Покорители тайги. Полвека назад началось строительство БАМа
В Белгородском историко-краеведческом музее работает выставка «Даёшь БАМ!», посвящённая 50-летию начала строительства магистрали
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Байкало-Амурская магистраль – грандиозный инженерный проект и символ человеческого упорства. Железная дорога проходит через Восточную Сибирь и Дальний Восток, а её протяжённость составляет более четырёх тысяч километров.
Всесоюзная ударная
Планы создания дороги появились ещё в конце XIX века. Но в то время не было ни технических, ни человеческих ресурсов. В 1932 году вышло постановление о старте строительства БАМа, но началась Великая Отечественная война и часть готовых железнодорожных путей разобрали для Сталинградской битвы. К полномасштабной работе приступили в 1974 году.
«В посёлок Звёздный приехала молодёжь с горящими глазами, с горячими сердцами. Первое время они жили в палатках, разжигали костры, – рассказывает старший научный сотрудник музея Анна Гончарова. – У нас есть стенд, посвящённый созданию железнодорожного пути. Укладка проходила в три этапа: сборка элементов пути на подготовленное щебёночное основание, затем засыпка земляного полотна и выправка».
Для привлечения кадров на 17-м съезде ВЛКСМ БАМ объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, на которую отправились массы молодых людей (первый отряд был сформирован прямо на съезде). На выставке можно увидеть фотографии комсомольцев-первопроходцев, отправившихся покорять тайгу. Среди них – Николай Михайлович Копелев, который передал музею свой костюм. На фото он стоит в посёлке Звёздном возле огромной палатки, где жили по 10–15 человек.
«Кроме комсомольцев, БАМ строили ещё железнодорожники. Впервые они поехали туда в 1979 году. Конечно, для молодёжи важно было организовать интересный культурный досуг. Работал грандиозный агитпоезд, который назывался «Комсомольская правда». В нём выступали талантливые ребята со всей страны. Белгородские актёры из народного студенческого театра технологического института тоже ездили на БАМ и показывали спектакль «Лекарь по неволе», получив за него почётную грамоту. Выступали и знаменитые артисты – Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Валентина Толкунова, – продолжает рассказ Анна Гончарова. – Многие бамовцы ехали на стройку с гитарой. Мы сделали оформление одного из стендов, как молодой человек идёт с музыкальным инструментом Байкало-Амурская магистраль делилась на три участка».
Строительство западного и восточного шло параллельно, и потом они сомкнулись:
«Есть такая шутка, что БАМ – это мосты, соединённые дорогами, ведь на нём их расположилось более 2000 штук».
Арбат и сокольники
Западный участок начинался с Тайшета, на него направили крупнотоннажные грузовые автомобили, например, немецкий Magirus:
«Он был приспособлен для работы в сложнейших условиях. Мы понимаем, что это Дальний Восток, это Север. Там могут доходить температуры до минус 50 градусов по Цельсию. Не каждая техника выдержит. Magirus же выдерживали и даже приноровились. Но строители часто не глушили транспорт, иначе машина могла не завестись».
Юрии Григорьевич Самойлов проработал на БАМе 34 года, в городе Северо-Байкальске он настраивал телетайпную связь (проводное средство общения).
«Приехал молодым человеком, а уехал ветераном строительства БАМа. У него множество медалей. На стройке Юрий Григорьевич увлёкся коллекционированием значков. Бамовцы их выпускали к каждому интересному событию – от фестиваля до спартакиады. Значки служили способом поощрения, мотивации молодых людей. В коллекции Самойлова более полутора тысяч экземпляров, она постоянно растёт. Сейчас Юрий Григорьевич живёт в Дальней Игуменке и передал нам для выставки небольшую часть своих сокровищ», – говорит Анна Гончарова.
Столицей центрального участка называли город Тынду. В основном его строили москвичи, потому многие улицы получили столичные названия – Арбат, Сокольники и другие. В Тынде создали уже более комфортные условия, и люди жили не в палатках, а в вагончиках-бочках. Со временем появились школы, больницы и детские сады, сформировался полноценный город.
«У них интересный железнодорожный вокзал, выполненный в форме птицы, – говорит Анна Юрьевна. – На выставке представлен сувенир из чароита, который повторяет очертания здания. Центральный участок строил Николай Александрович Чепелев, он родом из Волоконовки. Работал слесарем по ремонту Восточно-Сибирского управления механизации и очень увлекался спортом. Кросс, карате, спартакиады – всем занимался, награждён многими медалями».
Восточный участок от Тынды до Комсомольска-на-Амуре строили военные-железнодорожники:
«За него отвечал Николай Ковалёв – генерал-майор железнодорожных войск. В его подчинении находилось 2000 военнослужащих. Строительство посёлков и искусственных сооружений, отсыпка земляного полотна, укладка пути, установка опор электроснабжения – всё это он контролировал. Николай Иванович предоставил нам свою форменную одежду, награды, медали».
У Николая Ивановича сложилась династия военных железнодорожников, по его стопам пошли два сына, а один из внуков трудится сейчас на строительстве Восточного полигона, который называют в народе «БАМ-2».
Золотое звено
Специфика дороги заключалась в параллельном строительстве. Когда она сомкнулась, заложили «золотое звено». Белгородец Иван Деревянкин – бригадир бурильщиков спецуправления № 81 треста, был в числе его укладчиков. На снимках тех лет у него на плече – лента, сейчас она среди экспонатов выставки. На обратной стороне написаны пожелания от других бамовцев.
«Всего на магистрали расположено 8 тоннелей, – объясняет старший научный сотрудник. – Самый длинный и самый сложный – Северомуйский. Его начали строить в 1977 году, а закончили только в 2003-м. Люди работали в тяжелейших условиях, была огромная сейсмическая активность. Наши земляки Сергей Лунёв и Владимир Михайлов участвовали в строительстве тоннеля. Случались и трагедии. Например, когда прорубали тоннель, не учли, что там есть подземное озеро. Вода, смешанная с камнями и глиной, рванула на людей, и они погибли».
В 2018 году создано «Бамовское содружество». В Белгороде региональное отделение открылось в 2022-м, сейчас в нём состоят более 700 ветеранов. К 50-летию начала строительства БАМа участники получили памятные медали.
Среди награждённых – Иван Войкин. Он приехал на БАМ из Петропавловска и проработал 34 года.
«В 1976 году, в августе, я вышел на станции «Бамовская» возле города Сковородино. До Тынды добирался на военном автобусе, другие не ездили. Был огромный поток молодёжи со всего СССР. Работы тоже хватало, – вспоминает Иван Кузьмич. – Я попал в 94-ю механизированную колонну. Мы занимались возведением земляных сооружений, в основном отсыпкой земполотна. На участки рабочих закидывали на вертолётах, как десанты. Автомобильных дорог тогда и в помине не было, делали насыпные, но их постоянно размывало, кругом озёра, реки. А потом вертолёты забрали, и стало тяжелее. Например, если бульдозер ломался, то любую деталь можно было по воздуху быстро доставить, а так приходилось ждать, пока по бездорожью привезут».
Сегодня Байкало-Амурская магистраль является важнейшим транспортным коридором и обеспечивает экономический рост, развитие инфраструктуры и улучшение качества жизни людей. Вклад белгородцев в создание этой жизненно важной артерии навсегда останется в истории страны.
Маргарита Грачёва