Под звуки горна. Какими атрибутами нам запомнилась пионерия
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
В день рождения Всесоюзной пионерской организации вспоминаем её главные атрибуты, символы и ритуалы.
Клятва
Её должен был произнести каждый школьник, которого принимали в ряды пионерской организации. Клятву учили заранее, чтобы ни в коем случае не забыть её слова на торжественной линейке. Звучала она так:
«Я (имя, фамилия), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину. Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит коммунистическая партия. Всегда выполнять законы пионеров Советского Союза».
Салют
Этот жест являлся приветствием и одновременно символом готовности пионера к активному действию. При салюте пионер поднимал над головой согнутую в локте правую руку с прямой кистью, обращённой ребром к голове, и плотно сжатыми пальцами, которые символизировали единство пионерской организации. Салютовали пионеры, отвечая на девиз, по команде «равнение на знамя», у памятников и обелисков павшим воинам и в некоторых других торжественных случаях.
Галстук
Приём в пионеры – своеобразный обряд инициации – не мог обойтись без этого треугольного лоскутка красной ткани, который в торжественной обстановке повязывали на шею 10-летней подрастающей смене. Свои пионерские галстуки новоиспечённые пионеры наглаживали каждое утро, а потом связывали концы особым узлом. Сперва галстуки были ярко-красными и хлопковыми, затем их стали отшивать из оранжево-красного ацетатного шёлка. Стоил такой галстук 58 копеек.
Значок
Его вручали вместе с галстуком. Он представлял собой красную пятиконечную звезду в языках пламени с профилем Ленина и девизом «Всегда готов!». Носили его на левой стороне груди.
Горн
Это был не просто музыкальный инструмент. Его звук призывал и объединял пионеров, пробуждал в них смелость и отвагу, приветствовал вынос знамени отряда. Особенности внутреннего строения и хитрая изогнутая форма инструмента позволяли извлечь из него четыре основные ноты: до, соль, верхнее до и верхнее ми. Но чтобы играть на горне, в него недостаточно просто дуть. Для этого надо было уметь правильно складывать язык и губы, иначе вместо чистого и пронзительного звука получалось шипение и свист.
Должность горниста была почётной и ответственной. Он должен был уметь подавать разные сигналы: привлекающий внимание («слушайте все!»), сборный, тревожный, маршевый, походный и другие. На линейке горнист стоял на правом фланге рядом с барабанщиком, в колонне шёл сразу за знаменосцем.
Барабан
Барабанная дробь сопровождала все выходы пионерского отряда. Под неё пионеры строились, шли в поход, маршировали на парадах. Должность барабанщика, как и горниста, тоже была почётной и выборной. Барабанщик должен был уметь выполнять все строевые приёмы и исполнять марш и дробь. Чтобы играть на инструменте правильно, барабанщики ударяли палочками в такт заученным наизусть и произносимым про себя стихам:
Бей, ба-ра-бан-щик, в ба-ра-бан,
Бей, ба-ра-бан-щик, в ба-ра-бан,
Бей, ба-ра-бань, ба-ра-бань, ба-ра-бан-щик.
Бей, ба-ра-бан-щик, в ста-рый ба-ра-бан.
Тетрадь
Многие новоиспечённые пионеры заводили особую тетрадь, куда вписывали идеологическую информацию о пионерских символах – галстуке, значке, знамени, а также биографические сведения о дедушке Ленине и героях-пионерах. В качестве иллюстраций использовали рисунки и вырезки из «Пионерской правды». Заголовки обычно писали под трафарет фломастерами.
Костёр
Являлся одним из ярких ритуальных мероприятий. Дрова на него складывали в виде шалаша, чтобы получился высокий столб огня, устремлённый в небо. Изначально пионерским называли большой костёр, который зажигали в последнюю, «королевскую» ночь в пионерлагере. Пионеры, рассевшиеся вокруг огня, разговаривали о будущем и рассказывали друг другу страшилки, пели песни, ели вкусности. Впоследствии пионерским стали именовать даже обычный костёр, который зажигали вечерами в походах.