«Мы ревели на перроне». Почему приехавшие из Армении сёстры вспоминают её спустя 50 лет
«Белгородская правда» продолжает рассказывать о жизни в республиках СССР
-
Статья
-
Статья
Сёстры Людмила Смирнова и Елена Уткина – из поколения детей советских военнослужащих, исколесивших СССР вместе с родителями вдоль и поперёк. Их папа Григорий Постолов – участник Великой Отечественной войны, битвы на Курской дуге. После Победы преподавал в Харьковском танковом училище, потом был направлен на Сахалин, далее во Львов, снова на Сахалин, а в 1959 году – в Ереван, где семья прожила 12 лет.
«Это было самое светлое, самое счастливое время. И хотя мы уехали из Армении подростками, она до сих пор нас не отпускает», – говорят сёстры.
Сегодня их семьи осели в Белгородской области. Но именно в Армении, признаются героини, они получили важнейшие житейские уроки, которые повлияли на взгляды, на то, какими они стали.
Благодарность
«Мне было лет девять. Шли с папой по улице, а навстречу – старик-армянин. Отец всегда ходил в форме, все видели, что он военный. И когда мы поравнялись, дедушка вдруг поклонился ему в пояс, – вспоминает Елена Уткина. – Я была поражена. Спросила папу: почему он тебе кланяется?»
Григорий Васильевич тогда рассказал дочке, как во время армяно-турецкого конфликта в 1915 году вмешательство русской армии многим армянам спасло жизнь. До сих пор это больная тема для каждой армянской семьи, а тогда, в 1960-е, – открытая кровоточащая рана.
«Из объяснения отца я поняла, что пожилой армянин поклоном поблагодарил в его лице всех российских солдат за то, что не дали погибнуть ему и его родным», – продолжает Елена Григорьевна.
Упомянутый случай – не единичный пример: девочки повсюду наблюдали особое уважение к отцу-военному.
«Даже когда мы заходили с папой в автобус, ему, мужчине, всегда уступали место», – продолжает другая сестра, Людмила Григорьевна.
Согласитесь, что сегодня этот рассказ воспринимается по‑другому. В современном мире, когда история легко перелицовывается, способность одного народа и через десятки лет быть благодарным за спасение другому выглядит как особый дар. Именно он скрепляет межчеловеческие отношения, гасит войны и ненависть, даёт силу прежде всего тем, кто проявляет такие чувства.
Дружелюбие
Национальный вопрос для сестёр Постоловых остался в разряде истории, потому что, по их признанию, ни разу на себе они не испытали предубеждения и негатива со стороны местного населения.
«Тогда никто никого не разделял по национальностям, акцент на этом не делал. Праздники были общие, советские, интересы тоже. Мы учились в русской школе с детьми из разных уголков СССР. И сегодня общаемся с одноклассниками, соседями, кого смогли найти через соцсети», – рассказывают собеседницы, показывая десятки школьных фотографий (их сберегли даже во время многократных переездов).
Тёплые отношения нередко поддерживались с чисто кавказской щедростью и широтой.
«Автобус в Ереване ходил по кругу. Ходил редко и переполненный, и если пассажир втискивался в заднюю дверь, то стоящий впереди знакомый обязательно платил за него водителю, – вспоминают женщины. – Это даже не обсуждалось. И выглядело как знак внимания к человеку. И мы потом этому научились. А ещё, если в автобусе не доставалось места и приходилось стоять, сидящие обязательно забирали у тебя сумки».
Известно, что в Армении, вопреки советским идеологическим установкам, было принято стремиться к хорошей жизни, богатству, но людей оценивали исключительно по человеческим качествам. Людмила и Елена признаются: уехав из Еревана (служба отца на тот момент закончилась), они долго не могли привыкнуть к тому, что придётся жить без атмосферы открытости, заботы, в которой выросли.
Кстати, провожать красавиц-сестёр пришли тогда десятки ереванских знакомых.
«Мы все так ревели на перроне! Не могли оторваться друг от друга. И ещё сутки в поезде плакали. Казалось, что жизнь закончилась и больше никогда у нас не будет таких друзей. Что, по большому счёту, оказалось правдой».
Гостеприимство
«Армяне – гостеприимный народ. Если ты к ним с открытой душой, для тебя сделают всё», – уверяют сёстры.
