Каким помнят белгородцы своё пионерское детство
Истории пионеров 1970-х годов
-
Статья
-
Статья
Клятвы, атрибутика, высокая идеология – всё это, конечно, присутствовало. Но прежде всего пионеры были детьми, и сегодня наши герои вспоминают истории о своём детстве с улыбкой.
Пионер Олег Кокотов
Ветер в ушах
«Благодаря пионерии в 7-м классе у меня появился первый велик. В дружине объявили сбор металлолома, натаскали гору ржавого, в ней откопал старую велосипедную раму. Дома приделал руль и сиденье от мопеда. Колёса тоже где‑то подобрал, дырявую камеру заменил шлангами для полива. Покрасил всё масляной синей краской.
«Катался так, что ветер в ушах свистел, а уголки галстука били по лицу: я никогда его не снимал и спал в нём».
Вначале долго не мог научиться повязывать. Опаздывал в школу. Потом стало лень каждый день снимать – надевать. Но чаще от усталости забывал развязывать. Набегаешься за день, ноги заплетаются, валишься на кровать, как срубленный, про галстук не думаешь».
Пионер Александр Трунов
Туда-сюда бесплатно
«В 1969-м с друзьями решили отметить День пионерии. Я, Серёжка Толкунов и Юрка Каменев. Сходили в кино в «Победу», воды с лимонадом из автомата напились – хорошо погуляли. Всё потратили до копейки.
«Едем домой, автобус № 15 шёл на винзавод. Кондукторша кричит: «Передавайте за проезд». Мы не реагируем. Тогда в городе говорили, что в День пионерии для пионеров проезд бесплатный».
Кондукторша поймала нас, требует денег, по 5 копеек за билет. Объясняем: мы пионеры. «Где галстуки?» – спрашивает. Достали из карманов, повязали. Она не отстаёт, говорит: «Нет такого постановления – даром пионеров туда-сюда возить». И высадила на остановке «Лимонный завод», до дома ещё прилично оставалось идти. До сих пор думаю, надурила она нас тогда или нет».
Грабёж средь бела дня
«В 5-м классе объявили сбор металлолома. Смысла искать по дворам возле нашей школы не было, рядом стоят три – № 8, 10 (старая) и 21. Всё подобрано до гвоздика и сдано.
Мой сосед, дядя Витя Боков, работал сварщиком в автоколонне 1402 и говорит: «Приходите, при вас разрежу старый автобус. Больше всех сдадите, если унесёте».
«Портфели кинули в классе, побежали в автоколонну. Набрали много, мне, как самому высокому, досталось больше всех. С перекурами еле дотащили почти до школы. Устали, но рады, что у нас будет самая громадная куча».
И тут на нас напали восьмиклассники из 21-й школы. Отобрали всё. Пришлось возвращаться к дяде Вите на работу. Через три дня в школьной газете появились итоги сбора металлолома, где наш класс занял первое место».
Пионерка Татьяна Соболева
Алый галстук на груди
«В СССР в пионеры принимали школьников с девяти лет. Заканчивался октябрятский возраст и на смену естественно приходил пионерский.
Красногалстучниками становились практически все ребята. Но интрига заключалась в том, что лучших принимали в первую очередь. Учителя не ленились об этом напоминать, и постоянное подстёгивание работало! Третьеклассники изо всех сил старались к торжественной дате подтянуть и успеваемость, и дисциплину. Нынешней молодёжи вряд ли это знакомо — распирающая гордость от того, что на твоей груди алый галстук появился раньше, чем у товарища.
«А ещё ребята советского образца обязательно учили клятву пионера. Её вместе с гимном, таблицей умножения и системой мер часто печатали на обороте школьных двухкопеечных тетрадок. Однако выученная назубок, она могла в самый ответственный момент напрочь вылететь из головы. Лично со мной так давным-давно и случилось».
Торжественная линейка, вынос знамени дружины, горн, барабаны, клятва — апофеоз ритуала. Член КПСС, комсомолец или пионер-старшеклассник вручал новичку красный галстук — знак принадлежности к пионерской организации, частичку её знамени. Три конца алой косынки (в 1980-е годы из ацетатного шёлка) символизировали нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров.
