Задача воспитательная и экономическая: как белгородские пионеры берегли природу
19 мая исполняется 100 лет со дня рождения Всесоюзной пионерской организации
-
Статья
-
Статья
Самой беспокойной, неугомонной частью советского общества были пионеры. У юных ленинцев, кроме учёбы, всегда было очень много важных дел. Они заступались за слабых, помогали старшим, переписывались с ровесниками из социалистических стран, играли в «Зарницу», трубили пионерские сборы. А также сажали деревья и кустарники, сооружали скворечники и кормушки для птиц – список можно продолжать.
Но самой массовой общественно полезной затеей для ребят стал сбор макулатуры и металлолома. Подробнее об этом рассказывает «Белгородская правда».
С бумагой напряжёнка
Если вы до сих пор помните, что 20 кг макулатуры спасают от вырубки целое дерево, значит, тоже учились в советской школе образца 1970-х и носили красный галстук. С бумагой в Советском Союзе, как выразилась героиня фильма «Москва слезам не верит», тогда была напряжёнка. И государство доверило важное и ответственное дело – сбор бумажного вторсырья – школьникам. Году примерно в 1974-м сбор макулатуры стал обязательным мероприятием, причём дважды в год – осенью и весной. И практически сразу перерос в соревнование: между звеньями, отрядами, дружинами, школами.
Это было весело! Сначала дети вычищали от старых газет и журналов свои дома и квартиры – печатных изданий население в ту пору выписывало немало. Затем стайками ходили по соседям в поисках бумажной добычи. Иной раз хозяева не успевали закрыть дверь за одними юными сборщиками, как тут же на пороге вырастали другие. Самые смышлёные школьники заранее договаривались с соседями (особенно на это откликались пенсионеры), чтобы те берегли для них макулатуру.
Собрав, приносили её на школьный двор, где всё взвешивали и тщательно фиксировали в специальном журнале. Потом шефствующее над школой предприятие увозило макулатуру в пункт сбора. А уже оттуда вторсырьё отправлялось на бумажный комбинат.
«В нашей Стрелецкой средней школе была бытовая кладовка, туда мы приносили макулатуру, – вспоминает заведующая модельной библиотекой им. Александра Харыбина села Малобыково Красногвардейского района Наталья Торохова. – Бумагу в то время в домах не выбрасывали. Соревновались классами, кто больше соберёт».
Поощрением за победу в соревновании могла быть экскурсионная поездка всем классом в соседний город, например. Или книжка. Или просто грамота. Но в любом случае главной наградой для ребятни было понимание причастности к нужному и важному делу.
Это одна из немногих традиций, сохранившаяся в наши дни. В XXI веке школьники тоже собирают макулатуру и тоже соревнуются. Хоть и не носят при этом пионерские галстуки, как их бабушки и дедушки.
Всё ненужное – на слом
Ещё более интересным занятием для советских школьников был сбор металлолома. Во‑первых, потому что раздобыть его было всё‑таки тяжелее (в прямом и переносном смысле). А во‑вторых, как правило, в день сбора железного лома в школе отменялись уроки. Может быть, поэтому и запомнилась та пора особенно ярко?
В участии пионеров в заготовке металлолома воспитательная и экономическая задачи также объединились с природоохранной: дети очищали города и сёла от ржавеющего хлама. Юные граждане советской страны массово включились в сбор металлолома ещё в 1930-е годы.
В 1960 году «Союзмультфильм» выпустил добрый мультик «Железные друзья», наглядно объясняющий детворе, какую пользу народному хозяйству могут принести старые металлические чайники, бидоны и гвозди. Да что там – ведь даже Чебурашка и крокодил Гена самоотверженно помогали пионерам в сборе вторсырья.
Для самих же мальчишек и девчонок это было похоже на игру и даже на поиск клада. Они россыпью разбегались по улицам и дворам в поисках проржавевших тазиков, валяющихся металлических труб… Бывали и накладки, когда, например, с машинно-тракторной станции уносили ненароком какую‑нибудь нужную деталь. Такой эпизод вспоминает житель Борисовки Николай Ляшенко, который в конце 1950-х учился в школе имени Сталина (теперь это средняя школа № 1 имени Рудого):
«Напротив школы в то время находилась МТС. Как‑то во время сбора металлолома мы с другом Сашкой, чтобы отличиться, побежали туда и прихватили какую‑то железку тяжеленную. Тащили до школы волоком. Поначалу нас с Сашкой похвалили. А потом здорово ругали: оказалось, нужная на МТС вещь…»
Алексей Лазебный, чьё школьное детство прошло в 1960-е в чернянском хуторе Петровский, вспоминает:
«На машинный двор мы не ходили, задача стояла собрать металлолом по дворам. Ходили по соседям, собирали кастрюли, чугунки, грабли, лопаты поломанные, приносили в школу. Потом совхозная машина приезжала и забирала. Для нас это было весёлое занятие! Металла было много. Соревновались между собой. Приволок большую железяку – значит, передовик, королём ходишь по деревне. Благодарность тебе и уважение».
А пенсионер Владимир Стешенко из Корочи уверяет:
«Наш 6-й «Б» был лучшим классом в школе! Помню, мы умудрились кузов автомобиля дотащить до школы. Были в ту пору такие автомобили для инвалидов, лягушками назывались. Нам его отдал участник войны, инвалид. Погрузили мы кузов на тачку и повезли. А в 1962 году наш класс наградили поездкой в Москву».
