуда помогает археологу восстановить картину древнего мира, так и эти значки хранят отпечатки истории грандиозной стройки Сибирской железной дороги.
Там, на одной из станций, прошла половина жизни Юрия Самойлова. Вспомнить всё, вернуться назад, найти свои следы помогает коллекция.
«БАМ после Сызрани, откуда я родом, показался новой планетой. Это была какая‑то другая, ужасно интересная жизнь. Столько людей из разных уголков страны, сколько я там повидал, я б никогда не встретил в Сызрани. Не получил бы столько знаний, опыта, друзей. До сих пор поддерживаю отношения с двумя сотнями бамовцев», – рассказывает Юрий Григорьевич.
Чудаки ехали на комсомольскую стройку за романтикой, электромеханик Самойлов отправился за жильём. В «щитовухе» со всеми удобствами во дворе у него оставались жена и маленький сын. Через пару-тройку лет в Северобайкальске в новеньком доме семья Самойловых прописалась в полном составе. И так уж вышло, что стройка века с вечномёрзлыми грунтами приморозила к себе капитально. Отпустила только через 34 года с государственной наградой – медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» и почётным званием «Ветеран БАМа».
«На север рвались многие. В Сызрани, когда бывал в отпуске, у меня спрашивали: как туда попасть? Помимо особой атмосферы, экзотики, БАМ привязывал материальными благами, льготами. Кроме квартир, люди ехали туда за машинами. На большой земле за авто можно было простоять всю жизнь. А на севере уже через три года бамовец получал чек на покупку», – продолжает коллекционер.
В народе сложилось мнение, что строители дороги от Байкала до Амура – люди богатые. Действительно, за особые условия работы платили прилично. Зарплаты были в два-три раза больше, чем на большой земле. Кроме того, раз в два года бамовец и один член семьи имели право на бесплатный проезд самолётом или поездом.
«Снабжение на БАМе было на высшем уровне. В 1975-м мы приехали из Казахстана. У нас глаза на лоб полезли от того, что мы увидели в магазинах: шоколад, сгущенка, финские сапоги, дублёнка, джинсы, ковры – дефицитный товар, о котором можно было только мечтать», – вспоминает Светлана, супруга Самойлова.
Она окончила семь классов, когда отец заявил: «Даёшь БАМ!», и семья собралась вслед за ним, как это было всегда. Валентин Алексеев – советский идеалист и патриот – не мог оставаться в стороне, когда страна осваивала целину, добывала уголь, а затем бросила клич «строить путь железный». «Рельсы упрямо режут тайгу. Дерзко и прямо в зной и пургу» – эти строки из песни Виталия Петрова точно про него.
«Папа работал бурильщиком. Они шли самые первые, пробивали в скалах тоннели, а за ними двигались укладчики рельс. Я там окончила школу, затем иркутский вуз. Всю жизнь проработала экономистом на железной дороге», – продолжает Светлана.
Три заглавные буквы
«Я оказался на магистрали в 1975-м, значки с бамовской тематикой появились через год. Пытался узнать, сколько таких всего было выпущено в стране, никто не может ответить. Больше всего их клепали в Чите, были там такие предприятия художественного промысла. В среднем значок из недорогого алюминия стоил 10 копеек. Все хотели быть причастными к самой масштабной стройке СССР, потому заказывали их. Другие собирали, прикалывали к красивому полотенцу и вешали на стену», – с улыбкой вспоминает Юрий.
По этим значкам можно изучать историю и географию Всесоюзной комсомольской стройки. Так, в 1974–1984 годах проходил основной этап строительства. Тысячи людей работают на предприятиях «Водрем», «Углестрой», «Бамтрансвзрывпром» СУ-9, «БАМстроймеханизация», «Трестмостстрой», УС «Бамстройпуть», «Тресттындастрой», «Байкало-Амурская железная дорога», «Бамтоннельстрой»… И каждое из них могло похвастаться своей серией значков.
Или, например, завершалось строительство главного пути, и причастные к этому заказывали значки на память для своих работников. Очередной мост, туннель, новая железнодорожная ветка, золотой рельс – штамповальный станок без устали клепал металлические заготовки. Почти на всех красовались три заглавные буквы.
На магистрали трудились жители крупных городов и посланцы бывших советских республик. Северобайкальск строили ленинградцы, Тынду – москвичи, станцию Чара – Казахстан, Куанду – Узбекистан, Икабью – Грузия, Новый Ургал – Украина. По мере роста городов и посёлков рос и тираж значков.
У каждого комсомольского отряда были свои значки (считалось, что они вдохновляли молодёжь на трудовые подвиги). От них не отставали библиотеки, пионерские лагеря, детские садики, школы, СПТУ, клубы служебного собаководства. Творческие фестивали, спартакиады – всех требовалось обозначить.
В 1989-м на БАМе состоялся шахматный турнир. Родился новый очень красивый значок из латуни, с эмалью, в форме шахматной доски. Сегодня это коллекционная редкость, за которой многие гоняются. Он есть у Самойлова. Или вот в 1988-м лор-врачи проводили тут конференцию, и каждый уехал домой со значком на груди. Даже врачебно-санитарная служба Тынды имела свои значки.
«Сегодня коллекционерам проще. Благодаря интернету я всего за год смог увеличить своё собрание на 100 экземпляров. Редкие стоят прилично, начальная цена может стартовать от 5 тыс. рублей. Сейчас значки клепают все кому не лень, это производство оказалось золотой жилой. Официально 50-летие БАМа будут отмечать через два года, а в Хабаровске уже начали делать значки к этой дате», – замечает коллекционер.
На фоне лучей
Но больше всего душу Самойлова греют юбилейные бамовские медали к 20-, 30-, 40-, 45-летию строительства. Король коллекции – ромбовидный нагрудный знак «Лучшему ударнику Байкало-Амурской магистрали» 1932 года, которым отмечали заключённых БАМлага. Фактически первыми строителями были не комсомольцы, а осуждённые, отправленные в тайгу. Самойлов раздобыл такой знак пять лет назад, но пока не выяснил, кому он принадлежал:
«Мне интересно, кто какие делал медали. Выпуск некоторых был налажен в Ургале, Усть-Куте, Магистральном, Тайшете. К 30-летию БАМа Министерство путей сообщения выпустило медаль для работников локомотивного депо станции Новая Чара. Таким же образом отметили круглую дату в том же году и строители-ленинградцы. Выпустили их и для железнодорожных войск, которые сооружали восточную часть дороги, начав с Хабаровска».
Самойлов каждый день следит за новостями с БАМа. Радуется начавшейся модернизации, развивающейся инфрастуктуре, новым веткам и новым людям, которые теперь там работают. Два года назад съездил на торжества по случаю 45-летия одной из крупнейших железных дорог в мире. Год назад на фасаде своего дома изобразил панно – на фоне лучей поднимающего солнца на зрителя летит поезд. Рядом три гигантские буквы. Картинку взял со значка ВЛКСМ. Возился целый месяц, вспомнил свои штукатурно-малярные навыки, которые получил на БАМе. Сейчас присматривается к ещё одной стене. БАМ, как оттиск на металле или татуировка, впечатался в него – не вытравить.
Анна Золотарёва