Многие школы принимали в пионеры в музеях, домах культуры, на городских площадях, у памятников вождю Октябрьской революции. В торжествах нередко участвовали и ветераны войны. Новоиспечённые пионеры шли по улицам с гордо распахнутыми курточками, в расстёгнутых пальто, чтобы всем был виден их развевающийся на ветру алый галстук. Большинству школьников галстуки повязывали 22 апреля, в день рождения Ленина.
Пионерские галстуки можно было купить в канцелярских магазинах (отделах), и, несмотря на дефицит всего и вся, в продаже они наличествовали всегда. Воспитание подрастающего поколения шло до конца без перебоев в торговле соответствующей символикой.
Из пионеров можно было выбыть по возрасту: 14-летним подросткам открывалась прямая дорога в комсомол. А вот хулиганы и двоечники могли покинуть организацию намного раньше. Драчунов и лентяев сначала обсуждали на сборе звена, отряда, совета дружины. Выносили замечания, предупреждения. За неудовлетворительное поведение могли исключить из организации. Однако на практике крайние меры применялись редко».
Пионер Николай Михайлов
Развесёлое ЧП
«В пионерскую дружину меня принимали в 4-м классе. Помню, когда все хором повторяли: «Клянёмся, клянёмся, клянёмся», у меня побежали мурашки и почему‑то похолодел затылок».
Учился я неважно. Мать на коленях со слезами на глазах умоляла: доучись до 8-го класса. Она была рядовой колхозницей, а меня хотела видеть большим начальником. Вымолила.
По всем прикидкам из меня должен был получиться хулиган. Бабы в магазине, встретив мать, пугали: «Шантрапа растёт». В воспитательных целях дома мне прилетало ухватом по спине не раз и не два. Но, видимо, не помогало.
Весна. 7-й класс. Солнце пригревает мою парту и макушку. Улица зовёт. Сижу, соображаю, как сбежать с уроков. Вспомнил, как вечером мать откуда‑то принесла страшный по тем временам дефицит – пачку заводских живых дрожжей с синими буквами на бумажке. Так приятно запахло в доме. В продаже их никогда не было. Надо было доставать.
«На кулич к Пасхе. На бражку. Дядя Коля обещался крышу поправить. Поблагодарить будет чем», – говорила радостная мать.
Нашла чистую тряпочку, замотала кирпичик, как ценность, и в погреб опустила.
На перемене побежал домой. Через час вся школа знала о ЧП в нашем уличном туалете. Зайти туда осмелился только директор школы. И вылетел, как ракета, зажав нос. Учителя стояли строгие, а дети умирали от смеха. Уроки сорваны.
В туалете в подогретой солнцем жиже дрожжи работали безотказно. Внизу всё бурлило. Ароматы – промолчу. На следующий день – расследование: кто что видел, кто что бросил в выгребную яму. Толком и уроков не вели. Два дня веселья и вольницы. Но от матери сильно влетело за дрожжи».
Сеть-занавеска
«Увидел, как пацаны на речке здорово ловят рыбу в тюлевые занавески. Побежал домой, знал, где мать положила новенький тюль, с ценником. Тогда же негде было достать такой ерунды, добывали по знакомству.
Вечером прихожу довольный – добычу принёс. Сейчас мать похвалит, что я такой взрослый стал, думаю. Она как увидела «сеть», глаза закрыла и рот рукой зажала. Я только тогда и понял, что совершил что‑то страшное».
Запертые
«В нашу школу приезжали разные комиссии. Ожидая их, нас заставляли особенно тщательно вылизывать двор, мыть и чистить коридоры, классы. Мы это всё дружно ненавидели.
«Не знаю, кто придумал в день приезда комиссии закрыть учителей с директором. На перемене все взрослые как по команде собрались в учительской, может, обговаривали какие‑то моменты встречи. И их закрыли на деревянную швабру, просунув её через ручки дверей».
И школа оглохла. Все тихо сидели в классах, как будто ничего не случилось. Через окна видели, как приехала комиссия. Зашла в школу. Стоят, ждут. Посылают какогото пионера в учительскую, а тот не возвращается.
Сами идут на второй этаж. Дверь в учительской ходит ходуном, но швабра держится. Учителя наши кричат: «Сейчас же откройте!» Комиссия и открыла. Потом на учителей наших орал главный из проверяющих».
Анна Золотарёва