Хозяйки рассказывают про местные традиции, и становится ясно, что для жителей Армении значит слово «гостеприимство».
«Я, будучи замужем, прилетела с супругом в Ереван на один день, – делится Елена Уткина. – Прежде были такие рейсы из Харькова типа тура выходного дня – туда и обратно. Но вдруг начались какие‑то сумасшедшие снегопады, и рейс постоянно переносили. В результате мы задержались в Ереване на три дня. Так вот всё это время мои армянские одноклассники и их друзья передавали нас, что называется, из рук в руки, не оставляя ни на минуту: кормили, поили, развлекали, возили на экскурсии, давали ночлег. За три дня мы посмотрели полстраны. Боря (супруг Елены Григорьевны – прим. авт.) восторгался – подобной встречи в его жизни не бывало».
Хлебосольство армянских друзей – вообще отдельная песня.
«Продай всё, но стол гостю накрой. Причём в армянских домах на праздники собираются десятки, сотни людей, гуляют несколько дней, и столы ломятся от вкусного угощения».
Такого правила белгородская семья придерживается и в своём доме: то и дело у них праздник, встреча с друзьями.
«Если люди узнают, что у нас снова гости, уже шутят: вы точно не армяне?»
Единение и сплочённость
В нынешнем году ровно 50 лет, как Постоловы не живут в закавказской республике, но им всё время что‑то напоминает, что они были её частью, входили в большую и дружную международную семью.
Людмила Григорьевна, например, в разных городах страны трудилась врачом. Если приходил пациент родом из Армении и в разговоре узнавал, что она заканчивала на его родине школу (заметим, с серебряной медалью), училась в Ереванском мединституте, то отношения сразу перерастали практически в родственные.
«Сколько было ситуаций, когда слова «Я жил в Армении» открывали нужные двери, нам оказывали помощь, на которую мы и не рассчитывали. Для меня и моих близких они давно стали паролем, пропуском к чему‑то важному, хорошему», – с чувством говорит Елена Григорьевна.
Для её дочери Лидии армянское детство мамы и тёти тоже не прошло бесследно. Так, несколько лет назад она работала переводчиком в Вене, помогая русскоговорящим онкобольным детям и их родителям общаться с медиками. И если туда попадали выходцы из Армении, её воспринимали как члена семьи.
«Однажды в Австрию приехала делегация российских детей-сирот по благотворительной линии. За время пребывания им надарили огромное количество подарков, и когда настало время улетать, оказалось, что ручная кладь каждого из них вместо семи разрешённых килограммов тянет на 20. Видя моё замешательство, подошёл служащий аэропорта – оказалось, наш, армянин. Я рассказала, что моих родных связывает с Арменией. Не знаю, что этот парень делал, с кем договаривался, но все детские рюкзачки зарегистрировали бесплатно, ни у одного ребёнка не забрали его игрушки», – улыбается Лида.
Любовь навечно
Хозяева показывают нам семейные реликвии, хранимые много лет: металлическую чеканку, копию креста хачкар, посуду, книги и документы на армянском языке. Рассказывают, что и сегодня на их столе всегда есть лаваш, домашний сыр и много зелени. Они умеют варить варенье из молодого грецкого ореха, создавать в доме уют и красоту. Но главное – жить со всеми в добрососедстве, как их научили в детстве и юности.
Мы почти не говорили, какой была экономика республики при СССР, как она снабжалась, чем запомнилась природа и какие в Армении достопримечательности. Это, конечно, важно. Но важнее любовь к Армении, её народу, которую бывшие жители пронесли через годы.
«Жили дружно, помогали друг другу, это было райское, сказочное место на земле», – резюмирует разговор 94-летняя вдова советского офицера Лидия Постолова.
На склоне лет она вернулась с детьми на родину – Лидия Сергеевна родом из Ракитянского района. Но душа, как и у дочерей, до сих пор тоскует по горным вершинам, которые в ясную погоду были видны с её балкона, вкусному хлебу и добрым улыбкам соседей.
«Очень скучаем. Мечта – увидеть места нашего детства, своих друзей, – с особым чувством делятся с нами хозяева. – Знаем, что сейчас там всё иначе. Но тянет невероятно, не отпускает нас любимая Армения».
Ольга Бондарева