Живое серебро
В 1970 году сам министр рыбного хозяйства СССР Александр Ишков призвал школьников страны вступать в отряды защитников рыбных хозяйств. И запустил большую всесоюзную операцию по спасению рыбы, назвав её «Живое серебро». Пример сверстникам показали юные ленинцы из Московской области, которые чистили берега водоёмов и спасали мальков на озере Селигер.
Так в Советском Союзе началось масштабное пионерское движение «Голубой патруль». Ему отводились серьёзные воспитательные и природоохранные цели: «Голубой патруль» – отряд стражей родной природы, защитников рыбных запасов страны. Сбережение рыбы – одна из основных задач «Голубого патруля». Отряд участвует в спасении мальков, в создании протоков и в других рыбоводно-мелиоративных работах, следит за чистотой рек, озёр, прудов и прибрежной полосы моря, проводит работу по озеленению и укреплению берегов водоёмов.
Сегодняшним детям, наверное, сложно понять, как школьники могли спасать мальков. На самом деле вклад пионеров здесь был немалым. Весной, во время разлива водоёмов, рыба для метания икры выбирает место помельче. А когда вода сходит, возвращаясь в привычное русло, мальки остаются на отмели, зарываются в ил и погибают. Поэтому мальчишки и девчонки, надев голубую нарукавную повязку, взяв бредни, сачки, корзины, вылавливали крохотных рыбёшек и выпускали в большую воду.
А кроме этого, изучали водную флору и фауну в своих городах или сёлах, помогали в расчистке берегов от мусора. И даже патрулировали реки, пруды и озёра вместе с инспекторами рыбнадзора! Самые активные защитники живого серебра награждались специальным значком Минрыбхоза СССР.
«В «Голубой патруль» я записалась в 6-м классе, за компанию с подружкой, – вспоминает жительница Белгородского района Ирина Мишукова. – Спасать мальков мне, правда, не довелось. Зато помню, как в середине 1970-х зимой в один из выходных вместе с руководителем нашего кружка Иваном Викторовичем рубили лунки на Северском Донце, чтобы рыба могла дышать. Морозно было в тот день! Вернувшись с речки, отогревались чаем в нашем школьном кабинете. За выполненное важное дело нас переполняла гордость!»
«Голубой патруль» не исчез бесследно: в 2016 году юные защитники природы вместе с педагогами помогли создать базу родников – в рамках областного проекта «Живое серебро Белгородчины».
Загадочные буквы
«Боря согнул ветку на деревце, но сломить её не успел. Кто‑то крепко взял его за руку, отвёл в сторону: «Ты сажал этот тополь?» Боря оглянулся. Рядом стояла группа ребят с голубыми повязками, на которых красовались загадочные буквы: «ЗП».
Так начинается рассказ советской писательницы Любови Воронковой. За теми буквами скрывается название ещё одного масштабного детского движения – «Зелёный патруль».
Его участники, как нетрудно догадаться, занимались охраной лесов и всей живности, эти леса населяющей.
Обязанностей у «зелёных» хватало: они высаживали деревья, собирали семена и шишки для лесничеств. Но, пожалуй, главный итог этой работы – дети по‑настоящему учились любить природу и в меру своих сил заботиться о ней. Солидности ребятам придавал значок, подтверждающий членство во Всесоюзном обществе охраны природы.
О пионерах из «Зелёного патруля» в начале 1960-х на «Моснаучфильме» сняли самый настоящий приключенческий художественный фильм. Главный герой по имени Димка вместе с товарищами помогает обезвредить опасного злостного браконьера.
Дело советских пионеров-экологов сегодня продолжают юннаты. Ведь времена и эпохи меняются, а детское стремление участвовать в интересных полезных делах – качество постоянное.
Евгений Состин, школьник времён 1960-х годов:
«Сбор металлолома в нашей 16-й школе всегда был архиважным событием. И когда мы, бодрые и загоревшие после летних каникул, 1 сентября пришли в свой 7-й «В», радости от встречи с одноклассниками не было предела. А через два дня на школьной доске объявлений появилось сообщение, что начинается традиционный месячник по сбору металлолома. После пятого урока большая часть класса, в котором насчитывалось 37 человек, собралась в пионерской комнате и единогласно решила: будем бороться за первое место.
На другой день в нашем секторе на школьном дворе появились первые трофеи – старые лопаты, две спинки от железной кровати, прогоревшая духовка от печки, десятка три ржавых болтов с гайками и даже два изломанных детских велосипеда.
Каждый день гора металлолома росла. Но через пару недель наш председатель совета пионерского отряда Лёнька Подгорник сообщил, что мы отстаём от 7-го «А». Все насторожились, но сделали правильные выводы – через неделю мы снова вышли вперёд и даже немного успокоились. Как вдруг на следующий день пацаны из 9-го «Б» притащили откуда‑то старый холодильник и кусок стальной трубы на полцентнера… Это был провал.
И тут самый молчаливый в классе Саня Прохоров вдруг выпалил: «Я недавно был на берегу и видел там старую дырявую металлическую лодку». Сообщение вызвало небывалое оживление. Пацанская половина класса на следующий день после уроков отправилась за добычей. Посудина на берегу оказалась огромной и тянула на четверть тонны. Но юный энтузиазм и горячее желание стать первыми в школе прибавило нам сил. Вытащили лодку к старой железнодорожной колее. И тут Лёньку осенило: а давайте тащить по рельсам, ведь трение металла по металлу меньше. Так и сделали. Хорошо, что это было по пути.
Через полтора часа наша гора металлолома на школьном дворе была самой внушительной. А ещё через три дня в школе объявили: «Победителем месячника стал 7-й «В» класс». Это было для нас настоящим праздником».
Нелля Калиева